Дело № 2-674/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2019 года Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,
при секретаре Цветковой М.Н.,
с участием старшего помощника Кинешемского городского прокурора Аферовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области гражданское дело по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района о возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность за плату арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района о возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность за плату арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, проведённой Кинешемской городской прокуратурой, установлено, что в нарушение положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 11, 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района не разработан административный регламент предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность за плату арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц – субъектов предпринимательской деятельности.
В судебном заседании старший помощник Кинешемского городского прокурора Аферова О.С. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика администрации Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями согласен, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения представителя истца, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпршшмательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами местног о самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 159). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанного перечня, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
На основании ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч.ч. 1-3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе: ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее муниципальная услуга), является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ № 131 и уставами муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, предоставление преимущественного права приобретения арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в собственность за плату, является публичной услугой, оказываемой органом местного самоуправления, которая должна регулироваться административным регламентом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции является деятельность, в том числе органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.
Суд установил, что постановлением администрации Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района от 27.02.2017 г. № 12 (в редакции постановления от 27.07.2018 г. № 32) утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Решением Совета Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района от 27.07.2018 г. № 20 (в редакции решения Совета Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района от 12.12.2018 г. № 38) утверждены Положение о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества Батмановского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) и Положение о порядке и условиях предоставления в аренду имущества, включенного в перечень имущества Батмановского сельского поселения, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (л.д.8-9, 10-16).
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность за плату арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права администрацией Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района не разрабатывался и принимался, что подтверждается ответом администрации от 12 февраля 2019 года № 52 на запрос Кинешемского городского прокурора (л.д. 7).
При таких обстоятельствах, учитывая, что разработка и утверждение документа, регламентирующего передачу в собственность за плату арендованного имущества Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права возложены законом на ответчика, а отсутствие такого регламента нарушает гарантированное каждому ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право свободно искать и получать информацию любым законным способом, суд считает требование прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого это решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание объём работ, которые следует провести ответчику, суд полагает, что предложенный прокурором срок – два месяца со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным и позволит исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность за плату арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке преимущественного права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Чистякова Н.В.
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2019 года