ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674/2013 от 23.01.2014 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-8/2014

Р Е Ш Е Н И Е   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ковернино                                                        23 января 2014 года   Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., при секретаре Рыжовой Ю.В., с участием представителя ответчика МП ЖКХ «Сухоносовское» Носковой Т.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парийского Н. Л. к Муниципальному предприятию Ковернинского района «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сухоносовское» об обязании представления на рассмотрение и подписание проекта энергосервисного договора,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Парийский Н.Л. обратился с иском в суд к МП ЖКХ «Сухоносовское» с исковыми требованиями о нарушении его прав, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, в том числе с требованиями об обязании МП ЖКХ "Сухоносовское" представить на рассмотрение и подписание Парийскому Н.Л. проект энергосервисного договора в 10-ти дневный срок.

Определением Ковернинского районного суда Нижегородской области от 04.12.2013 года исковые требования Парийского Н.Л. об обязании МП ЖКХ "Сухоносовское" представить на рассмотрение и подписание Парийскому Н.Л. проект энергосервисного договора в 10-ти дневный срок, выделены в отдельное производство.

Свои исковые требования Парийский Н.Л. мотивировал тем, что Приказом Минрегиона России от 27.06.2012 г. N 252 на управляющие организации возложена обязанность, помимо договора управления, заключить с каждым собственником еще один договор - на энергосервисное обслуживание, чтобы отслеживать экономию потребления энергоресурсов. В указанном документе представлены "Примерные условия энергосервисного договора...", которые предусматривают условия:

о периоде времени, в течение которого будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов, принимаемые за базовые;

о периоде времени, в течение которого будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества в многоквартирном доме в целях подтверждения достижения величины экономии;

о гарантийном сроке, в течение которого исполнитель несет ответственность за сохранение достигнутого эффекта экономии;

об обязательствах сторон по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии, в т.ч. по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания, поддержанию оптимальных режимов функционирования.

Такого договора МП ЖКХ "Сухоносовское" с ним не заключало. Тем самым полагает, что МП ЖКХ засвидетельствовало отказ от проведения политики экономии энергоресурсов, которая директивно проводится Правительством России.

В судебное заседание истец Парийский Н.Л., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения представителя ответчика, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика МП ЖКХ «Сухоносовское» Носкова Т.В. исковые требования истца не признала в полном объеме, при этом пояснила суду, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года (№491), в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 №354 содержат пункты 38 (1) - 38(5), в которых зафиксированы положения, касающиеся условий заключения энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, оговаривает условие, в соответствии с которым: «оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от оплаты за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения». Энергосервисный договор направлен на осуществление исполнителем действий с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (п. 1 ст. 19 Закона об энергосбережении). Применительно к многоквартирному дому энергосервисный договор направлен на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. Вложенные исполнителем в проект инвестиции должны окупиться за счет платежей собственников. Новые пункты Правил содержания общего имущества устанавливают важные положения, которые необходимы для заключения энергосервисных договоров. Во-первых, собственникам помещений предлагается выбрать один из предложенных вариантов (путем принятия решения на общем собрании): заключить энергосервисный договор с управляющей организацией; наделить управляющую организацию полномочиями по заключению в интересах собственников помещений от своего имени или от имени собственников такого договора с организацией, оказывающей энергосервисные услуги. В случае выбора непосредственного управления собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора с РСО или иной специализированной организацией, оказывающей энергосервисные услуги. Никто не может быть принужден к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. В Жилищном кодексе отсутствуют специальные указания на этот счет. Собственники помещений и управляющая компания являются равноправными сторонами. Энергосервисный договор заключается с управляющей организацией отдельно от договора управления многоквартирным домом, а оплата цены такого договора осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения. Учитывая п. 4 ст. 19 Закона об энергосбережении, каждый собственник должен в письменной форме подтвердить свое согласие на оплату цены энергосервисного договора. Без этого управляющая компания не вправе нанимать энергосервисную организацию.

Изучив и исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, суд находит, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Согласно исследованному в судебном заседании свидетельству о государственной регистрации прав истцу Парийскому Н.Л. на праве общей долевой собственности принадлежит *** доля в праве на <адрес>.

Как следует из искового заявления Парийского Н.Л., пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, Парийский Н.Л. является потребителем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых ответчиком МП ЖКХ «Сухоносовское».

В соответствие со ст. 2Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

В соответствие со ст. 19Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить.

В соответствие со ст.421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствие с пунктом 38(2) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее - энергосервисный договор на общедомовые нужды), с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо о наделении указанных организации, товарищества или кооператива полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

Согласно пункту 38(3) указанного Постановления решение собственников помещений, указанное в пункте 38(2) настоящих Правил, принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:

величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии;

цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты;

срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.

Примерные условия энергосервисного договора на общедомовые нужды утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно пункту 38(4) указанного Постановления оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно пункту 38(5) указанного Постановления цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора.

Таким образом, с учетом изложенных положений, для заключения с ответчиком энергосервисного договора собственники жилых помещений <адрес> должны принять решение общего собрания о заключении такого энергосервисного договора. Также данным решение они должны определить будут они заключать данный договор с управляющей организацией (ответчиком) либо наделят указанную организацию полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в настоящее время собственники жилых помещений <адрес> не определись с данными вопросами. Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по данным вопросам в порядке, установленном ст.ст.44-46 Жилищного Кодекса Российской Федерации, не принималось.

Таким образом, до настоящего времени собственники жилых помещений <адрес> не приняли решения о том, с кем они намерены заключить энергосервисный договор и на каких условиях.

По этим основаниям суд находит, что требования о предоставлении ответчиком (МП ЖКХ «Сухоносовское») на рассмотрение и подписание одному из жителей данного многоквартирного дома (истцу Парийскому Н.Л.) проекта энергосервисного договора являются безосновательными и преждевременными.

С учетом изложенного суд полагает необходимым отказать истцу Парийскому Н.Л. в удовлетворении его исковых требований об обязании МП ЖКХ «Сухоносовское» к представлению ему на рассмотрение и подписание проекта энергосервисного договора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворенииисковых требованийПарийского Н. Л. к Муниципальному предприятию Ковернинского района «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сухоносовское» об обязании представления на рассмотрение и подписание проекта энергосервисного договора, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента его вынесения.

Судья                                                                                           

Справка

Решение вступило в законную силу «___»______________ 2014 года

Судья