ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674(1 от 16.07.2021 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2-674(1)/2021

64RS0028-01-2021-001527-80

решение

Именем Российской Федерации

16 июля 2021 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Шумейкина А.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиной Н.Н.

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Коршуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пугачева Саратовской области» о возложении обязанности по разработке паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг

установил:

Пугачевский межрайонный прокурор в обоснование иска указал, что межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав инвалидов в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пугачева Саратовской области»,(далее ответчик учреждение).

В ходе проверки установлено, что в учреждении до настоящего времени обследование и паспортизация принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг, в соответствие с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309, не проведены.

Прокурор указывает, что на основании ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов », в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.

Несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является нарушением прав неопределенного круга названных лиц.

По указанным основаниям прокурор просит обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора иск поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания названное лицо извещено.

Письменным заявлением поданным в адрес суда директор образовательного учреждения заявила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о признании заявленного прокурором иска.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц
или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1,3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области".

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу п.2, 15, 22 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно пунктам 7, 8, 9, 13, 14 Порядка, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка; управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.

По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 468) предложения по принятию управленческих решений, в том числе: по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов; по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.

Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения: муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность;

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обследование и паспортизация принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг.

Несоблюдение условий доступности для инвалидов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является нарушением прав инвалидов.

Судом установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность.

Учредителем учреждения является администрация <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области.

Собственником имущества учреждения является <Данные изъяты> муниципальный район, полномочия собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация <Данные изъяты> муниципального района. Учреждение является юридическим лицом.

В нарушение требований действующего законодательства о социальной защищенности инвалидов ответчиком не проведено обследование и паспортизация принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки (л.д.6).

Ответчиком иск признан (л.д. 45).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиком не исполнена предусмотренная законодательством обязанность, разработать паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, что нарушает права неопределенного круга лиц.

По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать ответчика
в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пугачева Саратовской области» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 июля 2021 г.

Судья