Дело № 2-673/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2014 года город Норильск район Талнах
Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,
при секретаре Проценко А.П.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» о взыскании выходного пособия и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском в суд, в котором просит взыскать с ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» невыплаченное выходное пособие в размере 25896 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что истица работала в муниципальном учреждении «Управление здравоохранения Администрации города Норильска», которое постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № было ликвидировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена в связи с ликвидацией учреждения.
При увольнении истцу было выплачено выходное пособие за январь 2014 года, исходя из расчета 17 рабочих дней, в размере 73373 рублей 66 копеек, включающее дополнительные компенсационные выплаты.
Рассчитывая размер выходного пособия за январь 2014 года, ответчик исключил нерабочие праздничные дни в количестве шести дней (1, 2, 3, 6, 7, ДД.ММ.ГГГГ), что привело к нарушению имущественных прав истицы и сказалось на материальном положении членов ее семьи.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что в январе 2014 года общалась со своей бывшей коллегой ранее работавшей в Таймырском муниципальном районе в управлении здравоохранения, которое так же было ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ. Однако сотрудникам данного учреждения при ликвидации было выплачено выходное пособие из учета 23 рабочих дней за январь 2014 года, в то время как истица получила выходное пособие за 17 рабочих дней в январе. Истица обращалась за соответствующим разьяснением к специалистам Управления с просьбой пересчитать выходное пособие, но получила рекомендацию обратиться в суд. Само обращение в суд и данная ситуация для истца является морально тяжелой, причиняет нравственные страдания. Компенсацию причиненного морального вреда истица оценивает в 10000 рублей и намерена использовать часть недополученной суммы для оказания помощи своим престарелым родителям.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. По существу заявленных исковых требований пояснила, что истица уволена по законному основанию, в связи с ликвидацией учреждения и с соблюдением установленного порядка расчета и выплаты выходного пособия. Выплата выходного пособия расчитана в размере среднего месячного заработка в соответствии с частью 3 статьи 180 Трудового Кодекса РФ. Руководствуясь п. 1.4 «Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск», утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 № 17-403, истцу начислены дополнительные компенсационные выплаты. Согласно статьей 7.1 Закона Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями» в локальных природно-климатических зонах Крайнего Севера (муниципальное образования город Норильск согласно Указу Губернатора Красноярского края от 10.05.2006 №51-уг относится к локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера) органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные компенсационные выплаты лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера, выплачиваемые за счет средств местных бюджетов, если установление данных выплат не отнесено к компетенции органов государственной власти и не исключено из компетенции органов местного самоуправления федеральным законодательством. Компенсационные выплаты имеют характер социальной выплаты и не являются элементом заработной платы. В соответствии с пунктом 1.4 Положения о дополнительных компенсационных выплатах (далее - ДКВ) лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образования город Норильск, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 № 17-403 (далее Положение), ДКВ устанавливаются жителям муниципального образования город Норильск: - основным местом работы, которых являются учреждения, организации, расположенные на территории муниципального образования город Норильск, финансируемые из средств бюджетов различного уровня, средств Фонда обязательного медицинского страхования и иных источников (далее - учреждения, (организации», согласно Приложению 1 к Положению); - работникам, уволенным из учреждений (организаций), указанных в Приложении 1 к настоящему Положению, на период сохранения за ними, в соответствии с законодательством, средней заработной платы. Пункт 1.3 Положения определяет, что организация выплаты осуществляется путем перечисления на расчетный счет Фонда социальной защиты населения Финансовым управлением Администрации города Норильска из бюджета муниципального образования город Норильск денежных средств в виде субсидии для осуществления ежемесячных ДКВ. Пунктом 2.1 Положения установлено, что ДКВ рассчитываются путем умножения установленного коэффициента ДКВ на фактически начисленную заработную плату. Фонд осуществляет контроль начисления дополнительных компенсационных выплат по ведомостям, представленным учреждениями (организациями). В случае обнаружения неточностей или ошибок Фонд возвращает ведомости начисления ДКВ в учреждения (организации) без исполнения для устранения замечаний (п. 3.3 Положения). Размеры коэффициентов ДКВ работников управления здравоохранения определены в подпункте 2 пункта 2.3 Приложения 2 к Положению. Размер коэффициента ДКВ утвержден в размере - 1,27. МУ «Управление здравоохранения» являлось структурным подразделением Администрации города Норильска. Для оплаты труда работников Администрации города Норильска и ее структурных подразделений, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования город Норильск, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ, Законом Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" от 24.04.2008 N 5-1565, утверждено Решение Норильского городского Совета депутатов от 24.06.2008 №12-263 «Об утверждении положений об оплате труда муниципальных служащих органов МСУ муниципального образования город Норильск». Настоящее Положение определяет условия, размеры и порядок оплаты труда муниципальных служащих Администрации города Норильска, ее структурных подразделений, территориальных исполнительно - распорядительных органов, функциональных органов и самостоятельных отделов Администрации города Норильска, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования город Норильск, а также порядок формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих. Должность ФИО1 относится к категории муниципальной службы. Согласно ст. 178 ТК РФ размер выходного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на период выплаты, то есть на первый календарный месяц со дня увольнения без учета праздничных дней. Согласно п. 9 Положения N 922 средний дневной заработок для расчета выходного пособия исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней. Для этого нужно сложить заработок работника, начисленный за 12 месяцев до увольнения (с 1-го по 30-е (31-е) число месяца), а затем полученную сумму разделить на фактически отработанное за этот период время (количество рабочих дней или рабочих часов, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени). Расчетным периодом для определения суммы выходного пособия за январь 2014 года (в размере среднемесячного заработка) ФИО1, является период с 01 января по 31 декабря 2013 года. Заработная плата истца за этот период составила - 383 442,66 руб. в расчетном периоде отработано 187 рабочих дней.
Расчет суммы выходного пособия, произведен следующим образом. Средний дневной заработок ФИО1 составит: 353 443,66 руб./ 187 раб. дн.=2050,50 руб. В первом месяце после увольнения (с 01 января по 31 января 2014 года) - 17 рабочих дней. Сумма выходного пособия равна 34 858,50 руб. (2050,50 руб.х 17 раб.дн.).
Руководствуясь п. 1.4 «Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск», утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 № 17-403, истцу начислены дополнительные компенсационные выплаты в сумме 44 270,30 руб. (34 858,50 руб.х на размер ДКВ 1,27). Начисление выходного пособия отражено бухгалтерской проводкой, записью в журнале операций № 6, согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Данная начисленная сумма (34 858,50 руб.) отражена в расчетном листке ФИО1 за декабрь 2013 года (период расчета - 01.14г), без удержания НДФЛ. Так же отражена сумма доп. компенсационных выплат (44 270,30 руб.). Удержан НДФЛ (13%)-5 755,00 руб., сумма перечисления составила - 38 515,30 руб. Вышеуказанные сумма перечислены на лицевой счет ФИО1, открытый в Восточно-Сибирский филиале ОАО «РОСБАНК» г.Красноярск (Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ «Росбанк» г.Красноярск, ДО «Ленинский проспект»), 17.12.2013 г. (выходное пособие) и 19.12.2013 г. (дополнительные компенсационные выплаты). В течение первого месяца после увольнения ФИО1 не смогла трудоустроиться. В счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения (за январь 2014 года), ей была зачтена сумма выплаченного выходного пособия, рассчитанного в рабочих днях. В настоящее время действует Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н. В соответствии с этим Порядком данная норма исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из продолжительности ежедневной работы (смены), например, при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, при продолжительности рабочей недели 36 часов она составит 7,2 часа. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово. Довод истца о том, что основанием для выплаты выходного пособия за нерабочие праздничные дни в количестве шести дней (1,2,3,6,7,8, января 2014 года) является необоснованным, так как при пятидневной рабочей неделе, данные дни являются выходными днями (производственный календарь на 2014 год). Муниципальное учреждение «Управление здравоохранения» являлось структурным подразделением Администрации города Норильска. Правила трудового распорядка, существовавшие в учреждении, утверждены Постановлением Администрации города Норильска от 28 апреля 2007г. N 872 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка» (далее Правила).
Представитель третьего лица Администрации города Норильска – ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала возражения ответчика по изложенным обстоятельствам.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части, при этом учитывает следующее.
В соответствии со ст. 164 ТК РФ, установлено, что гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Статья 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состояла в трудовых отношениях с МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент увольнения выполняла функции главного специалиста отдела по управлению и лицензированию фармацевтической деятельности МУ «Управления здравоохранения Администрации города Норильска».
В соответствии с постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено ликвидировать муниципальное учреждение «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена в связи с ликвидацией учреждения, поскольку выразила согласие на увольнение до истечения срока, исчисленного со дня ознакомления с предупреждением о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения.
При увольнении истцу было выплачено выходное пособие за январь 2014 года, исходя из расчета 17 рабочих дней, в размере 73373 рублей 66 копеек, включающее дополнительные компенсационные выплаты. Таким образом, средний дневной заработок истца работодатель исчислил в размере 4316 рублей 10 копеек.
В соответствии с производственным календарем на 2014 года 1, 2, 3, 6, 7, ДД.ММ.ГГГГ являются нерабочими праздничными днями.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются копиями трудового договора, предупреждения, постановления и распоряжения Администрации города Норильска, расчетного листка, и не оспариваются сторонами (л.д. 4-6, 16-22, 23, 71).
Однако по смыслу приведенных положений ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающими понятие гарантий и компенсация, сохранение за работником, уволенным по сокращению численности (штата), среднего месячного заработка на период трудоустройства является по своей правовой природе компенсационной денежной выплатой, установленной в целях возмещения уволенному работнику утраченного в связи с увольнением заработка на время поиска нового места работы, поэтому исчисление утраченного заработка должно производиться с учетом гарантий прав работников данной категории на оплату труда, в том числе и в нерабочие праздничные дни.
Согласно положениям ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Приведенные положения относятся и к порядку исчисления среднего месячного заработка, учитываемого при определении выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации), по правилам, установленным ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Поэтому, в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об установлении уволенному работнику фиксированного размера оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат - оклада (должностного оклада), при применении положений ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации следует исчислять средний заработок работника, учитываемый для определения суммы выходного пособия, путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, поскольку нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие.
Как следует из материалов гражданского дела, работодатель не оспаривает право работника на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Однако выходное пособие выплачено истцу без учета нерабочих праздничных дней 1, 2, 3, 6, 7, 8 января 2014 года.
С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание положения приведенных выше законодательных актов, ФИО1, вопреки доводам истца, была вправе рассчитывать на получение выходного пособия с учетом необходимости оплаты 1, 2, 3, 6, 7,8 января 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика невыплаченного выходного пособия с учетом оплаты за шесть нерабочих праздничных дней в размере 25896 рублей 60 копеек (4316,10*6=25896,60), подлежат удовлетворению.
Указанное обстоятельство является нарушением прав работника на получение причитающихся компенсаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
По смыслу ст. 237 ТК РФ в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, т.е. не требует дополнительного доказывания. Закон не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случае нарушения имущественных прав работника, право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями, в том числе и в настоящем случае.
При наличии факта нарушения трудовых прав работника считает обоснованными требования о компенсации морального вреда.
Вместе с тем, учитывая характер нарушения трудовых прав работника, степень физических и нравственных страданий истца, доказательства, представленные истицей в обоснование размера компенсации, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований, что составляет 1076 рублей 89 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» о взыскании выходного пособия и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» в пользу ФИО1 невыплаченное выходное пособие в размере 25896 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 30896 (тридцать тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей 60 копеек.
Взыскать с ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации города Норильска» в муниципальный бюджет г.Норильска государственную пошлину в размере 1176 (одна тысяча сто семьдесят шесть) рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд (в районе Талнах) в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.В. Шевелева
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2014 года