ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674 от 12.12.2013 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Дело №2-674

Решение

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

12 декабря 2013 года г.Райчихинск

Райчихинский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Н,,,,., при секретаре ФИО6, с участием истца помощника прокурора <адрес> ФИО10, представителя ФИО3 – адвоката ФИО11, предоставившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО «Морозко» по доверенности ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации к ФИО3 о признании регистрации недействительной,

установил:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском о признании регистрации гражданина Китая ФИО3, недействительной, указав в обоснование требований следующие обстоятельства.

Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения миграционного законодательства при регистрации граждан.

Установлено, что по адресу: <адрес> на миграционный учет по месту жительства в 2013 году поставлено 8 иностранных граждан.

Владельцем <адрес> является ООО «Морозко». Согласно Свидетельства о государственной регистрации права №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Морозко» является собственником <адрес>, общей площадью 64,4 кв.м.

Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Наличие данных о регистрации гражданина по месту жительства обеспечивает исполнение государством функций по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – ФЗ №109-ФЗ) при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны предоставлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ч.2,3 данной статьи).

Согласно ст.8 ФЗ №109-ФЗ, правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст.14 ФЗ №109-ФЗ постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ст.15 указанного закона).

Статьей 17 ФЗ №109-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а именно при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета являются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

В ходе проверки установлено, что гражданин Китайской Народной Республики ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получил разрешение на временное проживание в России сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления принимающей стороны (ФИО13) был зарегистрирован по месту жительства в арендованной квартире по <адрес>.

7 и ДД.ММ.ГГГГ в рамках выездной совместной проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры <адрес>, сотрудниками ГУ МОМВД России «Райчихинский» установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> ФИО3 по указанному адресу не проживает.

Из объяснений ФИО7, ФИО8, проживающих по адресу: <адрес>, следует, что по данному адресу семья проживает с 1993 года. По соседству в <адрес> проживает ФИО1. Каких либо иностранных граждан в <адрес> никогда не проживало и не проживает.

Согласно объяснению ФИО2, проживающего по адресу: <адрес> следует, что по данному адресу он проживает около трех лет. По соседству в <адрес>, каких либо иностранных граждан не проживало и не проживает. В квартире проживает гражданин РФ. Кто именно ему не известно.

Из объяснения исполнительного директора ООО «Морозко» ФИО9, следует, что в собственности у Общества имеется ряд недвижимого имущества, а также имеется <адрес>.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права №<адрес> от 05.11.2004, ООО «Морозко» является единственным собственником <адрес>, общей площадью 64,4 кв.м.

В данной квартире проживает один из сотрудников Общества. Ранее в данной квартире проживал сын ФИО1

Каких либо иностранных граждан в указанной квартире никогда не проживало и не проживает.

Ранее между Обществом и ООО «Квант» в лице директора ФИО13, заключался договор аренды жилого помещения № <адрес>. Договор заключался сроком на сто три дня с момента подписания Акта приема-передачи жилого помещения. Проживали ли в то время иностранные граждане ему не известно.

Учитывая изложенное, установлено, что у зарегистрированного по указанному адресу иностранного гражданина отсутствовала необходимость в использовании жилого помещения по его прямому назначению на момент регистрации по месту жительства, он преследовал единственную цель – получение регистрационных документов. Поэтому иностранный гражданин в жилое помещение по вышеуказанному адресу не вселялся, не проживал и не проживает в настоящее время.

Уведомив органы регистрационного учета о месте своего проживания по адресу: <адрес> иностранный гражданин предоставил заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, что затрудняет, или делает невозможным обеспечение исполнения государством функции по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах. Нарушение прав граждан выражается в невозможности предъявления иска к зарегистрированному, но не проживающему по данному адресу иностранному гражданину, затруднению исполнения решений суда.

Кроме того, институт регистрации применяется государственными органами как средство контроля за выполнением гражданами обязательств перед государством. Так, исполнение обязанностей налогоплательщиков (постановка на налоговый учет, постановление налоговой декларации) физическими лицами осуществляется по месту жительства, определяемому местом регистрации. Обязанность граждан мужского пола по несению военной службы обеспечивается системой, при которой регистрация военнообязанного гражданина по месту жительства осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума также являются сведения, предоставляемые органами, осуществляющими регистрацию граждан в РФ по месту пребывания по месту жительства в пределах государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, заявляя данные требования, прокурор <адрес> действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях соблюдения миграционного законодательства и предупреждения его нарушений.

Согласно п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.

Аналогичные положения содержатся и в п.п.«г» п.16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В Российской Федерации институт регистрации по месту жительства касается всех сфер жизнедеятельности граждан, связан практически со всеми отраслями действующего законодательства и обеспечивает не только учет граждан, но и необходимые условия для исполнения ими своих обязанностей, а также реализацию конституционных прав и свобод.

Таким образом, регистрация ФИО3 по данному месту жительства носит формальный характер, поскольку она произведена без намерения создать правовые последствия, является лишь административным актом регистрации.

Ссылаясь на ст.ст.45, 131-132 ГПК РФ просит признать недействительным регистрацию ФИО3 по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при решении вопроса о принятии к производству суда искового заявления, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО САР-Холдин <данные изъяты>

Истец помощник прокурора <адрес> ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Просил признать недействительной регистрацию гражданина КНР ФИО3 по адресу: <адрес>, недействительной.

ФИО3   в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания по адресу, указанному в исковом заявлении судом извещен надлежащим образом.

В виду невозможности установления места пребывания гражданина КНР ФИО3, и невозможности его явки в судебное заседание, к участию в деле, в качестве представителя ФИО3 привлечен защитник-адвокат НО «Райчихинская коллегия адвокатов» ФИО11, представившая в судебное заседание удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ.

Защитник – адвокат ФИО11   в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признала, пояснив, что прокурором <адрес> заявлены исковые требования о признании недействительной регистрации гражданина КНР ФИО3 по адресу: <адрес>, тогда как из материалов гражданского дела следует, что гражданин КНР ФИО3, прибыл в <адрес> и поставлен на учет по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Регистрация ФИО3 органами ОУФМС РФ по <адрес> в <адрес> по месту жительства: <адрес>, не производилась. ФИО3, как лицо, не имеющее вида на жительство в РФ, не имеющее временного разрешения на проживание на территории РФ, в соответствии со ст.20 ФЗ №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», был поставлен на учет, но не зарегистрирован по месту жительства. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Третье лицо – представитель ООО «Морозко»   по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 в судебном заседании, исковые требования прокурора <адрес> не поддержал, суду пояснил, что между ООО «Морозко» и ООО «Квант» был заключен договор аренды жилого помещения для проживания сотрудников от ДД.ММ.ГГГГ года. Срок аренды по настоящему договору был установлен 103 дня. ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение о продлении указанного договора аренды на срок до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес> было передано представителю ООО «Квант» для использования в целях, предусмотренных договором аренды.

Согласно ст.21 ФЗ №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета. Основанием для учета по месту пребывания в соответствии со ст.ст.21, 22 ФЗ №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», явилось представление принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Часть 1 ст.22 названного Федерального закона гласит, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с п.10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ гр-н КНР ФИО3 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет по месту пребывания в <адрес>, т.е. снят с регистрационного учета по месту пребывания в <адрес>.

Ссылка истца о том, что в ходе проверки было установлено, что ФИО3 не проживает по адресу <адрес> считает несостоятельной, так как в ходе указанной проверки не было установлено место пребывания гр-на ФИО3, он не был опрошен, кроме того не были истребованы сведения о месте пребывания ФИО3 у принимающей стороны (ФИО13), т.е. не были установлены все обстоятельства, и выводы проверки не являются, законными и обоснованными.

Ссылка истца о том, что ФИО3 был зарегистрирован по месту проживания по адресу <адрес> не соответствует действительности, т.к. ФИО3 по адресу <адрес> был зарегистрирован по месту пребывания. В соответствии с ФЗ №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Истец в заявленных исковых требованиях просит признать недействительной регистрацию ФИО3 по месту жительства по адресу <адрес>, однако в связи с отсутствием указанной регистрации правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании недействительной регистрации ФИО3 по адресу <адрес> просил отказать в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее   самостоятельных требований, ООО САР-Холдин <данные изъяты> в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Согласно представленному отзыву, ООО «САР-холдинг» с исковыми требования прокурора <адрес> не согласно по следующим обстоятельствам.

ООО «САР-холдинг» с момента создания в 2005 году осуществляет строительную деятельность на территории (<адрес> и <адрес>.

Иностранная рабочая сила - граждане КНР - в 2013 году осуществляют трудовую деятельность в ООО «САР-холдинг» на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников от ДД.ММ.ГГГГ № (со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года), в том числе каменщиков численностью 35 человек. ФИО3, 1952 г.р. осуществляет трудовую деятельность в должности каменщика, а ООО «САР-холдинг», на основании разрешения на работу серии 28 № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года.

Между ООО «САР-холдинг» и ООО «Квант» был заключен договор субподряда, по условиям которого ООО «САР-холдинг» выступило субподрядчиком на объектах в <адрес>. При этом обеспечение работников ООО «САР-холдинг» местом проживания в городе Райчихинске возлагалось на генерального подрядчика - ООО «Квант», которое, в свою очередь и заключило договор с ООО «Морозко» на квартиру по <адрес>. Учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляло доверенное лицо ООО «САР-холдинг» ФИО13 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года.

ФИО3 осуществлял трудовую деятельности на территории Райчихинска только в период работы в <адрес> ФИО3 фактически пребывал по адресу: <адрес>. Отсутствие информации у соседей о проживании в <адрес> иностранного гражданина объясняется режимом работы (до 20:00 или до окончания светового дня с посменным графиком).

Факт заключение договора с ООО «Квант» ООО «Морозко» материалами дела не опровергается.

На момент проведения проверки, прокуратурой <адрес> не были запрошены документы и/или объяснения у приглашающей стороны - ООО «САР-холдинг» о постановке на учет иностранного гражданина и о его фактическом месте пребывания. Какие либо иные доказательства, подтверждающие факт недостоверного учета иностранного гражданина по месту пребывания в <адрес> (кроме объяснений соседей) прокуратурой не представлено.

Соответственно, прокуратурой <адрес> не представлено достаточных доказательств, подтверждающих доводы о том, что постановка на учет ФИО3 по месту пребывания является недействительной.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направлен для работы на строительные объекты ООО «САР-ходинг» в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поставлен на миграционный учет по месту пребывания в <адрес> со снятием с регистрационного учета в <адрес>, что подтверждается соответствующей отметкой МО УФМС России по <адрес> в <адрес>. Соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ вне зависимости от доводов прокуратуры <адрес> основания для удовлетворения иска отсутствуют, так как ФИО3 снят с учета в <адрес>.

Прокуратурой <адрес> заявлен иск о признании недействительной регистрации ФИО3 по месту жительства. Однако ФИО3 в <адрес> поставлен на учет по месту пребывания, а не зарегистрирован по месту жительства.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» различает понятия регистрация иностранных граждан по месту жительства (ст.14-16 Федерального закона №109-ФЗ), и постановка на учет по месту пребывания (ст.20-23 Федерального закона №109-ФЗ).

Так, согласно п.1 ст.14 Федерального закона №109-ФЗ иностранный гражданин, постоянно или временно проживающий в РФ, обладающий правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по адресу помещения. Основанием для регистрации по месту жительства является наличие у иностранного гражданина права пользования жилым помещением (п.1 ст.15 Федерального закона №109-ФЗ). В соответствии с пп.3 и пп.5 п.1 ст.2 Федерального закона №109-ФЗ, место жительства - жилое помещение, по месту которого иностранный гражданин зарегистрирован, а регистрация по месту жительства - это фиксация сведений о месте проживания.

При этом регистрацию по месту жительства иностранный гражданин осуществляет самостоятельно (п. 1 ст.16 Федерального закона).

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона №109-ФЗ, временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте не являющегося его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранною гражданина места жительства является основанием для его постановки на учет по месту пребывания. В соответствии пп.4 и пп.6 п.1 ст.2 Федерального закона №109-ФЗ, место пребывании - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится, учет иностранного гражданина - фиксация сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания. При этом, постановка на учет иностранного гражданина осуществляется принимающей стороной (п.п.1 и 2 ст.20 Федерального закона №109-ФЗ).

Таким образом, иностранные граждане, не имеющие на законном праве жилых помещений на территории РФ и временно пребывающие на территории РФ, для осуществления трудовой деятельности, подлежат постановке на учет по месту пребывания, а не регистрации по месту жительства.

Следовательно, в рассматриваемом случае ФИО3 не имеет регистрации по месту жительства в <адрес>, а поставлен на учет по месту временного пребывания. Соответственно, в виду различности указанных понятий, требования прокуратуры <адрес> о признании незаконной регистрации, которая не производилась и не могла производится, удовлетворению не подлежат.

Для признания учета иностранного гражданина по месту пребывания необходимо уточнение исковых требований со стороны прокуратуры.

Как указывалось выше, Федеральный закон №109-ФЗ различает понятия по месту пребывания. Главное отличие в том, что постановка на учет - это лишь фиксация сведений о месте пребывания, не связанная с фактическим местом жительства. Соответственно, ФИО3, поставленный на учет по <адрес>, может фактически и не проживать по указанному адресу. При этом, иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания даже по месту нахождения юридического лица - приглашающей стороны (пп.4 п.1 ст.2 Федерального закона №109-ФЗ), так как главная цель постановки на учет - фиксация места нахождения иностранного гражданина.

Следовательно, для решения вопроса о действительности или недействительности учета по месту пребывания (если бы такое требование заявлялось прокуратурой), не имеет правового значения факт фактического проживания или не проживания по месту учета.

Руководствуясь вышеизложенным, ООО «САР-холдинг» считает, что прокуратурой <адрес> неправильно определены предмет иска и обстоятельства, являющиеся основанием для подачи иска, в материалы дела не предоставлены доказательства, подтверждающие заявленные требования, каких либо правовых оснований для удовлетворения иска прокуратуры не имеется. Также, в виду добровольного снятия с учета ФИО3 по месту пребывания в <адрес> к моменту рассмотрения дела по существу, отсутствуют вообще какие либо основания для удовлетворения требований прокурора <адрес>.

В связи с вышеизложенным, ООО «САР-холдинг» просит суд в удовлетворении требований прокурора <адрес> о признании регистрации ФИО3 недействительной, отказать в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ООО «Квант» в судебное заседание не явилось по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований представитель ОУФМС России   по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Согласно представленному отзыву врио. начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО14, по данным учетов ОУФМС России по <адрес> в <адрес> гражданин КНР ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №208.

На основании пп.4 п.1 ст.2 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1 ст.22 вышеназванного Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомления об их прибытии в место пребывания. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета.

В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, иностранный гражданин по прибытии на место пребывания предъявляет стороне документ, удостоверяющий его личность, а также миграционную карту (предоставлять документы, подтверждающие право пользования помещение в данном случае не предусмотрено).

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (п.25 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Сфера действия ст.14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ – обязанность регистрации иностранных граждан по месту жительства, распространяется только в отношении постоянно (лицо, получившее вид на жительство – ст.2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») или временно проживающих (лицо, получившее разрешение на временное проживание – ст.2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») иностранных граждан в Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного отметили, что гражданин КНР ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.1 ст.23 Федерального закона №109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях: постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суд о признании иностранного гражданина, находящегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, принять законное и обоснованное решение.

На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело по существу при указанной явке участников процесса.

Выслушав истца, представителя ФИО3, изучив отзывы третьих лиц, проверив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленныхКонституциейРоссийской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (ст.1).

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Судом установлено, что прокурором <адрес> заявлены исковые требования о признании недействительной регистрации гражданина КНР ФИО3 по адресу: <адрес>.

Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.

Обязательность, основание и порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства регулируется Главой 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

По смыслу закона часть 1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» закрепляет общее и базовое правило, предусматривающее обязанность иностранных граждан регистрироваться по адресу места нахождения жилого помещения, которым он имеет право пользоваться. Правомочия иностранного гражданина или лица без гражданства в отношении жилого помещения могут основываться на праве собственности иностранного гражданина на указанное жилое помещение, праве аренды, субаренды, найма, поднайма, договора пожизненно наследуемого владения, ренты и т.<адрес> правило распространяется не на всех иностранных граждан и лиц без гражданства, а лишь на тех, которые обладают правом постоянного проживания или временного проживания на территории Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, которым является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а так же в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (ч.2).

Из уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ гражданин КНР ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Принимающая сторона – организация ООО САР-ХОЛДИНГ – расположенное в <адрес> по <адрес> -ФИО4.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, по месту пребывания зарегистрирован гражданин КНР ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», постановке на учет по месту пребывания подлежат, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В соответствии с подпунктом «а» п.2 ч.2 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.

К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» относит находящихся в Российской Федерации физических и юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Из содержания вышеназванных норм следует, что в качестве места пребывания иностранного гражданина для целей миграционного учета допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, выступающей в качестве его принимающей стороны, и не обязательно указывать жилое помещение, в котором этот иностранный гражданин фактически проживает.

Часть 3.1 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что при наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем жилого помещения – <адрес> значится ООО «МОРОЗКО» <данные изъяты>.

Из договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ООО «МОРОЗКО» и ООО «Квант» заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: Райчихинск, <адрес>. Срок аренды установлен сто три дня с момента подписания акта приема-сдачи.

Из объяснения ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он является исполнительным директором ООО «Морозко», в собственности общества имеется, в том числе, <адрес>. Каких-либо иностранных граждан в данной квартире не проживало и не проживает. Ранее между ООО «Морозко» и ООО «Квант» был заключен срочный договор об аренде указанной квартиры. Проживали ли в то время в квартире иностранные граждане, ему неизвестно.

В судебном заседании исследованы так же объяснения лиц ФИО7, ФИО8, ФИО2, проживающих в <адрес> в <адрес>.

Из объяснений ФИО7, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что они проживают по <адрес>. В <адрес> иностранные граждане не проживают.

Согласно объяснению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, он проживает по адресу: <адрес>. По соседству в <адрес> кто-либо из иностранных граждан не проживал и не проживает.

Суд не может принять в основу постановления решения объяснения вышеуказанных лиц, поскольку из письменного пояснения генерального директора ООО САР-холдинг ФИО4 следует, что ФИО3 фактически проживал по адресу: <адрес>. Отсутствие информации у соседей о проживании иностранного гражданина в <адрес> обусловлено режимом его работы, до 20:00 час., или до окончания светового дня с посменным графиком.

Кроме того, объяснения ФИО7, ФИО8, ФИО2, не подтверждают сведений о том, что гражданин КНР ФИО3 был зарегистрирован в <адрес>, а его не непроживание, не свидетельствует о том, что гражданином ФИО3 были нарушены условия регистрации по месту жительства, поскольку, как указано выше, он был поставлен на учет по месту пребывания. Таким образом, данных о том, что ФИО3 был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, истцом суду не представлено.

Материалами гражданского дела подтверждается, что гражданин КНР ФИО3 был поставлен на учет по месту пребывания, которое, как следует из положений Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», не является его местом жительства, а является средством фиксации сведений о месте пребывания лица и не связано с его фактическим местом жительства.

На момент рассмотрения заявленного спора гражданин КНР ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с миграционного учета по месту пребывания в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в связи с постановкой на миграционный учет по новому месту пребывания в <адрес>, что подтверждается сообщением врио. начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес>.

Согласно правилам ч.1 ст.55 и ч.1 ст.56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст.67 ГПК РФ).

Суд считает, что при предъявлении настоящего иска, прокурором <адрес> были неправильно определены предмет и обстоятельства спора, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору <адрес> о признании недействительной регистрацию ФИО3 по <адрес> в <адрес>, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ФИО3 о признании регистрации недействительной, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья : ФИО18

Решение вступило в законную силу 17.01.2014года.