ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-672/22 от 26.08.2022 Курагинского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-672/22

УИД 24RS0031-01-2022-000847-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

пгт. Курагино 26 августа 2022 г.

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мамоля К.В.,

при помощнике судьи Белякове Н.В.,

с участием истца представителя прокуратуры – помощника прокурора Курагинского района Карамашева Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курагинского района Красноярского края к МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», управлению образования администрации Курагинского района об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, обязании профинансировать мероприятия по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в Курагинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением, в котором просит суд: обязать МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, а именно обеспечить при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», расположенное по адресу: <адрес>, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обязать управление образования администрации <адрес> профинансировать мероприятия по устранению МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» нарушений законодательства о защите прав инвалидов, а именно обеспечить при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», расположенное по адресу: <адрес>, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить ответчикам срок для устранения данных нарушений законодательства 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Курагинского района Красноярского края выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно, при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что, по мнению истца, нарушает права, в том числе, граждан, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, являющихся, в том числе, посетителями данного образовательного учреждения, на получение информации об образовательном учреждении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Курагинского района о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах отсутствия не сообщил, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлял.

Представитель ответчика МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» - директор школы ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомила, в суд представлено не подписанное надлежащим образом заявление директора школы ФИО1 о рассмотрении дела в ее отсутствие, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, представила возражения, в котором не согласилась с исковыми требованиями в части обеспечения при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ№4» вывески с названием организации выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, поскольку указанная вывеска установлена на центральном входе школы в марте 2022 года, в связи с чем, в данной части просила в удовлетворении иска отказать. С остальными требованиями прокурора согласилась, срок для устранения нарушений считает разумным и обоснованным.

Представитель ответчика управления образования администрации <адрес>ФИО4 о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца – помощник прокурора Курагинского района Карамашев Н.В. в судебном заседании отказался от исковых требований в части обеспечения при входе МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» вывески с названием организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, а именно обязать ответчиков обеспечить при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» наличие вывески с графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обязать управление образования администрации Курагинского района профинансировать мероприятия по устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Исследовав материалы гражданского дела, с учетом доводов представителя истца, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлена обязанность руководителей органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Курагинского района была проведена проверка на предмет соблюдения МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, в результате которой установлено, что при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», расположенного по адресу: <...>, вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствует.

По выявленным нарушениям прокурором района было внесено представление на имя руководителя Управления образования администрации Курагинского района ФИО6, которое рассмотрено и 27.10.2021 сообщено, что с целью устранения выявленных нарушений управлением образования администрации района ведется работа по организации создания инвалидам условий доступности услуг, в том числе наличие при в ходе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В настоящее время ведется работа по определению объема денежных средств, которые будут запланированы на 2022 год. В настоящее время устранить выявленные нарушения законодательства не представляется возможным в связи с окончанием финансового года и невозможностью изыскать дополнительные ассигнования в бюджетах образовательных организациях. Устранение оставшихся нарушений законодательства будет предусмотрено за счет ассигнований бюджета 2022 года.

Из акта проверки от 26.07.2022, следует, что помощником прокурора Курагинского района ФИО7 проведена проверка с участием директора МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», которая показала, что при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» имеется вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, однако на вывески отсутствует график работы организации, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, что также подтверждается фотографией, представленной представителем ответчика. Таким образом, здание образовательного учреждения установленным требованиям в полном объеме не отвечает, поскольку вывеска на здании школы, как объекта социальной инфраструктуры, должна содержать информацию о ней в требуемом формате для создания условий для ее получения инвалидами по зрению.

В ходе судебного разбирательства представитель прокуратуры Курагинского района Карамашев Н.В. отказался от исковых требований в части обеспечения при входе МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» вывески с названием организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.

Предлагаемые прокурором меры не ведут к изменению конструктивных элементов здания, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации, отсутствие же соответствующей вывески умаляет права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды и эффективное вовлечение инвалидов в общество. При этом отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

Здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» как административное здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком как образовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность на территории п. Курагино, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Доказательств того, что выявленные при прокурорской проверке нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов в полном объеме устранены, стороной ответчика на момент рассмотрения дела судом не представлено.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №73 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, которым по отношению к образовательным организациям в соответствии с ведомственной структурой расходов районного бюджета является управление образования администрации Курагинского района.

Поскольку действиями ответчиков нарушаются права неопределённого круга лиц, которые могут пострадать в виду отсутствия исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов, то обращение в суд прокурора является правомерным.

При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенное, принимая во внимание обстоятельства дела, в целом свидетельствующие о нарушении прав учащихся указанного общеобразовательного учреждения, а также иных граждан, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, являющихся посетителями данного образовательного учреждения, на получение информации об образовательном учреждении, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Обсуждая срок исполнения решения – один год со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного решения, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, и приходит к выводу, что срок, определенный истцом для выполнения работ по устранению выявленных вышеописанных нарушений – один год со дня вступления решения суда в законную силу - отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий и исполнения решения суда.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокаменская средняя общеобразовательная школа №4» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», расположенное по адресу: <адрес>, вывеску с графиком работы организации, планом здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Возложить обязанность на управление образования администрации Курагинского района по финансовому обеспечению МБОУ «Краснокаменская СОШ №4» провести мероприятия по устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов, а именно обеспечить при входе в здание МБОУ «Краснокаменская СОШ №4», расположенное по адресу <адрес>, вывеску с графиком работы организации, планом здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий К.В. Мамоля

Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2022 г.

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022 г.