ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-672/2021 от 16.08.2021 Курчатовского городского суда (Курская область)

Дело №2-672/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курчатов Курской области 16 августа 2021 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Халиной М.Л.,

с участием представителя истца - заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В.,

при секретаре Башкиревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области, к муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное обслуживание» об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

УСТАНОВИЛ:

Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области к муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное обслуживание» Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с распоряжением главы Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области от 25.11.2020 года №103а-р контрактным управляющим МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области назначена Титова М.Н., которая не имеет высшего образования в сфере закупок. 31.07.2020 года она получила удостоверение о повышении квалификации в АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальный нужд» в объеме 108 часов, что является нарушением требований ст. 195.1 ТК РФ, ч. 5 ст. 39, ч. 6 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Титова М.Н. не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему Титовой М.Н. выполнять возложенные на неё функции и полномочия в сфере закупок. Административный истец просит обязать МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения не менее 250 часов.

В судебном заседании заместитель Курчатовского межрайонного прокурора Шевелев А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Титова М.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобразования и науки России от 01.07.2013 N 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».

Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - уровеньзнаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.

Судом установлено, что согласно распоряжению главы Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области от 25.11.2020 года №103а-р контрактным управляющим МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области назначена Титова М.Н.

31.07.2020 г. Титова М.Н. получила удостоверение о повышении квалификации, выданное АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 108 часов, иных сведений о наличии высшего профессионального образования у Титовой М.Н. не имеется.

Таким образом, в нарушение требований статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н, контрактный управляющий МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Титова М.Н. не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области, не были осуществлены в полном объеме действия по соблюдению требований к уровню образования контрактного управляющего в части получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок товаров, работ, и услуг, для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п.1.5 Устава МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области, утвержденного постановлением главы Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области от 12.03.2014 г. №18, учредителем МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области является администрация муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области. Полномочия учредителя осуществляет Администрация Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области.

Как следует из п. 5.11 Устава, финансовое обеспечение деятельности Казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, в соответствии с требованиями закона МКУ «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области обязано обеспечить соответствие контрактного управляющего занимаемой должности по уровню образования, необходимого в сфере закупок и товаров, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость дополнительного финансирования и проведения ряда действий, установленных законодательством РФ, в связи с чем, приходит к выводу об установлении срока исполнения, а именно два месяца с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Курчатовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области, к муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное обслуживание» Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Л. Халина