ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-673/2016 от 10.03.2016 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 2-673/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 г. г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края

в составе судьи Реутт Н.Ф.,

при секретаре Шабановой М.Б.,

с участием истца, представителя ответчика <ФИО2>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО3 к ОАО «Троллейбус Новороссийска» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с иском к ОАО «Троллейбус Новороссийска» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб..

В обоснование иска указал, что он, являясь инвалидом-колясочником 1 группы, в декабре 2015 г. в 17 час. 33 мин. он осуществлял посадку на остановке гостиница «Черноморская» в г. Новороссийске в сторону Анапское шоссе – ул. Видова в троллейбус маршрут № 1, борт №39, предупредив водителя, что поедет по кругу, так как ему необходимо заехать в 9 микрорайон за документами. У истца имелся единый проездной билет и удостоверение общественного контроллера. Во время поездки кондуктор троллейбуса <ФИО1> в присутствии пассажиров стала высказывать истцу свое недовольство тем, что он ездит на троллейбусе и мешает пассажирам, эти высказывания были допущены в присутствии других пассажиров в грубой форме. Истец был вынужден по сотовому телефону позвонить диспетчеру МБУ «Безопасный город» администрации МО г. Новороссийск. После жалобы истца ему стало известно, что указанного кондуктора сняли с данного маршрута перевели на другой. Официального ответа по возникшему конфликту от руководства троллейбусного депо истец не получил. Считает что его права потребителя нарушены некачественным обслуживанием, просит взыскать с ответчика <данные изъяты> руб. и обязать принести ему официальные извинения за подписью генерального директора ответчика.

В судебном заседании истец заявленные требования уточнил, просил исключить из исковых требований пункт 3 и уменьшил размер компенсации морального вреда до <данные изъяты> руб. Иск поддержал и пояснил, что при посадке 23 декабря 2015г. в низкопольный, предназначенный для инвалидов-колясочников троллейбус, он предупредил, что поедет по кругу, до конечной. Когда троллейбус подъехал к остановке на пр. Дзержинского, кондуктор <ФИО1> начала заявлять, что истец мешает другим пассажирам и не имеет права ездить в общественном транспорте по кругу, что будет жаловаться главе города. Когда подъехали к конечной остановке троллейбуса, кондуктор <ФИО1> пыталась высадить его из троллейбуса. После того, как истец позвонил в МБУ «Безопасный город», и диспетчер сказала, что он может продолжать поездку, кондуктор перестала высказывать недовольство. Она не оскорбляла, но говорила, что истец не имеет права так ездить в общественном транспорте. Против замены ответчика на <ФИО1> возражал, так как она является работником ответчика, и ответчик должен нести ответственность за некачественную услугу.

Представитель ответчика <ФИО2> иск не признала, пояснив, что ОАО «Троллейбус Новороссийска» является ненадлежащим ответчиком, так как за своего работника не может отвечать. Законом о защите прав потребителей не регулируется ответственность работодателя за работника, поэтому в иске просит отказать. У <ФИО1> отобрано объяснение, в котором она просила перевести ее на другой маршрут.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что закон «О защите прав потребителей» применяется, в том числе, к правоотношениям из договора перевозки, в части, не урегулированной специальным законом.

ОАО «Троллейбус Новороссийска» осуществляет услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом и является работодателем <ФИО1>, занимающей должность кондуктора.

В объяснении, данном работодателю, <ФИО1> проявление грубости и недовольства по отношению к ФИО3 отрицала, просила перевести ее на другой маршрут, кроме низкопольного, так как надоело оправдываться.

В судебном заседании <ФИО1>, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что 23.12.2015 г. истец действительно совершал поездку в троллейбусе № 39, где она работала кондуктором, и не захотел занять специальное место для инвалидов-колясочников с ремнем безопасности, чем мешал пассажирам. Проездной билет не проверяла у истца, так как знает, что он у него имеется. На конечной остановке в 9 микрорайоне <ФИО1> сообщила истцу, что в соответствии с Инструкцией по перевозке пассажиров, все пассажиры должны освободить салон для проверки и уборки, предложила ему освободить салон троллейбуса, но он этого не сделал. Она ему не грубила и не оскорбляла. На другой маршрут перешла по своей просьбе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 23 декабря 2015 г. <ФИО1> исполняла обязанность кондуктора в специализированном (низкопольном) троллейбусе № 39, следующем по маршруту № 1 в г. Новороссийске. В указанном троллейбусе 23 декабря 2015г. истец, передвигающийся при помощи инвалидной коляски, совершал поездку по единому проездному билету. На пути следования между ФИО3 и кондуктором <ФИО1> возник конфликт, вплоть до предложения истцу освободить салон на конечной остановке, в результате чего ФИО3 вынужден был позвонить диспетчеру МБУ «Безопасный город» администрации МО г. Новороссийск. Указанное обращение было передано руководству ОАО «Троллейбус Новороссийска» и начальнику Управления транспорта и связи, что подтверждается справкой от 25.12.2015г. руководителя указанного учреждения. На обращение истца к ответчику по поводу нарушения прав потребителя ему был дан письменный ответ от 28.12.2015г. о замене кондуктора указанного троллейбуса № 39 на другое лицо.

Таким образом, судом было установлено, что права ФИО3, как потребителя транспортных услуг, были нарушены некорректным обращением кондуктора <ФИО1>, являющейся работником ОАО «ТролНов». Доводы свидетеля о наличии инструкции, согласно которой пассажиры на конечной остановке обязаны освободить салон троллейбуса, ничем не подтверждены, такая инструкция ответчиком суду не представлена.

При таких обстоятельствах требования кондуктора к пассажиру-инвалиду, передвигающемуся на инвалидной коляске и имеющему единый проездной билет, покинуть салон троллейбуса на конечной остановке, нельзя признать законными. Указанные действия работника ответчика следует признать действиями, нарушающими права пассажира, а услуга по перевозке пассажира не может быть признана качественной.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причтенный потребителю вследствие нарушения ответчиком прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб..

На заявление истца на имя ответчика от 16.01.2016г. о принятых мерах в связи с нарушением прав потребителя, ответ дан не был.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель услуги) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно п. 6 ст. 13 указанного закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя услуги) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб..

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО3 к ОАО «Троллейбус Новороссийска» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с ОАО «Троллейбус Новороссийска» в пользу ФИО3 денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штраф в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб..

Взыскать с ОАО «Троллейбус Новороссийска» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб..

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья: Н.Ф. Реутт