66RS0007-01-2023-006660-35 <данные изъяты>
Дело № 2-6749/2023 Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2023 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Санниковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грехова Евгения Вячеславовича к Акционерному обществу «Трест Уралтрансспецстрой» о возложении обязанности обеспечить условия труда в соответствии с условиями трудового договора, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Грехов Е.В. обратился в суд с иском к АО «Трест Уралтрансспецстрой» о возложении обязанности обеспечить условия труда в соответствии с условиями трудового договора, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что Грехов Е.В. трудоустроен в должности водителя, в автоколонну ДСУ ОАО «Трансспецстрой» с 14.08.2014 на основании трудового договора № в качестве водителя на неопределённый срок. 01.04.2019 между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым истцу была повышена квалификация на «Водитель автомобиля 5 разряда тягача», при этом меня ознакомили с должностной инструкцией водителя тягача 5 разряда только 31.05.2022. До настоящего времени трудовой договор не расторгнут. 01.12.2019 между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от 14.08.2014, согласно которому стороны договорились внести в пункт «Условия оплаты труда Работника» трудового договора № от 14.08.2014 следующие изменения: оплата труда работника осуществляется в соответствии с Положением по сдельной системе оплаты труда, водителей грузового автотранспорта АО «Трест Уралтрансспецстрой» от 21.11.2019; с 01.12.2019 работнику устанавливается индивидуальная сдельно-премиальная система оплаты труда. Сдельная оплата формируется из фактически перевезенных тонн груза и единой системы сдельных расценок.
В связи с длительным ремонтом тягача КАМАЗ 5490 ответчиком было фактически принято решение о временном переводе истца на другую работу: водителем автомобиля HOWO 3327 (который не относится к типам транспортного средства - «тягач»), это фактически повлекло за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, поскольку на транспортном средстве HOWO 3327 невозможно выполнить нормативное количество перевозимых тонн за одну смену., У транспортного средства HOWO 3327 грузоподъёмность составляет не более 7 тонн. Фактически заработок истца по сдельной ставке после перевода истца на автомашину иного типа (не тягач) уменьшился на 60%, что не соответствует условиям трудового договора. Действия ответчика повлекли за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора в части определения и изменения (в сторону уменьшения) размера заработной платы, изначально определённой трудовым договором, и невозможность выполнения истцом норм выработки, определённой трудовым договором и локальными нормативными актами работодателя.
29.06.2023 истец узнал, что ремонт тягача КАМАЗ 5490 был завершён, в связи с чем истец 29.06.2023 написал и передал работодателю заявление с требованием предоставить прежнюю работу на автомобиле типа «тягач» (имея ввиду любой «тягач», в том числе и КАМАЗ 5490, который ранее был в ремонте) в соответствии с условиями трудового договора, но ответчик отказал в предоставлении прежней работы на автомобиле тягач.
На основании изложенного истец просит:
- возложить на ответчика обязанность обеспечить истцу условия труда в соответствии с условиями заключенного между истцом и ответчиком трудового договора № от 14.08.2014, обязав ответчика предоставить истцу прежнее место работы на транспортном средстве типа «тягач»;
- взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.;
- взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб. и почтовые расходы.
Истец Грехов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Трест Уралтрансспецстрой» Вохменцев Д.В. возражал против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что трудовым договором и дополнительными соглашениями не определено конкретное транспортное средство, на котором Грехов Е.В. должен выполнять свою трудовую функцию. Обстоятельства законности действий работодателя по предоставлению работы на транспортных средствах по усмотрению работодателя были предметом оценки Кировского районного суда г. Екатеринбурга по гражданскому делу №. Таким образом, права работника не нарушены. В связи с отсутствием нарушения трудовых прав оснований для компенсации морального вреда не имеется. Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что между АО «Трест Уралтрансспецстрой» и Греховым Е.В. заключен Трудовой договор № от 14.08.2014. Согласно условиям заключенного трудового договора, Грехов Е.В. принят на работу с 14.08.2014 на следующих условиях: структурное подразделение - автоколонна (адрес: <адрес>); профессия, должность – водитель; квалификация - 3 класс; срок испытания - три месяца; вид работы – основная; режим труда - суммированный учет рабочего времени; характер условий труда – тяжелые; характер работы – малоподвижный; условия оплаты труда - оплата труда работника осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников АО «Трест УТСС».
Работнику производится доплата к индивидуальной заработной плате за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 15%.
Индивидуальная заработная плата делится на часовую тарифную ставку 81,76 руб. в час без учета уральского коэффициента; доплата (надбавка) за вредность. Заработная плата выплачивается два раза в месяц: 15 и 25 числа.
К другим условиям труда по договору относятся:
1) Ежедневно выполнять регламент ежедневного технологического обслуживания (проверка масла, охлаждающей жидкости, смазка узлов, чистка рабочих органов);
2) Своевременно, выполнять технологическое обслуживание, согласно отработанных мото-часов (замена масла, фильтров масляных и топливных);
3) Выполнять сезонное обслуживание с заменой масле в полном объеме, а также технически подготовить технику к сезону;
4) Выполнять ежедневные нормативные задания с требуемым качеством согласно технических условий объекта;
5) Нести ответственность за сохранность вверенного имущества и инструмента в период рабочего времени;
6) Выполнять требования техники безопасности, пожарной безопасности на производстве;
7) Не разглашать коммерческой тайны.
К трудовому договору заключены следующие дополнительные соглашения:
- Дополнительное соглашение от 01.10.2015: в трудовой договор добавлен раздел «Условия труда на рабочем месте»: общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 класс (вредные); в трудовой договор добавлен раздел «Гарантии и компенсации»: добавлена компенсация «Повышенный размер оплаты труда» в размере 4 %; уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества;
- Дополнительное соглашение от 10.04.2017: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: срок выплаты заработной платы перенесен на другие даты (за 1-ю половину месяца - 29 числа текущего месяца, за 2-ю половину месяца - 14 числа следующего месяца).
- Дополнительное соглашение от 01.08.2017: изменен раздел «Гарантии и компенсации», а именно: уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества.
- Дополнительное соглашение от 21.05.2018: изменен раздел «Условия труда на рабочем месте», а именно: общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.2 класс (вредные); изменен раздел «Гарантии и компенсации»: добавлена компенсация «Ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск (к.д.)» в количестве 7 к.д.; увеличен размер компенсации «Повышенный размер оплаты труда (с 4% до 8%)»; уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества; изменен раздел «Условия оплаты труда»: с 21.05.2018 заработная плата составляет: 72,62 руб. тарифная ставка; 5, 81 руб. доплата за вредность.
- Дополнительное соглашение от 01.04.2019: изменена трудовая функция: «Водитель автомобиля 5 разряда»; изменен раздел «Условия труда на рабочем месте», а именно: Общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 класс (вредные); изменен раздел «Гарантии и компенсации»: снижен размер компенсации «Повышенный размер оплаты труда (с 8% до 4%)»; предусмотрено проведение медицинских осмотров;
- Дополнительное соглашение от 01.04.2019: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: в соответствии с тарифной сеткой и установленным квалификационным разрядом работнику устанавливается часовая тарифная ставка в размере 118, 73 руб., заработная плата начисляется и выплачивается Работнику за фактические отработанное время; работнику производится индексация заработной платы - увеличение часовой тарифной ставки на 7% и составляет 127,04 руб. в час. Заработная плата начисляется и выплачивается Работнику за фактически отработанное время; работнику выплачиваются компенсационные выплаты (доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в размере 4% от должностного оклада); работнику могут быть выплачены прочие стимулирующие выплаты, в том числе премия (приработок) в соответствии с Положением об оплате труда. Стимулирующие выплаты являются правом, а не обязанностью Работодателя; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 01.12.2019: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: оплата труда осуществляется в соответствии с Положением по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест Уралтрансспецстрой» от 21.11.2019; с 01.12.2019 работнику устанавливается индивидуальная сдельно-премиальная система оплаты труда; сдельная оплата формируется из фактически перевезенных тонн груза и единой системы сдельных расценок; установлены новые доплаты и надбавки, которые могут быть выплачены, стимулирующие выплаты при этом право, а не обязанность работодателей; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 22.10.2020: произведена индексация заработной платы (часовой тарифной ставки) на 5%; изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: работнику устанавливается часовая ставка в размере 133,39 руб. в час. в соответствии с 5 квалификационным разрядом. Заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время; на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка 86,60 руб. в час; в период перевозки работником навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле и отражена в товарно-транспортной накладной, применяется простая индивидуальная сдельная система оплаты труда. Стоимость 1 тонны перевезенного груза определяется Приложением № 1 к Положению по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС». Заработная плата начисляется исходя из фактически перевезенного количества груза; работнику выплачиваются компенсационные выплаты за работу в ночную смену в размере 20% от должностного оклада (часовой тарифной ставки, сдельной расценки) за каждый час работы; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 19.08.2021: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: работнику устанавливается смешанная оплата труда; работнику устанавливается часовая ставка в размере 133,39 руб. в час. Заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время; на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка 86,60 руб. в час; в период перевозки работником навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле и отражена в товарно-транспортной накладной, применяется простая индивидуальная сдельная система оплаты труда. Стоимость 1 тонны перевезенного груза определяется Приложением № 1 к Положению по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС». Заработная плата начисляется исходя из фактически перевезенного количества груза.
Оценивая требования Грехова Е.В. о возложении на работодателя обязанности предоставить место работы на транспортном средстве типа «тягач» судом установлено следующее.
Ни трудовым договором № от 14.08.2014, ни дополнительными соглашениями к нему не определено конкретное транспортное средство, на котором Грехов Е.В. должен выполнять свою трудовую функцию водителя автомобиля 5 разряда (до 01.04.2019 – водителя 3 класса).
Рабочим местом Грехова Е.В. является «Автоколонна, <адрес>».
В соответствии с п. 1.4. Должностной инструкции от 16.05.2022 № 9 «Водителя автомобиля 5 разряда (грузовые автомобили, автопоезда всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 т., автобусы габаритной длиной 7-12 м.)» водитель выполняет трудовую функцию без закрепления за конкретным транспортным средством, без определения марки и (или) госномера Т.С.
С указанной должностной инструкцией Грехов Е.В. ознакомлен, что истцом не оспаривается.
Обстоятельства законности и правомерности предоставления Грехову Е.В. для выполнения трудовой функции автомобиля по усмотрению работодателя были предметом оценки при рассмотрении индивидуального трудового спора об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности за отказ от выполнения трудовой функции (включая прохождение испытания) на автомобиле HOWO 3327 между теми же сторонами в Кировском районном суде г. Екатеринбурга по гражданскому делу №.
Так, решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07.04.2022 по гражданскому делу № вступившим в законную силу 12.05.2022 установлено, что в трудовом договоре и дополнительных соглашениях отсутствует условие об исполнении истцом трудовой функции на конкретном автомобиле (марка и/или госномер). Сторонами определено, что истец выполняет трудовую функцию водителя без определения марки автомобиля, его грузоподъемности и иных характеристик.
Право по определению состава автопарка, закрепление того или иного работника за конкретным служебным транспортным средством является исключительным односторонним правомочием работодателя, непосредственно связанным с организацией производственного процесса на предприятии.
Также в данном решении оценен и довод истца о взаимозависимости вида транспортного средства на размер получаемой заработной платы. При этом установлено, что в отношении Грехова Е.В., как и иных работников, выполняющих аналогичную трудовую функцию, установлена смешанная оплата труда, которая включает в себя: почасовую ставку 133 руб. 39 коп. (заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время); на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка 86 руб. 60 коп. в час; в период перевозник работником навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле и отражена в товарно-транспортной накладной, применяется простая, индивидуальная сдельная система оплаты труда (стоимость 1 тонны перевезенного груза определяется в соответствии Приложением № 1 к Положению по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта; заработная плата начисляется исходя из фактически перевезенного количества груза).
При этом судом отмечено, что объем перевезенного груза не может быть поставлен в зависимость от марки автомобиля, поскольку данный объем напрямую зависит лишь от служебного задания работодателя, обусловленного производственной необходимостью в конкретной ситуации.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу, что, поскольку обязанность предоставлять Грехову Е.В. транспортное средство по его выбору, или какое-либо конкретное транспортное средство, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему за АО «Трест УТСС» не закреплена, в данном случае возложение на работодателя обязанности предоставлять работнику (водителю) для выполнения трудовой функции транспортное средство по его выбору является нарушением права работодателя, как собственника имущества, самостоятельно определять способы рационального использования такого имущества в своей экономической (предпринимательской) деятельности для достижения наилучшего экономического результата.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Грехова Е.В. к АО «Трест Уралтрансспецстрой» о возложении обязанности обеспечить условия труда в соответствии с условиями трудового договора, а также вытекающее из них требование о компенсации морального вреда являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грехова Евгения Вячеславовича к Акционерному обществу «Трест Уралтрансспецстрой» о возложении обязанности обеспечить условия труда в соответствии с условиями трудового договора, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных