УИД 50RS0042-01-2023-007956-27
Дело №2-705/2024 (2-6731/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2024 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н., при секретаре Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н.В. к Администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о признании вынужденным переселенцем, назначении социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
С.Н.В. обратился в суд с иском к Администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о признании вынужденным переселенцем, назначении социальных выплат.
Из искового заявления усматривается, что согласно Указу Президента РФ от 27.08.2022г. № и Постановлению Правительства РФ от 02.09.2022г. № «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и иным лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию РФ» с 01 июля граждане ДНР, ЛНР, Украины, вынужденно покинувшие территории этих государств и прибывшие в Россию после 18 февраля, могут оформить социальные выплаты. ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа <адрес> истцом было направлено обращение о предоставлении социальной выплаты вынужденным переселенцам ДНР (поступило ДД.ММ.ГГГГ.). Администрация не ответила на данное обращение. При повторном обращении с заявлением о назначении социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Сергиево-Посадского городского округа сообщила в ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ. № о том, что обращение о назначении социальной выплаты должно быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, истец и направил первоначально заявление ДД.ММ.ГГГГ. истцом было отправлено заявление о назначении социальных выплат вынужденным переселенцам ДНР с вышеперечисленными фактами, однако, ответчиком в удовлетворении заявления снова было отказано со ссылкой на то, что заявление должно быть подано в Министерство социального развития <адрес>. Просит суд обязать Администрацию Сергиево-Посадского городского округа <адрес> признать С.Н.В. вынужденным переселенцем и назначить ему социальные выплаты.
Истец С.Н.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о рассмотрении дела, его представитель по доверенности Л.М.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.57), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика Администрации Сергиево-Посадского городского округа по <адрес> по доверенности З. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о рассмотрении дела (л.д.57), представила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Администрация Сергиево-Посадского городского округа <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком и заявленные требования не подлежащими удовлетворению поскольку, в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ от 30.12.2015г. №467-ФЗ «О вынужденных переселенцах» лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст.1 Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством РФ порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания. Признание граждан вынужденными переселенцами осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 04.09.2019г. № «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия». Таким образом, Администрация Сергиево-Посадского городского округа не обладает полномочиями по признанию граждан вынужденными переселенцами. Кроме того, с 1 июля граждане ДНР, ЛНР, и Украины, вынужденно покинувшие территории этих государств и прибывшие в Россию после 18 февраля, могут оформить социальные выплаты, установленные Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и постановлением Правительства РФ от 02.09.2022г. № «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и иным лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию РФ». Вместе с тем, выплаты, установленные указом, не распространяются на лиц, признанных беженцами. Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах, возникающих при назначении и выплате социальных пособий и компенсационных выплатах семьям с детьми и другим категориям граждан» указано, что лицам, прибывшим в ФИО1 из республик, ранее входивших в состав СССР, назначение и выплата социальных пособий и компенсационных выплат производится только в случае их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами по месту основной работы матери, если мать не работает – по месту основной работы отца. В иных случаях выплата пособий и компенсаций производится в органах социальной защиты населения (л.д.55).
Представитель третьего лица Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Этим же законом установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1 указанного Закона Российской Федерации вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно п.1 ст.3 ФЗ от 30.12.2015г. №467-ФЗ «О вынужденных переселенцах» лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст.1 Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством РФ порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания.
Признание граждан вынужденными переселенцами осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 04.09.2019г. № «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия».
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" установлен порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, в соответствии с которым лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания. К ходатайству прилагаются поименованные данной нормой документы.
Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может обратиться с ходатайством также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех дней со дня поступления ходатайства (пункт 3).
Порядок осуществления государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 602.
Из материалов дела следует, что истец С.ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги по принятию на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений вынужденных переселенцев, а также предоставить социальные выплаты, которые закреплены в законодательстве РФ, и признать его вынужденным переселенцем. К данному обращению истец приложил копию паспорта, копию свидетельства о браке и копию расчетного счета заявителя (л.д. 11), а также заявление, установленной формы о предоставлении государственной услуги по принятию на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений вынужденных переселенцев (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ. истец направил в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа обращение о назначении социальных выплат вынужденным переселенцам ДНР, а именно: С.Н.В. и членам его семьи – С.Н.В. и С. (л.д. 14-15)
Согласно ответу Администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-исх, С.Н.В. разъяснено, что социальные выплаты, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2022г. №, предоставляются за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, при этом заявление о назначении социальной выплаты должно быть подано не позднее 31.12.2022г. (л.д. 19)
Не согласившись с указанным ответом, С.Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения Сергиев Посад о признании его вынужденным переселенцем, назначении социальных выплат.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2022г. № «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и иным лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию РФ», лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, вправе обратиться за получением следующих выплат: а) ежемесячная социальная выплата инвалидам; б) ежемесячная пенсионная выплата; в) доплата к ежемесячной пенсионной выплате или ежемесячной социальной выплате инвалидам, предоставляемая инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, достигшим возраста 80 лет; г) ежемесячная выплата ветеранам Великой Отечественной войны; д) единовременная выплата беременным женщинам; е) единовременная выплата при рождении ребенка; ж) ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 23 лет (при условии обучения по очной форме); з) ежемесячная выплата единственному родителю на каждого ребенка.
Выплаты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - социальные выплаты), предоставляются в зависимости от статуса лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами. Заявление о назначении социальной выплаты подается в уполномоченный орган по месту пребывания лица, прибывшего на территорию Российской Федерации, в соответствии с примерной формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1547.
Лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации, при обращении за получением социальных выплат подтверждает законные основания пребывания на территории Российской Федерации путем представления в уполномоченный орган следующих документов или сведений: а) миграционная карта; б) отметка в документе, удостоверяющем личность, о пересечении государственной границы при въезде на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ; в) разрешение на временное проживание; г) вид на жительство; д) отметка о регистрации по месту жительства либо отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания; е) иные документы (сведения), подтверждающие временное пребывание на территории Российской Федерации, которые указываются лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации, в заявлении о назначении социальной выплаты.
Из материалов дела не следует, что С.Н.В. обращался в УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу <адрес> с заявлением о признании его вынужденным переселенцем, в связи с чем, ввиду отсутствия у истца статуса вынужденного переселенца, права на получение социальных пособий и компенсационных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2022г. № «О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и иным лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию РФ», С.Н.В. не имеет. В судебном заседании представитель истца не оспаривал, что истец не обращался с соответствующим заявлением установленной формы в УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу <адрес> о предоставлении государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца.
Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах, возникающих при назначении и выплате социальных пособий и компенсационных выплатах семьям с детьми и другим категориям граждан» указано, что лицам, прибывшим в ФИО1 из республик, ранее входивших в состав СССР, назначение и выплата социальных пособий и компенсационных выплат производится только в случае их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами по месту основной работы матери, если мать не работает – по месту основной работы отца. В иных случаях выплата пособий и компенсаций производится в органах социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена форма заявления о назначении выплат гражданам Донецкой народной республики, луганской народной республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой народной республики, луганской народной республики, Украины и прибывшим на территорию РФ. Указанная форма предусматривает обязательное указание вида выплаты.
Вместе с тем, документов, подтверждающих обращение истца с соответствующим заявлением установленной формы о предоставлении государственной услуги о выплате пособий, в материалы дела истцом не представлено. Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением установленной формы только о предоставлении государственной услуги по принятию на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений вынужденных переселенцев.
Суд находит заслуживающими внимания и доводы стороны ответчика о том, что заявленные истцом исковые требования к Администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о признании вынужденным переселенцем предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ГК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Поскольку Администрация Сергиево-Посадского городского округа <адрес> не наделена полномочиями по признанию граждан вынужденными переселенцами, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С.Н.В. к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании вынужденным переселенцем, назначении социальных выплат - отказать.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2024 года.
Судья С.Н. Пчелинцева