ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-673/2014 от 18.04.2014 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)

         Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                     Дело № 2-673/2014

 18 апреля 2014 года       г.Изобильный

 Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

 председательствующего судьи Винниковой Н.И.,

 с участием старшего помощника прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А.,

 при секретаре судебного заседания Висич О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Изобильненского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Передового сельсовета <адрес> незаконным,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Изобильненского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Передового сельсовета <адрес> незаконным, выразившимся в непринятии мер к постановке на учет муниципальной собственности - бесхозяйный Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, расположенный на <адрес>.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А. заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района была проведена проверка выполнения требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части постановки на учет в качестве бесхозного военно-мемориального объекта.

 В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Передового сельсовета имеется Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, не имеющий собственника. До настоящего времени администрацией Передового сельсовета не принято мер для государственной регистрации права на недвижимое имущество, что свидетельствует о ее бездействии. Просит признать бездействие администрации Передового сельсовета <адрес> по непринятию мер к постановке на учет муниципальной собственности бесхозяйный Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, расположенный на <адрес>.<адрес> и обязать администрацию Передового сельсовета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет Памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

 Представитель администрации Передового сельсовета, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представлено заявление от главы Передового сельсовета С.В. о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и одновременно сообщает, что администрацией принимаются меры по оформлению в части постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимости - Памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, расположенного в <адрес>

 Суд, выслушав старшего помощника прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А., исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 В силу ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 Статьей 48 указанного Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п.1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п.3).

 Согласно п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003

 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

 Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

 В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Передового сельсовета имеется Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, не имеющий собственника, что подтверждается информацией, предоставленной заместителем главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> О.В. от ДД.ММ.ГГГГ

 Запись о государственной регистрации прав на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержится, что подтверждается информацией начальника Изобильненского межрайонного отдела управления Росреестра по <адрес> Е.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ.

 По сообщению главы администрации Передового сельсовета <адрес> С.В. от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ на территории Передового сельсовета расположены 4 памятника: в пос.<адрес> - Мемориал памяти погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, памятник погибшей молодежи; в <адрес> - памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны и памятник погибшим активистам, право собственности на которые не зарегистрировано, постоянно проводятся работы по поддержанию памятников в надлежащем состоянии и наведении санитарного состояния на прилегающей территории, на данные памятники изготовлена техническая документация, земельные участки поставлены на кадастровый учет. В настоящее время ведется работа по их постановке на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

 В силу ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть3).

 Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что администрация Передового сельсовета, как орган местного самоуправления, в силу возложенных законом полномочий, обладает правом подачи заявления о постановке Памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в качестве бесхозяйного на учет в органе государственной регистрации прав. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку указанной бесхозяйной недвижимой вещи на учет регистрирующим органом, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

        Таким образом, у суда имеются основания для признания бездействия администрации Передового сельсовета незаконным.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.225 ГК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Признать незаконным бездействие администрации Передового сельсовета <адрес> по непринятию мер к постановке на учет муниципальной собственности бесхозяйный Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, расположенный на <адрес>.

 Обязать администрацию Передового сельсовета <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйную недвижимую вещь - Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, расположенный на <адрес>.<адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Ставропольский краевой суд в течение месяца, через Изобильненский районный суд.

 Судья                                                                       Н.И.Винникова