ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674/2011 от 22.02.2011 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   г. Астрахань                                                           22 февраля 2011 года

 Ленинский районный суд г. Астрахани

 в составе председательствующего судьи Брякиной А.А.,

 при секретаре     Муслимовой Д.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению  о признании решения органа местного самоуправления незаконным, суд

 У С Т А Н О В И Л :

  обратилась в суд о признании решения органа местного самоуправления незаконным, указав в обосновании своих доводов, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предписано предоставить ей в собственность земельный участок, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации магазина. Указанный земельный участок предоставляется заявителю за плату в частную собственность. Во исполнении требований пункта 3.2. названного постановления,  было предписано заключить договор аренды и договор купли-продажи вышеназванного земельного участка, в связи с чем в Комитет имущественных отношений Администрации <адрес> ею было подано заявление о предоставлении расчета выкупной стоимости земельного участка. Указанное обращение было подано ДД.ММ.ГГГГ за №.

 ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений Администрации <адрес> был выдан расчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> сумма которого была определена равной 143 589,04 рубля. Согласно данного расчета, стоимость земельного участка в сумме 143589,04 рублей была оплачена заявителем в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.

 Однако, в последствии заявителю стало известно, что в связи с тем, что здание магазина, для эксплуатации которого предоставлен земельный участок было приобретено из государственной собственности, она имеет право на льготный выкуп указанного земельного участка в соответствии с ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ».

 В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ  было подано заявление на имя руководителя Управления земельными ресурсами Администрации <адрес> с просьбой произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка с учетом применения льготного коэффициента с приложением пакета всех необходимых документов. Направленным в её адрес ответом от ДД.ММ.ГГГГ №, ей было отказано в перерасчете выкупной стоимости земельного участка с указанием на необходимость получения статуса индивидуального предпринимателя для рассмотрения по существу поданного обращения.

 Посчитав, что таким решением со стороны органа местного самоуправления нарушаются права и охраняемые законом ее интересы,  обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения органа местного самоуправления, в котором просит суд признать решение Администрации <адрес> в лице Управления земельными ресурсами, выразившееся в отказе произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, незаконным и обязать Администрацию <адрес> в лице Управления земельными ресурсами Администрации <адрес> произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

 В судебном заседании заявитель  требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

 Представители заинтересованных лиц Администрации <адрес> и Управления земельными ресурсами Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причины неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо возражений по существу заявленных требований суду не представили, поэтому суд, с согласия заявителя, определил, рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц Администрации <адрес> и Управления земельными ресурсами Администрации <адрес>.

 В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

 Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

      К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

 В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

 В силу ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с земельным кодексом РФ.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными по делу доказательствами, для реализации своего права по оформлению земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратилась в орган местного самоуправления для получения расчета выкупной стоимости земельного участка с целью его последующего приобретения в собственность. Согласно полученного расчета выкупной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, была произведена полная оплата выкупной стоимости земельного участка, что подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела чек - ордером от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 143 589 рублей 04 копейки. Однако, в последствии узнав, что к приобретаемому земельному участку, исходя из его статуса, определяемому расположенными на нем объектами недвижимого имущества, применяется льготный выкуп при расчете выкупной стоимости земельного участка, заявитель обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о проведении перерасчета выкупной стоимости земельного участка с учетом положений Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ», в чем ей было отказано, что подтверждается заявлением  от ДД.ММ.ГГГГв Управление земельными ресурсами администрации <адрес> и отказом последнего за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Как усматривается из оспариваемого заявителем решения органа местного самоуправления мотивом отказа в проведении перерасчета выкупной стоимости земельного участка органом местного самоуправления было указано на отсутствие у неё статуса индивидуального предпринимателя.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ», до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Учитывая численность населения Муниципального образования «Город Астрахань» по смыслу указанной нормы права при приобретении земельного участка из муниципальной собственности, собственниками зданий, строений и сооружений, ранее приобретенных из государственной собственности, расчет выкупной стоимости земельного участка должен производиться из расчета двух с половиной процентов от его кадастровой стоимости.

 Согласно Письма Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N Д23-354,права собственников объекта недвижимости на выкуп земельного участка определены ст. 36 Земельного кодекса, п. 1 которой установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. При этом как указано в письме выкупная стоимость земельного участка определяется двумя способами. В первом случае применению подлежит п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ""О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которым до 1 января 2012 г. действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Цена выкупа земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При этом, как указано в письме, право на льготную цену связано с объектом недвижимости, отчужденным из государственной или муниципальной собственности. Определяющим критерием применения указанных выше цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

 Кроме того, исходя из содержания письма Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N Д23-354, используемое Законом N 137-ФЗ понятие ""отчуждение из государственной или муниципальной собственности"" шире по своему объему понятия ""приватизация государственного и муниципального имущества"", используемого Федеральным законом от 21.12.2007 N 178-ФЗ ""О приватизации государственного и муниципального имущества"", и предполагает любое отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности (путем приватизации, по решению суда и иными способами).

 Таким образом, исходя из системного толкования закона, предусмотренное право на льготный выкуп земельного участка определяется статусом самого земельного участка, а не статусом субъекта, который намерен приобрести земельный участок в собственность.

 Как подтверждается представленным заявителем письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, домовладение по адресу <адрес> было отчуждено из государственной собственности, что само по себе предоставляет заявителю право приобрести земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу с учетом применения при расчете его выкупной стоимости льготного коэффициента, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

 В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Участниками земельных правоотношений в соответствии со ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом индивидуальных предпринимателей как участников земельных правоотношений законодатель не называет. Не указаны индивидуальные предприниматели и в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве лиц, имеющих право приобрести земельные участки в собственность законодатель называет граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом особенности купли-продажи земельных участков под объектами недвижимости, отчужденными из государственной собственности, устанавливаются с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

 Однако, в статье 2 названного Федерального закона среди участников земельных правоотношений законодатель называет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, несмотря на то, что в качестве участников земельных и гражданских правоотношений законодатель определяет граждан, юридических лиц, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и непосредственно Российскую Федерацию. Индивидуального предпринимателя как субъекта гражданских прав законодатель не индивидуализирует. В ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель лишь говорит о праве гражданина заниматься предпринимательской деятельностью.

 Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что понятие индивидуальный предприниматель, который законодатель употребляет применительно к выкупу земельного участка тождественно понятию гражданин, который является участником земельных и гражданских правоотношений. Данное обстоятельство подтверждается также положениями ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

 Суд считает, поскольку участниками земельных правоотношений могут быть именно граждане, при рассмотрении обращения заявителя по вопросу перерасчета выкупной стоимости земельного участка сотрудниками Управления земельными ресурсами Администрации <адрес> должна быть применена аналогия закона, то есть применение к правоотношению норм гражданского законодательства, регулирующих сходные отношения (аналогия закона). При этом применимость норм гражданского законодательства к земельным правоотношениям прямо предусмотрена ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

 Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 Поскольку право на приобретение земельного участка в собственность, а также условия такого приобретения не ограничены в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, суд приходит к выводу, что у заявителя имеются все основания для проведения перерасчета выкупной стоимости земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие земельного кодекса РФ» с учетом применения аналогии закона.

 В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 При таких обстоятельствах, проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования  подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать решение Администрации <адрес> в лице Управления земельными ресурсами администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе  произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.

 Обязать Администрацию <адрес> в лице Управления земельными ресурсами Администрации <адрес> произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

 Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней через районный суд, вынесший решение.

 С У Д Ь Я:     А.А. БРЯКИНА