ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-672/2023 от 24.08.2023 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-672/2023

УИД 91RS0021-01-2023-000713-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2023 года город Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Быховец М.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Устименко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры города Судака Республики Крым к администрации города Судака Республики Крым, третье лицо – Министерство внутренней политики информации и связи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

В мае 2023 года в Судакский городской суд поступило заявление Прокуратуры города Судака Республики Крым, которым с учетом уточнений просили возложить на администрацию города Судака Республики Крым обязанность разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией города Судака Республики Крым: 1) предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; 2) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства; 4) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; 5) отнесение к определенной категории земель и определение вида разрешенного использования земельных участков; 6) изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов; 7) присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта недвижимости; 8) выдача уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового сода на земельном участке на территории Республики Крым; 9) выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на территории Республики Крым требованиям законодательства о градостроительной деятельности; 10) выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала; 11) выдача разрешения на право организации розничного рынка, продление срока его действия, переоформление разрешения; 12) предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории городского округа Судак; 13) проведение процедур выдачи разрешения на приём ребёнка, не достигшего к началу учебного года возраста шести лет шести месяцев либо достигшего к началу учебного года возраста более восьми лет, в первый класс учреждения образования; 14) предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена; 15) приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения городской округ Судак Республики Крым, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования; 16) назначение опеки (попечительства), в том числе возмездной опеки (попечительства) по договору о приёмной семье; 17) передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования; 18) внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 19) предоставление информации об очерёдности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; 20) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 21) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании договоров водопользования; 22) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование; 23) регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым коммунального хозяйства и благоустройства; 24) признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; 25) предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; 26) перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилое помещение в жилое помещение; 27) выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунта; 28) предоставление копий муниципальных правовых актов; 29) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности; 30) выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов, посадку (взлет) на площадки, расположенные в границах городского округа Судак, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией города Судака Республики Крым, в ходе которой установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о предоставлении вышеперечисленных муниципальных услуг. Дальнейшее нарушение требований действующего законодательства создает административные барьеры при реализации гражданами и субъектами предпринимательской деятельности права на получение муниципальных услуг в электронном виде, в связи с чем прокуратурой предъявляется данное исковое заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Кулик Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города Судака Республики Крым ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований

Представитель третьего лица Министерства внутренней политики информации и связи Республики Крым в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, заблаговременно уведомленных о рассмотрении дела, уважительных причин неявки суду не представивших.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

К правам граждан в соответствии со ст. 5 Закона № 210-ФЗ относятся получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р (далее – Распоряжение № 1993-р) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, в том числе в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Распоряжения № 1993-р органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями № 1 и 1(1) к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению № 2.

Согласно указанному приложению предельный срок обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) установлен до 01.01.2014.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» органам местного самоуправления предписано организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденным настоящим постановлением; организовать внесение изменений в соглашения о взаимодействии в части установления порядка участия многофункционального центра в предоставлении муниципальной услуги путем включения в них утвержденной технологической схемы предоставления муниципальной услуги в течение 2 месяцев со дня такого утверждения.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 210-ФЗ ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.12.2017 № 702 утверждена Государственная программа Республики Крым «Информационное общество» на 2018-2020 годы (далее – Государственная программа). В состав Государственной программы входит Подпрограмма 4 «Электронное Правительство Республики Крым», одним из мероприятий которой является развитие и обеспечение функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Объемы и источники финансирования Подпрограммы 4, предусмотренные Государственной программой, установлены на 2018 – 2024 годы.

Судом установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о предоставлении следующих муниципальных услуг: 1) предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; 2) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства; 4) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; 5) отнесение к определенной категории земель и определение вида разрешенного использования земельных участков; 6) изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов; 7) присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта недвижимости; 8) выдача уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового сода на земельном участке на территории Республики Крым; 9) выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на территории Республики Крым требованиям законодательства о градостроительной деятельности; 10) выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала; 11) выдача разрешения на право организации розничного рынка, продление срока его действия, переоформление разрешения; 12) предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории городского округа Судак; 13) проведение процедур выдачи разрешения на приём ребёнка, не достигшего к началу учебного года возраста шести лет шести месяцев либо достигшего к началу учебного года возраста более восьми лет, в первый класс учреждения образования; 14) предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена; 15) приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения городской округ Судак Республики Крым, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования; 16) назначение опеки (попечительства), в том числе возмездной опеки (попечительства) по договору о приёмной семье; 17) передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования; 18) внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 19) предоставление информации об очерёдности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; 20) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 21) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании договоров водопользования; 22) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование; 23) регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым коммунального хозяйства и благоустройства; 24) признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; 25) предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; 26) перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилое помещение в жилое помещение; 27) выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунта; 28) предоставление копий муниципальных правовых актов; 29) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности; 30) выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов, посадку (взлет) на площадки, расположенные в границах городского округа Судак, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Прокуратурой города Судака Республики Крым в адрес администрации города Судака внесено представление об устранении нарушений законодательства, указано на необходимость устранить нарушения и обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде, однако требования прокурора исполнены частично.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из требований ст. ст. 2, 5, 10, 20 - 21, 29 Федерального закона "Об организации и предоставлении муниципальных услуг", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 797 а также, учитывает, что в настоящее время на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует актуальная информация о вышеперечисленных муниципальных услугах и не выполнены в полном объеме меры по обеспечению возможности предоставления в электронной форме муниципальных услуг.

Несмотря на вхождение Республики Крым в состав субъектов Российской Федерации только в марте 2014 года, срок интеграции в правовую, экономическую, информационную и иные сферы Российской Федерации на момент обращения прокуратуры с иском – завершен. Существенное увеличение срока реализации четвертого этапа по переводу муниципальных услуг в электронный вид создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Таким образом, требования прокуратуры города Судака Республики Крым о возложении обязанности на Администрацию города Судака Республики Крым разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о муниципальных услугах подлежат удовлетворению.

Руководствуясь, статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокуратуры города Судака Республики Крым к администрации города Судака Республики Крым, третье лицо – Министерство внутренней политики информации и связи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать администрацию города Судака Республики Крым разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией города Судака Республики Крым: 1) предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; 2) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства; 4) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; 5) отнесение к определенной категории земель и определение вида разрешенного использования земельных участков; 6) изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов; 7) присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта недвижимости; 8) выдача уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового сода на земельном участке на территории Республики Крым; 9) выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на территории Республики Крым требованиям законодательства о градостроительной деятельности; 10) выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала; 11) выдача разрешения на право организации розничного рынка, продление срока его действия, переоформление разрешения; 12) предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории городского округа Судак; 13) проведение процедур выдачи разрешения на приём ребёнка, не достигшего к началу учебного года возраста шести лет шести месяцев либо достигшего к началу учебного года возраста более восьми лет, в первый класс учреждения образования; 14) предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена; 15) приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения городской округ Судак Республики Крым, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования; 16) назначение опеки (попечительства), в том числе возмездной опеки (попечительства) по договору о приёмной семье; 17) передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования; 18) внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 19) предоставление информации об очерёдности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; 20) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 21) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании договоров водопользования; 22) предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование; 23) регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым коммунального хозяйства и благоустройства; 24) признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; 25) предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; 26) перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилое помещение в жилое помещение; 27) выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунта; 28) предоставление копий муниципальных правовых актов; 29) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности; 30) выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов, посадку (взлет) на площадки, расположенные в границах городского округа Судак, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Решение суда в окончательной форме принято 28.08.2023

Председательствующий судья: