Дело № 2-6742/2020
УИД 03RS0003-01-2020-008482-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Добрянской А.Ш.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Башинформсвязь» о признании договора оказания услуг телематической связи расторгнутым, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратиласьв суд с исковым заявлением к ПАО «Башинформсвязь» о признании договора оказания услуг телематической связи расторгнутым, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Требования мотивировала тем, что в 2018 году между сторонами был заключен договор на оказание услуг телематической связи, в рамках которого ответчиком истцу был предоставлено соответствующее оборудование, при этом если в течение года абонент пользуется услугами ответчика, то оборудование передается абоненту в собственность безвозмездно.
Свои обязательства по договору истец исполняла надлежащим образом.
Ответчиком услуги оказывались некачественно, постоянно были перебои с сигналом интернет-соединения, в течение 6 месяцев предоставленное ответчиком оборудование пришлось заменить два раза.
По истечении 6 месяцев истец приняла решение отказаться от дальнейшего исполнения договора в связи с некачественным оказанием услуг.
26.02.202019 она передала оборудование ответчику, о чем ей был соответствующий акт. Также истцом было написано заявление о расторжении договора, При подписании акта приема-передачи оборудования истец уточнила у специалиста о том, какую сумму она должна внести для полного исполнения своих обязательств, и оплатила ответчику задолженность по договору в размере 371,50 руб.
Однако впоследствии истец получила уведомление о наличии задолженности в размере 3 765 руб. 64 коп.
Ответчик не исполнил свои обязательства по предоставлению надлежащей и достоверной информации о порядке, сроках и условиях оплаты услуг, порядке и условиях предоставления оборудования для приема телематических услуг, которая должна помочь ей как потребителю сделать правильный выбор. Не разъяснил порядок и условия расторжения договора услуг связи.
Требование об уплате задолженности в размере 3 765,64 руб. является незаконным и необоснованным.
Неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания.
Истец просила признать договор оказания услуг телематической связи, заключенный между ней и ПАО «Башинформсвязь», расторгнутым с 26.02.2019 года; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 27 200 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПАО «Башинформсвязь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В ранее представленных суду письменных возражениях на иск ответчик указал, что не согласен с исковыми требованиями.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя ответчика.
Выслушав истца, ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п.16, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора. Договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой. Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи.
Судом установлено, что между ПАО «Башинформсвязь» (Оператор) и ФИО1 (Абонент) был заключен договор № об оказании услуг связи от 18.06.2018г. (далее-Договор) с выделением лицевого счета №.
Согласно условиям Договора ПАО «Башинформсвязь» предоставило ФИО1 доступ к сети Интернет (телематическим услугам связи) и услугам связи по передаче данных и доступ к услугам IP-телевидения по адресу: г. Уфа, <адрес>.
При этом, доступ к сети Интернет был предоставлен истцу согласно выбранному Абонентом тарифному плану «Базовый 100», подключение данной услуги было произведено на условиях Акции «Мега», что отражено в разделе Договора «Предоставление доступа к сети Интернет (телематические услуги связи) и услуг связи по передаче данных.
Доступ к услуге IP-телевидения был предоставлен ФИО1 по пакету «Твой Стартовый» (раздел Договора «Предоставление доступа к телевизионным каналам и/или видео по запросу - услуга связи для целей кабельного вещания).
Так же согласно Акту приема-сдачи оборудования от 18.06.2018г. истцу было предоставлено следующее Оборудование- приставка IPTV HD mini // № и роутер Sagemcom F@st 1744//№ по Акции «Оборудование по суперцене».
Подписанием Акта сдачи-приемки работ (услуг) Абонент подтвердил, что работы (услуги) выполнены в полном объеме и удовлетворяют условиям Договора.
Согласно Условиям подключения услуг по акции «Мега» обязательный срок пользования услугами на условиях акции составляет 12 месяцев. При расторжении договора на Услугу 1 («Домашний Интернет») и /или Услугу 2 («Интерактивное телевидение») до истечения 12 месяцев с даты заключения договора / дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи по инициативе абонента либо по инициативе ПАО «Ростелеком»/ ПАО «Башинформсвязь» при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг, производится перерасчет начислений за Услугу 1 и Услугу 2 по Базовым тарифам, исходя из фактического срока пользования Услугами 1 и 2.
При заключении Договора стоимость тарифного плана «Базовый 100», подключаемого на условиях Акции «Мега» с абонентской платой, составляла 400 руб./мес. (Абонентская плата в размере 400 руб./мес. сохраняется только при пользовании услугами не менее 12 месяцев согласно Условий акции «Мега»).
При этом, стоимость не акционного, а базового тарифного плана «Базовый 100», составляла 590 руб./мес.
Согласно п. 13 Договора подписанием настоящего договора Абонент подтверждает свое личное ознакомление и согласие со всеми его условиями, с Правилами оказания услуг связи ПАО «Башинформсвязь» физическим лицам, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора, с действующими Тарифами, с которыми Абонент ознакомлен и согласен с их применением, с условиями Акции, указанной в Договоре (в случае заключения Договора на условиях Акции), а также с тем, что до него в понятной доступной форме и в полном объеме доведены сведения об основных потребительских свойствах, предоставляемых ПАО «Башинформсвязь» услуг, цены/тарифы на услуги, тарификация соединений, порядок и сроки расчетов, правила условия оказания и использования услуг связи.
Согласно п. 12 Договора во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Абонент и ПАО «Башинформсвязь» руководствуются Правилами оказания услуг связи ПАО «Башинформсвязь» физическим лицам, являющимися приложением к Договору и его неотъемлемой частью, а также Федеральным законом «О связи» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения. Правила оказания услуг связи ПАО «Башинформсвязь» физическим лицам размещены на сайте ПАО «Башинформсвязь» по адресу: www.bashtel.ru.
Таким образом, подписав Договор на указанных в нем условиях, Абонент подтвердил свое личное ознакомление и согласие со всеми его условиями, с Правилами оказания услуг связи ПАО «Башинформсвязь» физическим лицам, с основными потребительскими свойствами, с предоставляемыми ПАО «Башинформсвязь» услугами, ценами/тарифами на услуги, тарификацией соединений, с порядком и сроками расчетов, правилами условий оказания и использования услуг связи, с порядком и условиями расторжения договора.
Так же, подписав Договор, Абонент подтвердил свое личное ознакомление и согласие с выбранным им Тарифным планом «Базовый 100» и согласился на его применение, а так же подтвердил свое ознакомление с условиями Акции «Мега» и выразил свое согласие на применении данной Акции к выбранному Абонентом тарифному плану.
Факт личного ознакомления Абонента с порядком, сроком и условиями оплаты услуг и их стоимостью так же подтверждается ежемесячным внесением на лицевой счет <***> оплаты стоимости оказанных услуг в размере, предусмотренным тарифным планом «Базовый 100» на условиях Акции «Мега», 400руб. в месяц.
Как следует из ч.1,2 ст.450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
26.02.2019г. в адрес ПАО «Башинформсвязь» поступило заявление от Абонента о расторжении Договора, согласно которому Договор был расторгнут с даты приема указанного заявления, услуги связи Интернет и IP-телевидения были сняты. Так же был оформлен Акт приема-передачи товара от 26.02.2019г.
Таким образом, Договор между сторонами расторгнут с 26.02.2019г. и вынесение судебного решения по заявленным истцом требования о признании договора об оказании услуг телематической связи расторгнутым в данном случае не требуется, поскольку согласно пп. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ данный договор считается уже расторгнутым.
В связи с тем, что заявление от Абонента о расторжении Договора поступило к Оператору по истечении шести месяцев с даты заключения Договора (что так же подтверждено Заявителем в исковом заявлении), то есть до истечения обязательного срока пользования услугами (до истечения 12 мес), предусмотренного Акцией «Мега», по лицевому счету № был произведен перерасчет начислений за Услуги по Базовому тарифу, исходя из фактического срока пользования Абонентом Пакетом услуг.
Следовательно, перерасчет за период пользования услугами связи является обоснованными. Размер перерасчета составил 3780руб. ПАО «Башинформсвязь» надлежащим образом уведомило Истца о сумме указанной задолженности, что также подтверждено Заявителем в иске.
Так же не состоятелен довод истца о непредоставлении информации относительно порядка и условий предоставления оборудования в силу следующего.
При заключении Договора Абоненту по Акту приема-сдачи оборудования от 18.06.2018г. была предоставлена приставка IPTV HD mini // 308521700485 и роутер Sagemcom F@st 1744 //№ по Акции «Оборудование по Суперцене».
Данным Актом предусмотрены порядок предоставления оборудования и порядок его пользования, в частности, право собственности на Оборудование сохраняется за ПАО «Башинформсвязь» до истечения Периода участия в Акции (месяц подключения и 11 полных месяцев), далее Оборудование переходит в собственность Абонента, при условии отсутствия оснований, предусмотренных п. 2 настоящего акта, а именно:
в случае расторжения Договора ранее истечения Периода участия в акции с момента подключения услуг Абонент обязуется вернуть ПАО «Башинформсвязь» переданное Оборудование в исправном состоянии и произвести оплату за период фактического пользования услугой «Домашний Интернет» и/или «Интерактивное телевидение». В случае, если Абонент в момент расторжения Договора не возвращает переданное Оборудования соответственно в исправном состоянии, он обязуется оплатить его стоимость по Базовому тарифу, указанному в данном Акте.
Подписанием настоящего Акта Абонент подтвердила свое ознакомление и согласие с Особенностями предоставления абонентского оборудования, являющимися Приложением № к Правилам оказания услуг связи ПАО «Башинформсвязь» физическим лицам и неотъемлемой частью Договора и с тем, что претензий к упаковке, комплектности, внешнему виду Оборудования Абонент не имеет.
В соответствии с п. 17 Правил оказан телематических услуг связи Договор об оказании услуг связи №.06.2018г., так же и Акт приема-передачи оборудования от 18.06.2008г. были составлены в двух экземплярах. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой сторон находится один экземпляр Договора и Акта.
С учетом вышеизложенного, доводы Истца о непредоставлении ему со стороны ПАО «Башинформсвязь» информации, указанной в ст. 10 Законе РФ «О защите потребителей», Правилах оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. № не состоятельны, поскольку, подписав Договор на предусмотренных в нем условиях, подписав Акт приема-передачи оборудования при заключении договора, истец подтвердил:
- свое личное ознакомление и согласие с порядком и условием расторжения Договора;
факт предоставления ответчиком надлежащей и достоверной информации о порядке, сроках и условиях оплаты услуг;
факт предоставления ответчиком надлежащей и достоверной информации о порядке и условиях предоставления оборудования для приема телематических услуг;
факт своего личного ознакомления и согласия с выбранным Заявителем Тарифным планом «Базовый 100» и согласился на его применение;
факт своего ознакомления с условиями Акции «Мега» и свое согласие на применении данной Акции к выбранному тарифному плану.
Кроме того, ПАО «Башинформсвязь» надлежащим образом проинформировало истца о сумме задолженности в размере 3 765,64руб., что не оспаривала истец.
На основании изложенного, каких-либо нарушений со стороны ПАО «Башинформсвязь» Закона РФ «О защите потребителей», в том числе в части предоставления информации, указанной в ст. 10 Законе РФ «О защите потребителей», Правилах оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. №, допущено не было.
С учетом вышеизложенного, в связи с отсутствием нарушений со стороны ПАО «Башинформсвязь» каких-либо требований, содержащихся в ст. 10 Законе РФ «О защите потребителей», Правилах оказания телематических услуг, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Башинформсвязь» о признании договора расторгнутым.
Не подлежит удовлетворению и требование ФИО1 о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
Положения статьи 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривают, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В связи с тем, что судом не было установлено нарушение прав ФИО1 как потребителя, со стороны ответчика, вся необходимая информация была доведена до истца Оператором связи в полном объеме, то требования о компенсации морального вреда по ст.15 Закона РФ 2О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред может быть компенсирован по решению суда, если причинён действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие гражданину другие
нематериальные блага.
Какие-либо действия по отношению к Абоненту, нарушающие его личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, со стороны ПАО «Башинформсвязь» допущены не были.
Требования об уплате задолженности за услуги носят имущественный характер, действия по направлению данного требования о взыскании задолженности за услуги связи не могут признаваться неправомерными, поскольку не влекут для истца каких-либо негативных последствий в виде убытков, следовательно и не влекут компенсации морального вреда.
Соответственно, утверждение о причинении истцу морального вреда со стороны ПАО «Башинформсвязь» не соответствует действительности, в связи с чем требования о компенсации морального вреда не обоснованы.
В связи с тем, что суд отказал в удовлетворении исковых требований, то требования истца о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 27 200руб. не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Башинформсвязь» о признании договора оказания услуг телематической связи расторгнутым, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья А.Ш. Добрянская
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме -23.11.2020.