ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674/17 от 08.11.2017 Богучанского районного суда (Красноярский край)

Дело

копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2018 г. Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Кириловой С.А.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Богучанского района Красноярского края Селезневой Е.А.,

истца ФИО1,

представителя ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Теремок», руководителя ФИО2, действующей на основании распоряжения № 128-р от 01.04.2008 года,

представителя соответчика администрации Богучанского района Красноярского края ФИО3, действующей на основании доверенности от 16.03.2017 года,

представителя соответчика Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края ФИО4, действующей на основании доверенности от 08.11.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Самилинс СИИ к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Теремок», администрации Богучанского района Красноярского края, Управлению образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанской территориальной (районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации о взыскании денежных средств (подъемных),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к ответчику Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Теремок» о взыскании денежных средств (подъемных), мотивируя свои требования тем, что 12.01.2015 года между администрацией Богучанского района Красноярского края, Управлением образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанской территориальной (районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации заключено отраслевое соглашение на 2015-2017 годы, согласно абз. 3 п. 2 Приложения № 4 к которому образовательным учреждениям рекомендовано выплачивать подъемные молодым специалистам, впервые окончившим среднее или высшее учебное заведение, в том числе ранее проживавшим в Богучанском районе, из бюджета района в размере 5 окладов (524 000 рублей). 16.01.2017 года ФИО5 принята в МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» на должность воспитателя с окладом <данные изъяты>, окончила ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Согласно ответу Управления образования администрации <адрес> денежные средства на выплату подъемных молодым специалистам в бюджете района не предусматривались. Поскольку действие Приложения № 4 указанного соглашения в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 48 ТК РФ, приостановлено не было, невыплата подъемных молодому специалисту ФИО1 нарушает ее право на получение дополнительной социальной поддержки, просят взыскать с МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» в пользу ФИО1 подъемные в сумме 26 865 рублей из расчета: оклад 5 373 рубля х 5.

Определением Богучанского районного суда Красноярского края от 14.09.2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Богучанского района Красноярского края, Управление образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанская территориальная (районная) организация Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Селезнева Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснила, что соглашением предусмотрена выплата подъемных молодым специалистам, в число которых относится и ФИО1, в размере 5 окладов. Несмотря на то, что положения указанного соглашения обязательны для всех образовательных учреждений на территории Богучанского района, указанные подъемные ФИО1 до настоящего времени не выплачены, действие соглашения в установленном порядке приостановлено не было, нормативных документов, предусматривающих порядок выплаты подъемных, нет. Отсутствие бюджетного финансирования в данном случае правового значения не имеет, так как соглашением установлена обязанность образовательных учреждений выплачивать подъемные молодым специалистам. В период действия соглашения выплата подъемных производилась 1 раз – в 2015 году в день учителя, более выплаты не производились. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требований поддержала в полном объеме, суду пояснила, что о наличии соглашения, предусматривающего выплату спорных подъемных молодым специалистам, она узнала после трудоустройства от председателя профсоюза, членом которого является, МСВ с заявлением о выплате подъемных к заведующей МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» не обращалась, трудоустраивалась по собственной инициативе, без приглашения со стороны образовательного учреждения. 24.05.2016 года она окончила очное бюджетное отделение <адрес> после чего переехала в <адрес>, где 16.01.2017 года принята в МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» на должность воспитателя. Ранее она проживала в <адрес>, получила диплом по специальности «повар», после чего работала в детских образовательных учреждениях воспитателем. Спорные подъемные в <адрес> она не получала. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Теремок», руководитель ЛЛИ, действующая на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ, в зале суда заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, детский сад – казенное учреждение, учредителем которого является администрация Богучанского района Красноярского края. В расходной смете детского сада расходы на выплату спорных подъемных не предусмотрены, финансирование из бюджета на указанные расходы не осуществлялось. В имеющемся коллективном договоре обязанности по выплате подъемных у детского сада нет, кроме того, с письменным заявлением об их выплате ФИО1 к ней не обращалась. На ее обращение в Управление образования района в июне 2017 года был получен ответ о том, что действие соглашения от 12.01.2015 года приостановлено из-за отсутствия финансирования. Экономии средств у детского сада нет, выделенных денежных средств хватает только на самое необходимое.

Представителя соответчика Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края ФИО4, действующая на основании доверенности от 08.11.2017 года, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, полагая их незаконными и необоснованными, поддержала все изложенное в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с п. 2.2.1 Соглашения между администрацией Богучанского района Красноярского края, Управлением образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанской территориальной (районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации на 2015-2017 годы администрация Богучанского района обеспечивает полное и своевременное финансирование образовательных учреждений в соответствии с лимитами (исходя из объема) бюджетных обязательств, утвержденных районным бюджетом, на соответствующий финансовый год, для муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение на исполнение действующих расходных обязательств Управление образования администрации Богучанского района осуществляет на основании реализации муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от 17.07.2013 года «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Богучанского района, их формирования и реализации». Поскольку обязательства по спорному соглашению со стороны Управления образования определяются муниципальной программой, выплата подъемных молодым специалистам, впервые окончившим среднее или высшее учебное заведение, из бюджета района не была предусмотрена указанной муниципальной программой, в бюджетную смету учреждения на 2017 год выплата подъемных не закладывалась. Оплата подъемных молодому специалисту осуществляется только за счет средств местного бюджета. При этом, лимиты местного бюджета направлены на выплату обязательных платежей для бесперебойного функционирования учреждений. Кроме того, соглашение не содержит конкретных сроков выплаты подъемных, как и не содержится указанных обязательств со стороны работодателя в трудовом договоре, заключенном с ФИО1, и коллективном договоре МКДОУ детский сад № 3 «Теремок». Выплата подъемных согласно приложению № 4 к соглашению носит рекомендательный характер. Учитывая, что локальные нормативные акты МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» не предусматривали выплату подъемных, а бюджетная смета учреждения на 2017 год была уже утверждена (ФИО1 вступила в трудовые отношения 16.01.2017 года), выплата подъемных конкретному работнику в бюджетную смету не была заложена, в связи с чем, оснований для их взыскания не имеется.

Дополнительно представитель соответчика ФИО4 суду пояснила, что ФИО1 не относится к категории молодых специалистов. Выплата спорных подъемных была возможна только за счет экономии денежных средств образовательного учреждения, в данном случае МКДОУ детский сад № 3 «Теремок». За период с 2015 года по 2017 года указанной экономии у детского сада не было. При этом, обязанности по изысканию денежных средств на выплату подъемных у Управления образования нет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель соответчика администрации Богучанского района Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности от 16.03.2017 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что отсутствуют законные основания для выплаты истцу спорных подъемных, так как бюджет района был сформирован на 3 года в 2014 году, соглашение заключено в 2015 году, корректировка бюджета не производилась, деньги на выплату подъемных молодым специалистам не закладывались. Кроме того, спорные выплаты подъемных носят рекомендательный характер и только в рамках выделенных из бюджета денежных средств. При этом, СИИ не относится к категории молодых специалистов, имеющих право претендовать на получение спорных подъемных, поскольку имеет два средних профессиональных образования.

Соответчик Богучанская территориальная (районная) организация Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации в зал суда своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщила. Ранее в судебном заседании председатель организации ВНВ, действующая на основании протокола отчетно-выборной конференции от 25.10.2014 года, с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в соглашении от 12.01.2015 года пункт о выплате подъемных молодым специалистам носит для образовательных учреждений рекомендательный характер, причем выплата указанных подъемных производится из фонда экономии денежных средств каждого образовательного учреждения, которой в настоящий момент нет. Она неоднократно обращалась в администрацию Богучанского района с просьбой выделить деньги на жилье работникам образования и выплату подъемных. В декабре 2014 года на бюджетной комиссии депутатов ставились указанные вопросы. Деньги нашлись на выплату подъемных молодым специалистам в 2015 году, что и было отражено в соглашении от 12.01.2015 года. Сумма 524 000 рублей, указанная в соглашении, была рассчитана на 20 человек, и подлежала выплате в 2015 году. В 2016-2017 годах выплата подъемных не была запланирована. Список приглашенных и приезжих молодых специалистов формировался на основании данных, поданных работодателями (образовательными учреждениями), после чего через отдел кадров поступал ей. Она обзванивала образовательные учреждения, уточняла прибыли ли к ним приглашенные молодые специалисты, после чего, обращалась в администрацию района с просьбой о выделении денежных средств. По поводу выплаты подъемных в 2016-2017 годах она в администрации района получила ответ, что деньги есть только на жилье работникам образования. Официально действие спорного соглашения не приостанавливалось. О том, что ФИО1 является молодым специалистом, претендующим на получение подъемных, ей стало известно только при рассмотрении настоящего дела, с письменным заявлением ФИО1 к ней не обращалась. Срок выплаты подъемных в соглашении не предусмотрен. Ранее подъемные выплачивались по мере поступления денежных средств при трудоустройстве, обычно в августе по приезду молодых специалистов в район по окончании учебных заведений; в 2015 году были выплачены позднее.

Третье лицо Министерство образования Красноярского края в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от 25.01.2016 года № 55-п, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» является некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности.

Учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование Богучанский район, полномочия которого осуществляет администрация Богучанского района Красноярского края.

Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Тем самым, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств районного бюджета, средств бюджетов внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности учреждения.

Как видно из трудового договора от 16.01.2017 года и дополнительного соглашения от 01.08.2017 года к нему, ФИО6 принята на должность воспитателя в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» на неопределенный срок. Работнику установлена 36-часовая рабочая неделя, размер оклада 5 373 рубля. Также установлены персональные выплаты: за опыт работы в занимаемой должности – 30 %, за работу в сельской местности специалистам – 25 %, специалистам, впервые окончившим одно из учреждений высшего или среднего профессионального образования – 20 %; выплата воспитателям краевых государственных бюджетных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, на одну ставку, но не более размера выплаты на одно физическое лицо 718,4 рублей; надбавка от нагрузки за стаж – 5 %.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на основании утвержденного положения о стимулирующих выплатах, исходя из размера заработной платы и утвержденного фонда оплаты труда (п. 1.4 дополнительного соглашения).

Факт трудоустройства истца ФИО1 оформлен приказом от 16.01.2017 года, что следует, в том числе, из копии трудовой книжки последней, из которой также видно, что с 05.05.2006 года по 28.06.2013 года ФИО1 была трудоустроена воспитателем в <данные изъяты> с 27.01.2014 года по 28.10.2014 года – воспитателем в <данные изъяты>», с 18.02.2015 года по 11.02.2016 года – воспитателем в <данные изъяты>

Согласно представленным расчетным листкам за январь 2017 года СИИ выплачена заработная плата в размере 10 116,41 рублей, за февраль 2017 года – 8 305,99 рублей, за март 2017 года – 15 887,50 рублей, за апрель 2017 года – выплат не было, долг работника на конец месяца 1 256,61 рублей, за май 2017 года – 12 786,83 рублей, за июнь 2017 года – 17 697,43 рублей, за июль 2017 года – 14 058,44 рублей, за август 2017 года – 16 074,90 рубля, за сентябрь 2017 года – 18 799,91 рублей, за октябрь 2017 года – 7 391,84 рубль.

По сведениям, представленным <данные изъяты>, ФИО1 в реестре молодых специалистов <адрес> не состояла, единовременные ежегодные выплаты в соответствии с Законом <адрес> «О молодом специалисте в <адрес>» от 04.02.2005 года № 25-ОЗ не получала.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений», Постановлению администрации Богучанского района «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казённых учреждений» от 18.05.2012 -п, система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2009 года № 648-п утверждено примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных учреждениях, подведомственных министерству образования Красноярского края, в силу п. 3 разд. 2 которого установление стимулирующих выплат в учреждении осуществляется на основе коллективного договора, локального нормативного акта учреждения о выплатах стимулирующего характера, утверждаемого работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", пунктами 3.1, 3.78, 4.3 Положения о министерстве образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 706-п, приказом <адрес> от 15 декабря 2009 года N 988 утверждены виды, условия, размер и порядок установления выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений, подведомственных <адрес>.

В силу п.п. 2-5 Приложения к указанному Приказу, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работников учреждений за качественные результаты труда, а также поощрение за выполненную работу, которые устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

Работникам Учреждений по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждениями на оплату труда работников, могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты (с учетом сложности, напряженности и особого режима работы, опыта работы, за работу в городском округе город Норильск, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), обеспечения региональной выплаты; выплаты по итогам работы.

Виды выплат должны отвечать уставным задачам Учреждения. Выплаты стимулирующего характера максимальным размером не ограничены и устанавливаются в пределах фонда оплаты труда.

Аналогичные нормы содержаться в Постановление администрации Богучанского района от 08.09.2010 № 1275 – п «Об утверждении видов, условий, размера и порядка установления выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников муниципальных бюджетных и казённых образовательных учреждений Богучанского района».

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по следующим вопросам: оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы); гарантии, компенсации и льготы работникам; другие вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

В силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Часть 1 статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет правило, согласно которому соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края от 30.01.2014 N 6-2056 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края государственными полномочиями по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений и контроля за их выполнением" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов края наделены государственными полномочиями по осуществлению уведомительной регистрации территориальных соглашений, изменений и дополнений к ним в порядке, установленном Правительством края.

Таким образом, закон предоставил право организации устанавливать в коллективных договорах, соглашениях условия оплаты труда работников, их гарантии, компенсации и льготы.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 12.01.2015 года между администрацией Богучанского района Красноярского края, Управлением образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанской территориальной (районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации было подписано и вступило в действие отраслевое соглашение на районном уровне на 2015-2017 годы, регулирующее социально-трудовые отношения в сфере образования, устанавливающее условия оплаты труда работников образования, их гарантии, компенсации и льготы, положения которого обязательны для образовательных учреждений, на которые оно распространяется (далее – Соглашение).

Соглашение зарегистрировано 12.01.2015 года Управлением экономики и планирования администрации Богучанского района под . Сведений о признании соглашения недействительным, приостановлении его действия в материалах дела не имеется.

В силу п.п. 1.1, 1.4 Соглашения оно обязательно к применению при заключении коллективных договоров в образовательных учреждениях, трудовых договоров с работниками учреждений. В коллективном договоре учреждений с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы и гарантии и преимущества для работников.

Согласно п. 2.2.1 Соглашения администрация Богучанского района обеспечивает полное и своевременное финансирование образовательных учреждений в соответствии с лимитами (исходя из объема) бюджетных обязательств, утвержденных районным бюджетом, на соответствующий финансовый год, для муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений.

В силу п. 4.1.3 Соглашения обязательными условиями оплаты труда являются: размер оклада, ставки заработной платы, установленный за исполнение работником трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц либо за установленную норму труда; размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями труда и др.); размеры выплат стимулирующего характера либо условия для установления со ссылкой на локальный нормативный акт.

Во исполнение положений Соглашения указанная система оплаты труда нашла свое отражение в коллективных договорах на 2012-2015 годы, 2017-2020 годы, заключенных между работодателем МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» и работниками в лице председателя первичной профсоюзной организации МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» МСВ утвержденных на общих собраниях трудового коллектива 07.06.2012 года, 18.08.2017 года, прошедших уведомительную регистрацию в Управлении экономики и планирования администрации Богучанского района в установленном порядке, а также в Положении по оплате труда работников МКДОУ детский сад № 3 «Теремок», утвержденном приказом № 22 от 18.08.2017 года, и приложениях к нему.

Стороны считают, что экономия средств (как бюджетных, так и внебюджетных) по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться на премирование, выплату надбавок, оказание материальной помощи, улучшений условий труда и быта, организацию отдыха работников и другие социальные нужды (п. 5.9 Соглашения).

Как следует из п. 2, 3 раздела 1 Положения по оплате труда работников МКДОУ детский сад № 3 «Теремок», п. 4.9 коллективного договора, фонд оплаты труда формируется учреждением на календарный год, исходя из размера предоставленных субсидий, объемов централизованных средств и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. При наличии экономии средств по фонду оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь.

Согласно абз. 3 п. 2 Приложения № 4 «Социальная поддержка работников образования Богучанского района» к Соглашению образовательным учреждениям рекомендовано выплачивать подъемные молодым специалистам, впервые окончившим среднее или высшее учебное заведение, в том числе ранее проживавшим в Богучанском районе, из бюджета района в размере 5 окладов (524 000 рублей).

Указание на выплату данных подъемных в коллективных договорах, Положении по оплате труда работников МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» отсутствует.

По информации, представленной 19.01.2018 года Богучанским районным Советом депутатов, вопрос о выделении денежных средств на выплату подъемных молодым специалистам в системе образования предметом рассмотрения на сессиях Совета депутатов в 2014-2017 годах не был, протокольных решений не имеется.

Согласно справкам финансового управления администрации Богучанского района от 18.01.2018 года и главы администрации Богучанского района от 29.01.2018 года расходы, связанные с переездом работников учреждений и организаций, финансируемых из районного бюджета (подъемные), являются расходными обязательствами учреждения и осуществляются в пределах общих ассигнований, предусмотренных по смете учреждения. В период с 2014 года по 2017 год дополнительно денежные средства на оплату подъемных молодым специалистам Управлению образования администрации Богучанского района Красноярского края из районного бюджета не выделялись, в подтверждение чего представлена справка о средствах, выделенных дополнительно Управлению образования администрации Богучанского района в 2014-2017 годах.

Указанные обстоятельства подтвердила также допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля и.о. начальника финансового управления администрации Богучанского района Красноярского края МВИ, дополнительно показавшая, что бюджет был принят в конце 2014 года на трехлетний период, составлен из базовых расходов текущего года, при этом, доходная часть бюджета только на 20-23 % составила доходы района, остальное – финансовая помощь краевого бюджета.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный бухгалтер Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края МИП суду показала, что в ноябре на следующий год Управлением образования составляется смета на основании данных, полученных от образовательных учреждений, корректировка которой возможна только один раз в квартал. Спорные подъемные выплачивались только один раз в 2015 году приглашенным в район на работу молодым специалистам в сумме 298 000 рублей, которые были взяты из средств экономии образовательными учреждениями. Из бюджета района деньги на указанные нужды специально не предоставлялись. Выплата подъемных возможна только из предоставленных образовательному учреждению денежных средств, которые распределяет на различные нужды руководитель учреждения и, в случае наличия экономии, может оказать работникам дополнительную социальную помощь без ущерба для фонда оплаты труда, налогов, хоз. расчетов. То есть, подъемные должны быть предусмотрены в смете учреждения, однако получить экономию, скорректировать смету особенно детскому саду не возможно, поскольку все контракты подлежат заключению до текущего года. Ей известно, что в 2017 году у детского сада «Теремок» не было денег даже на протирочную машину.

Факт выплаты подъемных молодым специалистам согласно абз. 3 п. 2 Приложения № 4 к Соглашению подтверждается также представленными бюджетными сметами образовательных учреждений на 2015 год, росписями расходов, общей расходной сметой Управления образования, согласно которым в 2015 году подъемные молодым специалистам, включенные в строку 0114502 «Персональные выплаты, установленные в целях повышения оплаты труда молодым специалистам…..», были выплачены работникам согласно имеющемуся в материалах дела списку: <данные изъяты> в размере 20 096,70 рублей, <данные изъяты> - 40 193,40 рублей, <данные изъяты> - 80 386,80 рублей, <данные изъяты> - 20 096,70 рублей, <данные изъяты> - 20 096,70 рублей, <данные изъяты> - 20 096,70 рублей, <данные изъяты> - 60 290,10 рублей, <данные изъяты> - 20 096,70 рублей. Из бюджетных смет образовательных учреждений, в том числе <данные изъяты> Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края с росписью расходов к ним за 2016, 2017 годы следует, что выплата спорных подъемных молодым специалистам в сметы расходов в указанный период заложена не была; при этом, данных за наличие в МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» экономии фонда оплаты труда, бюджетных ассигнований не имеется.

На основании изложенного, судом установлено, что в соответствии п. 9 трудового договора, заключенного между ФИО1 и МКОУ детский сад № 3 «Теремок», помимо должностного оклада работнику также могут быть выплачены другие выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами образовательного учреждения, правовыми акта муниципального органа управления образованием района и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, трудовым договором не предусмотрена и не гарантирована ФИО1 выплата в обязательном порядке каких-либо подъемных молодым специалистам.

Подъемные молодым специалистам являются дополнительной мерой социальной поддержки работников образования Богучанского района, предусмотрены Приложением № 4 к Соглашению, согласно п. 2 которого образовательным учреждениям рекомендовано выплачивать подъемные молодым специалистам, впервые окончившим среднее или высшее учебное заведение, в том числе ранее проживавшим в Богучанском районе, из бюджета района в размере 5 окладов.

При этом, исходя из рекомендательного их характера и положений 1.4 Соглашения, включение данных мер в коллективный договор возможно с учетом особенностей деятельности образовательного учреждения, его финансовых возможностей.

В Положении по оплате труда работников МКОУ детский сад № 3 «Теремок», коллективном договоре отсутствует норма о том, что подъемные молодым специалистам являются обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

Гарантированные выплаты установлены пунктом 3.8 коллективного договора, п. 1 Положения по оплате труда работников, а также п. 4.1.3 Соглашения, к которым отнесены: должностные оклады, ставки заработной платы, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Подъемные молодым специалистам в составе гарантированных выплат не поименованы.

При таких обстоятельствах доводы стороны истца о том, что работнику ФИО1 как молодому специалисту гарантированы подъемные в размере 5 окладов, основан на ошибочном толковании норм трудового законодательства и отраслевого соглашения на районном уровне, устанавливающих, что выплата подъемных носит рекомендательный характер, не входит в состав обязательной части заработной платы, их выплата производится на условиях наличия экономии средств по фонду оплаты труда образовательного учреждения, в данном случае МКДОУ детский сад № 3 «Теремок», и в размерах, которые предусмотрены в Соглашении, и является правом, а не обязанностью работодателя. Поскольку, фонд экономии денежных средств МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» отсутствует, что установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, стороной истца не оспаривается, дополнительных бюджетных субсидий на указанные нужды администрацией района не выделялось, оснований для выплаты ФИО1 подъемных у МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» не имелось.

Кроме того, как следует из копии диплома, выданного 24.06.2016 года, ФИО6 получила среднее профессиональное образование в <адрес><адрес>ЧАП по специальности «Дошкольное образование», квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста. При этом, во вкладыше к указанному диплому имеется указание на получение ФИО1 в 2007 году начального профессионального образования, что последней подтверждено в судебном заседании.

На основании части 1 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона N 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно абзацу первому статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В силу буквального толкования абз. 3 п. 2 Приложения № 4 «Социальная поддержка работников образования Богучанского района» к Соглашению на выплату подъемных могут претендовать молодые специалисты, впервые окончившие среднее или высшее учебное заведение, в том числе ранее проживавшие в Богучанском районе.

Исходя из положений приказа от 15 декабря 2009 года N 988, а также Приложения № 3 к Положению об оплате труда работников МКДОУ детский сад № 3 «Теремок», молодым специалистом признается специалист, впервые окончивший одно из учреждений высшего или среднего профессионального образования и заключивший в течение трех лет после окончания учебного заведения трудовые договоры с краевыми государственными или муниципальными образовательными учреждениями, организациями, осуществляющими обучения либо продолжающий работу в образовательном учреждении.

Тем самым, учитывая наличие у ФИО1 двух средних профессиональных образований, ее трудоустройство на должностях воспитателей с 2006 года, трудоустройство в МКДОУ детский сад № 3 «Теремок» после получения второго среднего профессионального образования, в связи с чем, не являющейся лицом, впервые получившим образование и продолжающим работу в указанном образовательном учреждении, суд приходит к выводу об отсутствии права истца претендовать на получение спорных подъемных, молодым специалистом применительно к абз. 3 п. 2 Приложения № 4 к Соглашению последняя не является.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что факт нарушения прав ФИО1 на получение дополнительной социальной поддержки (подъемных), предусмотренной Соглашением, не нашел своего подтверждения в судебном заседании, а потому требования прокурора Богучанского района Красноярского края к ответчикам о взыскании денежных средств (подъемных) в размере 26 865 рублей удовлетворению не подлежат.

В соответствии ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы освобождены от судебных расходов, в связи с чем, оснований для взыскания с них государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Самилинс СИИ к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Теремок», администрации Богучанского района Красноярского края, Управлению образования администрации Богучанского района Красноярского края, Богучанской территориальной (районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации о взыскании денежных средств (подъемных) в размере 26 865 рублей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2018 года.

Копия верна

Судья О.В. Максимова