ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6735 от 31.12.9999 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Центральный районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-6735/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Рудых Г.М.

при секретаре Рябовой Е.В.

с участием представителя истца Лисицкого В.И. – Боруш В.И., представителя Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Коломиец Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Лисицкого В.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальному управлению по Красноармейскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в связи с увечьем и взыскании образовавшейся задолженности

УСТАНОВИЛ:

Истец Лисицкий В.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальному управлению по Красноармейскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в связи с увечьем и взыскании образовавшейся задолженности. Свои требования мотивирует тем, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2-ой группы в причинной связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. УСЗН Администрации Волгоградской области с даты получения удостоверения ставшего инвалидом ДД.ММ.ГГГГ выплачивало ему ежемесячно сумму возмещения вреда в твёрдой сумме, размер которой составлял 2 500 рублей. Просит суд применить с ДД.ММ.ГГГГ индекс роста величины прожиточного минимума по Волгоградской области -1,198; с ДД.ММ.ГГГГ индекс – 1,588; с ДД.ММ.ГГГГ индекс – 1,107; с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста инфляции – 1,11; с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент инфляции – 1,09; с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент инфляции – 1,08; с ДД.ММ.ГГГГ -1,105; с ДД.ММ.ГГГГ -1,13; с ДД.ММ.ГГГГ -1,1. Обязать территориальное управление по Красноармейскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области установить Лисицкому В.И. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 449 рублей 37 копеек с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству Российской Федерации. Обязать Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области представить в Федеральную службу по труду и занятости реестр для перечисления в кредитную организацию по месту жительства Лисицкого В.И. из средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно пожизненно денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 9449 рублей 37 копеек с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству Российской Федерации; а также представить в Федеральную службу по труду и занятости в ... реестр на единовременную сумму погашения задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 316656 рублей 18 копеек.

В судебное заседание истец Лисицкий В.И. не явился, предоставил право представлять свои интересы Боруш В.И., действующему на основании доверенности.

Представитель истца Лисицкого В.И. - Боруш В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, внес уточнение в части касающейся расчетов, попросил применить за 2010 год индекс роста потребительских цен на товары и услуги 1,071; устранил арифметические ошибки и определил общую сумму задолженности в размере 318 730 руб. 14 коп..

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Коломиец Е.Н. просила в иске отказать, мотивируя это тем, что индексация указанных сумм производилась органами соцзащиты на основании Постановлений Правительства Российской Федерации с 2004 года.

Представитель ответчика - Территориального управления социальной защиты населения по Красноармейскому району УСЗН Администрации Волгоградской области, в судебное заседание не явился, возражений не представил, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца Лисицкого В.И. по доверенности Боруш В.И., исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, государственные пенсии, в том числе пенсии по инвалидности, пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба («вреда» - в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179 –ФЗ) вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» «гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленным настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы».

Это подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда РФ: «Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения».

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом изменений, внесенных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года, разъяснено, что… исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами».

Если для каких-либо выплат, входящих в объем возмещения вреда, не установлен особый порядок индексации, то данные выплаты индексируются в порядке, установленном для индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, в части утраченного заработка.

При этом Конституционный Суд РФ указал, что механизм индексации должен отвечать таким критериям, как безусловность, обязательность, регулярность, своевременность, эффективность и стабильность. Отсутствие критерия индексации не приводит к тому, что право на защиту от инфляции утрачивает силу, оно подлежит обязательной реализации на основании норм и принципов гражданского законодательства, прежде всего п.1 ст. 1091 ГК РФ.

Таким образом, индексация (в связи с инфляцией) сумм, входящих в объем возмещения вреда, обусловлена прямым действием Конституции РФ, является конституционной обязанностью государства как причинителя вреда здоровью, и реализация права на защиту от инфляции не ставится в зависимость от наличия или отсутствия специального критерия индексации.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, суммы ежемесячных выплат, предусмотренные частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью и иных выплат граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью и иных выплат, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумму возмещения вреда и иных выплат с учётом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует – на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

В Определении Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 года № 5-В09-92 говорится о существенном нарушении судами норм материального права, влекущем для заявителя значительные последствия в виде уменьшения размера выплаты сумм возмещения вреда.

В связи с изменением судебной практики по данному вопросу опубликовано Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2009 года № 5-В09-92 (Бюллетень ВС РФ № 4 2010 г.) о правильной индексации ежемесячной суммы возмещения вреда за период 2002 -2004 г.г., где указано: «При индексации сумм возмещения вреда, причинённого здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, индекс роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, подлежащий применению с 1 января 2002 года, определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров в данном субъекте Российской Федерации за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в этом же субъекте Российской Федерации в 2000 году».

При этом судам надлежит руководствоваться правовыми позициями Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2002 г. № 11-П и Определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. № 36-О.

По своей сути Определения Верховного Суда РФ дополнительно и расширено дают разъяснение пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав. Гарантированных законом Российской федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7), т.е. ориентирует суды на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта РФ, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. № 364 –О, при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации 2002-2004 гг. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В пункте 3.2. Определения № 364-О от 4 октября 2005 г. Конституционный Суд РФ указал: в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Таким образом, право выбора критерия (порядка) индексации компенсационных выплат, установленных законом (применение к размеру возмещения вреда коэффициентов роста уровня инфляции или критерия индексации по величине прожиточного минимума), принадлежит получателю указанных выплат.

Согласно правовой позиции пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005 года № 7, индекс роста величины прожиточного минимума с 1 января 2002 г. должен быть определен как отношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсии онеров за 2001 г. к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 г.

Приведённое (в извлечении) в Бюллетене ВС РФ № 4 от 2010г. Определение судебной коллегии Верховного суда РФ публикуется в связи с изменением судебной практики по данному вопросу.

Согласно правовой позиции Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 26 судам необходимо иметь в виду, что вынесение решения об индексации сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 6, а в ином порядке свидетельствует о наличии судебной ошибки и такое решение не может быть признано справедливым, а судебная защита – полной и эффективной, поскольку допущена судебная ошибка.

Учитывая вышеизложенное следует руководствоваться данными, полученными в федеральных органах исполнительной власти.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путём сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.

При расчётах возмещения вреда используются сведения о росте величины прожиточного минимума в Волгоградской области, утверждённые Постановлениями главы администрации, которые истребованы в Волгоградском областном комитете государственной статистики.

Кроме этого на основании статьи 7 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-фз «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая 2000 года,22 августа 2004 года, 24 июля 2009 года)- « сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Представленные комитетом статистики по Волгоградской области ежеквартальные данные о росте величины прожиточного минимума в денежном выражении прошли в рамках закона утверждение и опубликованы в официальном издании газете «Волгоградская правда», имели практическое применение исполнительными органами власти в работе на территории Волгоградской области. Все иные данные о величине прожиточного минимума исходящие от комитета по труду и от Управления социальной защиты населения носят не правовой характер, не должны иметь место и тем более практическое применение в работе исполнительных органов власти.

Использовать коэффициенты, предложенные ответчиком, опираясь при расчете индексации в 2002 г. на не утвержденные данные Комитета по труду, нельзя (в письме к Начальнику УСЗН администрации Волгоградской области от 06.03.03. Председатель Комитета по труду сообщал о невозможности применять данную информацию).

Необходимо учитывать правовые позиции Постановления Конституционного суда РФ от 19.07.2002 г. № 11-П и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005 г. № 7, согласно которым суды при рассмотрении конкретных дел должны учитывать необходимость ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума с учетом потребительской корзины, которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме (суд установил, что данное законодательство до 01.01.2002 г. отсутствовало), а если таковое отсутствует - на основе данных полученных в федеральных органах исполнительной власти.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г.) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с п.1.1.Положение о Комитете по труду Администрации Волгоградской области (утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24 мая 1999 г. N 370) Комитет по труду Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) является структурным подразделением Администрации Волгоградской области, осуществляющим государственную политику в сфере труда, трудовых отношений и координирующим работу по этим направлениям на территории Волгоградской области. Комитет входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.

Согласно же Положению о Федеральной службе государственной статистики (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. №399) Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правила мониторинга инфляции в Российской Федерации регламентируется Основными положениями о Порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23).

Наблюдение за потребительскими ценами в России ведется Росстатом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики».

Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В ее функции входит разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы; сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации.

И ранее в соответствии с законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. № 1799-1 наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики. И после признания утратившим силу данного закона федеральным органом исполнительной власти, представляющим информацию о потребительских ценах, являются органы государственной статистики.

На основании вышеизложенного суд считает, что Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области является тем федеральным органом исполнительной власти, который располагает такими данными и предоставляет их заинтересованным в данной информации лицам, то суд должен был производить расчет на основании данных представленных этим органом.

Представитель Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области подтвердил факт, что Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области является тем органом, который уполномочен государством, предоставлять данные о величине прожиточного минимума. Кроме того, обозрев имеющиеся в материалах дела справки, выданные Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области о величине прожиточного минимума для пенсионеров Волгоградской области, подтвердил их правомерность, расхождения в справках отсутствуют.

Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области и по Постановлениям Главы Администрации области среднегодовая величина прожиточного минимума в Волгоградской области за 2000 год составляет 662 руб.; за 2001 год – 793 руб.; за 2002 год – 1259 руб.; за 2003 год – 1393 руб.

Используя эти данные и механизм расчёта роста ВПМ по Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 (П.6) для определения роста величины прожиточного минимума к 2002 году, необходимо среднегодовую величину прожиточного минимума за 2001 год разделить на среднегодовую величину прожиточного минимума для пенсионеров (инвалидов) за 2000 год: 793 руб. : 662 руб. = 1,198. Рост величины прожиточного минимума по такой же методике расчёта к 2003 году составит: 1259 руб. : 793 руб. = 1,588. Рост величины прожиточного минимума для пенсионеров к 2004 году составит: 1393 руб. : 1259 руб. = 1,107.

Данная позиция согласуется со ст. 1091 ГК РФ, которая предусматривает увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни, так как обязательство по возмещению вреда жизни и здоровью представляет собой денежное обязательство и поэтому, будучи длящимся, объективно подлежит изменению в стоимостном выражении в связи с инфляционными процессами в экономике. Поскольку суммы, выплачиваемые по такому обязательству, предназначены на содержание гражданина, они должны увеличиваться в той же пропорции, в которой повышается уровень стоимости жизни.

Таким образом, применение вышеуказанных коэффициентов при индексации сумм возмещения вреда здоровью за период с 2002 г. по 2004 г. соответствует действующему законодательству, правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 августа 2009 г. № 5-В09-92.

Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 года) – «Размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1) ч.ч. 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции настоящего Федерального закона, индексируется с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральном законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», Федеральным законом от декабря 2003 года «О федеральном бюджете на 2004 год», Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», Федеральным законом от декабря 2005 года «О федеральном бюджете на 2006 год», Федеральным законом от декабря 2006 года «О федеральном бюджете на 2007 год», Федеральным законом от 24 июля 2007 года №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 163 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 и от 9 августа 2005 года № 496», Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007года№171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007года№914 «Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

То есть дальнейшая индексация ежемесячной суммы возмещения вреда должна проводиться с применением индексов роста инфляции с 01.01. 2005 года – 1,11; с 01 января 2006 года – 1,09; с 01 января 2007 года – 1,08; с 01 января 2008 года – 1,105; с 01 января 2009 г. – 1,13; с 01 января 2010 года – 1,1.

Управление социальной защиты населения с 01 января 2002 года выплачивало Лисицкому В.И. ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 2500 рублей.

Указанная сумма не индексировалась в соответствии с действующим законодательством.

Между тем, согласно ст.5 Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05 апреля 2005 года № 7 установлено, что в соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако, если размер компенсации, установленный пунктом 25 ч.1 ст. 14 базового Закона (в редакции ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме.

Суд приводит правильный расчет ежемесячной суммы возмещения вреда Лисицкому В.И. и суммы задолженности по недоплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом выплаченных сумм возмещения вреда, согласно справки Управления социальной защиты населения ....

...

...

...

  ...

  ...

  ...

  ...

...

...

...

Исходя из правовой позиции Пленума Верховного суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного суда от 5 апреля 2005 года № 7 (п. 16), с учетом изменений, внесенных Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 11 мая 2007 г., задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

В связи с тем, что истцу причинен имущественный вред, суд находит обоснованными требования об индексации суммы денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2003 года по 30 сентября 2010 года в связи с их несвоевременной выплатой по росту потребительских цен.

Индексы потребительских цен исчислены по справке органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.

Таким образом, недополученные истцом суммы денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2000 года по 30 сентября 2010 года подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой в соответствии с индексами роста потребительских цен.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие проживания (работы) на радиационно-загрязнённых (сверх допустимого уровня) территориях, как относящихся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, иных выплат, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 ст.14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) являются органы социальной защиты населения, независимо от того, является ли гражданин работающим или неработающим.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 года № 868 Федеральная служба по труду и занятости осуществляет в 2010 году финансировании расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счёт средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2010 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лисицкого В.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальному управлению по Красноармейскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в связи с увечьем и взыскании образовавшейся задолженности - удовлетворить.

Обязать территориальное управление по Красноармейскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области установить Лисицкому В.И. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 449 рублей 37 копеек с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области представить в Федеральную службу по труду и занятости реестр для перечисления в кредитную организацию по месту жительства Лисицкого В.И. за счёт казны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно пожизненно денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 9449 рублей 37 копеек с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству Российской Федерации; а также представить в Федеральную службу по труду и занятости в ... реестр на единовременную сумму погашения задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 318 730 рублей 14 копеек.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья -