РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Заиграево 30 июля 2013 г.
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаева П.С., при секретаре судебного заседания Райковском А.Ю., с участием заявителя ФИО1, представителя ответчика избирательной комиссии Муниципального Образования «Заиграевский район» ФИО2, ст.помощника прокурора Заиграевского района РБ Звездина И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 к избирательной комиссии Муниципального Образования «Заиграевский район» об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд заявитель ФИО1 просит признать отказ избирательной комиссии МО «Заиграевский район» от 23 июля 2013 г. согласно которого ей было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО СП «<адрес>» незаконным. В обосновании заявления указывает, что избирательная комиссия должна была немедленно сообщить о выявленных недостатках в документах необходимых для регистрации кандидата и предложить устранить недостатки. Своим решением избирательная комиссия МО «Заиграевский район» нарушила ее конституционное право быть избранной на муниципальную должность.
В судебном заседании заявитель ФИО1, заявление поддержала и просила его удовлетворить. Также считает, что то обстоятельство что в подписном листе не указаны наименование субъекта и района, где проживают граждане указанные в подписном листе является не существенным.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Муниципального образования (далее по тексту ИК МО) «Заиграевский район» ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении заявления. Также указала, что в силу ст.3 Закона РФ №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» под адресом места жительства понимается –адрес (наименование субъекта РФ, района, города, улицы, номера дома и квартиры), а заявитель в нарушении данной нормы в подписных листах не указаны наименование субъекта и района, где проживают граждане указанные в подписном листе, что является существенным нарушением действующего законодательства. Таким образом данный отказ является правомерным.
В судебном заседании прокурор Звездина И.М. просила суд отказать в удовлетворении заявления. В обосновании данного довода указала, что в соответствии п.11 ст.37 ФЗ РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту ФЗ РФ №67) избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. Аналогичная норма содержится в ст.25 Закона РБ №417 -III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Согласно ст.2 ФЗ РФ №67 под адресом места жительства понимается (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно п.1.1 ст.38 ФЗ РФ №67 предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Таким образом законом не предусмотрено, основание для внесения исправлений в подписные листы с подписями избирателей. Положения ФЗ РФ №67 и Закона РБ №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» ИК МО «Заиграевский район» не нарушены.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 ФЗ РФ №67 под адресом места жительства понимается (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.3 Закона РБ №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
В соответствии с п.11 ФЗ РФ №67 избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. Аналогичная норма содержится в ст.25 Закона РБ №417 -III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
В соответствии с п.1.1 ст.38 ФЗ РФ №67 при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Аналогичная норма содержится в ст.26 ч.1.1 Закона РБ №417 -III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет суду сделать вывод, о том, что законом не предусмотрено, основание для внесения исправлений в подписные листы с подписями избирателей.
Согласно ч.23, 24 ст.38 ФЗ РФ №67 в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, иным Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Аналогичная норма содержится в ст.26 ч.20 п. «в» Закона РБ №417 -III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Также судом установлено, что днем регистрации кандидатов на должность главы МО СП «<адрес>» является 29 июля 2013 г. (о чем и было указано в поданном в суд заявлении заявителем ФИО1), 24 июля 2013 года ФИО1 получила письменный отказ ИК МО «Заиграевский район» от 23 июля 2013 г. в регистрации ФИО1 в качестве кандидата самовыдвиженца, таким образом судом установлено, что ИК МО «Заиграевский район» не нарушены положения ч.1, ч.23, 24 ст.38 ФЗ РФ №67, а также положения ч.1.1, ч.20 п. «в» ст.26 Закона РБ №417 -III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Таким образом, судом установлено, что ИК МО «Заиграевский район» обосновано отказано в регистрации кандидата на должность главы МО СП «<адрес>» ФИО1, в связи с этим в удовлетворении заявления должно быть отказано.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия решения суда.
Судья: Мархаев П.С.