ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674/2014 от 29.05.2014 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 29 мая 2014 года           г. Краснотурьинск

 Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе

 председательствующего судьи Арефьевой Л.А.,

 с участием: помощника прокурора города Краснотурьинска Свердловской области Вечеркиной Ю.В.,

 ответчика: представителя Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО1, действующей по доверенности от <данные изъяты>,

 при секретаре: Васиной Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск,

 установил:

 Прокурор города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации городского округа Краснотурьинск и просит возложить на ответчика обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск в соответствии с порядком разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 728 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

 В обоснование заявленных требований прокурор города Краснотурьинска Березин В.А. указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения органом местного самоуправления городского округа Краснотурьинск требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Устава городского округа Краснотурьинск администрацией до настоящего времени не разработана схема водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск, что препятствует разработке организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, инвестиционных программ, включающих планы мероприятий по проведению качества питьевой и горячей воды в соответствии с установленными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

 В судебном заседании помощник прокурора города Краснотурьинска Вечеркина Ю.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.

 В обоснование заявленных исковых требований Вечеркина Ю.В. пояснила, что подп. 2.2 п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 6 ст. 38 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к ним. Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.08.2012 № 1417 утверждена досрочная целевая программа «Энергоснабжения и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы», согласно которой мероприятия по разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск изначально запланированные на 2014 год за счет средств местного бюджета, перенесены на 2015 год в связи с дефицитом бюджета. Прокуратурой города Краснотурьинска проведена проверка исполнения органом местного самоуправления городского округа Краснотурьинск возложенных полномочий в сфере организации и развития жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что по состоянию на 31.03.2014 схема водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск Администрацией городского округа Краснотурьинск не разработана и не утверждена. Данная схема подлежала разработке в срок до 01.07.2013.

 В 2013 году прокуратурой города Краснотурьинска также была проведена проверкам организации органом местного самоуправления городского округа Краснотурьинск возложенных полномочий в сфере организации и развития жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что органом местного самоуправления в связи с дефицитом бюджетных средств разработка и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения запланировано на 2014 год.

 Кроме того, согласно Плану действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р, установлен срок утверждения органами местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения – декабрь 2013 года. В виду отсутствия разработанной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск 26.08.2013 прокурором города Краснотурьинска В.А. Березиным в адрес первого заместителя Главы администрации городского округа ФИО2 ФИО3 было вынесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 Представитель Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что п. 23 ст. 1, п.8 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлениями Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.08.2012 № 1417 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы» и № 1311 от 17.07.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.08.2012 № 1417 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы», разработка схемы водоснабжения и водоотведения запланирована на 2014 год. Учитывая, что Администрация городского округа Краснотурьинск самостоятельно не имеет возможности разработать схему водоснабжения и водоотведения, в настоящее время проводится работа по сбору необходимой информации, ведется переписка со специализированными в данной сфере организациями, обладающими специальные познаниями и полномочия.

 В связи с чем, она полагает, что исковые требования прокурора преждевременны, поскольку отчётный период только начался и Администрация ГО Краснотурьинск выполнит возложенную на нее законодателем обязанность по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

 В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов.

 В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

 Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: 1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; (см. текст в предыдущей редакции)

 2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

 Утверждение схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующей организации, установление зоны её деятельности, должно быть осуществлено органом местного самоуправления городского округа до <дата обезличена> (ч. 2 ст. 42 указанного закона).

 По смыслу ч. 1, ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 43 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с <дата обезличена> утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.

 На основании пп. 2.2 п. 2 ч. 1 ст. 4 и ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию.

 Согласно п.п. 3, 4 указанных Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий. Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

 В силу положений п. 5 вышеуказанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

 Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (п. 10 Правил).

 В п.2 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31.12.2013.

 В силу положений ч. 1 ст. 32 Устава городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Краснотурьинской городской Думы от 23.06.2005 № 76 к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся, в том числе, полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета городского округа, определение сроков их реализации; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.08.2012 № 1417 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы» (в редакции Постановлений Администрации городского округа Краснотурьинск от 17.07.2013 № 1311 и от 11.11.2013 № 2034 «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.08.2012 № 1417 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы») утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы», согласно которой разработка схемы водоснабжения и водоотведения запланирована на 2014 год за счет средств местного бюджета (п. 59 указанной муниципальной программы).

 Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 19.12.2013 № 168 «О бюджете городского округа Краснотурьинск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» установлены, в том числе общий объем доходов и расходов, дефицит и профицит бюджета городского округа Краснотурьинск, общий объем бюджетных ассигнований, направляемых из бюджета городского округа Краснотурьинск на исполнение публичных нормативных обязательств городского округа на 2014-2016 года, а также утверждены, в том числе, перечень муниципальных программ городского округа Краснотурьинск, подлежащих реализации в 2014 году (приложение № 11) и распределение бюджетных ассигнований по разделам, целевым статьям (муниципальным программам городского округа и непрограммным направлениям деятельности) (приложение № 5).

 Из п. 136 приложения № 5 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальных программ городского округа и непрограммным направлениям деятельности.. городского округа Краснотурьинск на 2014 год» и п. 4 приложения № 11 к указанному Решению усматривается, что на 2014 год в Перечень муниципальных программ включена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы», на выполнение которой запланировано за счет средств местного бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

 В целях исполнения бюджета по расходам городского округа Краснотурьинск главным распорядителем бюджетных средств – Администрацией (исполнительно распорядительный орган местного самоуправления) городского округа Краснотурьинск составлена бюджетная роспись на 2014 год, которая утверждена Главой городского округа Краснотурьинск от 31.12.2013 ФИО4.

 Из данной бюджетной росписи усматривается, что на муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы» запланированы денежные средства из средств местного бюджета <данные изъяты> руб. (сфера коммунального хозяйства).

 Из вышеуказанного следует, что фактически мероприятия по разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск, в нарушение требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», предусматривающего разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск до 01.07.2013, планировалось выполнить в 2014 году.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 31.03.2014 № 191 «О внесении изменений в решение Думы городского округа Краснотурьинск от 19.12.2013 № 168 «О бюджете городского округа Краснотурьинск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» были внесены изменения в решение Думы городского округа Краснотурьинск от 19.12.2013 № 168, в том числе, изменен общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета городского округа Краснотурьинск.

 Из п. 167 приложения № 2 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальных программ городского округа и непрограммным направлениям деятельности… городского округа Краснотурьинск на 2014 год» к решению Думы городского округа Краснотурьинск от 31.03.2014 № 191 и п. 117 приложения № 3 «Ведомственная структура расходов бюджета городского округа Краснотурьинск на 2014 год» к решению Думы городского округа Краснотурьинск от 31.03.2014 № 191 усматривается, что сокращено финансирование муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы» на 2014 год до <данные изъяты> руб.

 Однако суду не представляется возможным сделать вывод о том, что данные средства направлены, в том числе, на разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск, ни из приложений Решения Думы городского округа Краснотурьинск от 19.12.2013 № 168 (в редакции решения Думы городского округа Краснотурьинск от 31.03.2014 № 191) ни из бюджетной росписи, поскольку данные статьи расходов не конкретизируют статью расхода с учетом мероприятий муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск на 2013-2017 годы».

 С учетом установленных в ходе рассмотрения дела по существу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

 В силу ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 В соответствии с Федеральным законом РФ «О водоснабжении и водоотведении» срок утверждения схемы водоснабжения и водоотведения для органов местного самоуправления установлен до 01.07.2013, который ответчиком нарушен. Однако, с учетом принятых мер по исполнению данной обязанности, суд считает, что предложенный прокурором срок является реальным.

 Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, также не подлежит взысканию с ответчика на основании п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

 На основании изложенного и руководствуясь, статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск удовлетворить.

 Возложить на Администрацию городского округа Краснотурьинск обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения городского округа Краснотурьинск в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 728 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

 Председательствующий: Судья Л.А. Арефьева

 Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2014 года.

 СОГЛАСОВАНО

 Судья: Л.А. Арефьева