ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-674/2017 от 10.05.2017 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2017 года

Дело ***

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 02 мая 2017 года

Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Бочкаревой Е.Ю., при секретаре Гумбатовой Ф.Э., с участием представителя истца- старшего помощника прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга Кугаевской П.В., представителей ответчика – Кармацких И.С., Лебедева И.Ю. представителя АО «Екатеринбургэнергосбыт» - Тимофеевой Е.С., представителя АО «ЕЭСК» - Орловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Екатеринбургэнерго» о возложении обязанности,

установил:

прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга обратился с указанными требованиями, обосновав отсутствием у ответчика акта согласования с сетевой организацией технологической и аварийной брони в отношении объектов.

В судебном заседании помощник прокурора доводы иска поддержала, пояснив, что объекты, участвующие в центральной системе водоснабжения, должны включаться в перечень объектов, для согласования технологической и(или) аварийной брони. На день разрешения спора в суде, с учетом принятия мер к согласованию в отношении некоторых объектов, просила возложить на ответчика обязанность по согласованию с сетевой организацией брони в отношении трех объектов: тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***; тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***; тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***. В обоснование заявленных требований прокурор пояснил, что в силу п.п.40, 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, потребитель, ограничение режима потребления электрическое энергии которого может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, обязан при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и/или аварийной брони передать гарантирующему поставщику копию акта согласования не позднее пяти дней со его согласования с сетевой организацией. Приложением к постановлению Правительства № 44 определены категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии может привести к экономическим и социальным последствиям. К таковым относится ответчик, как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов, входящих в систему центрального водоснабжения и(или) канализации населенных пунктов.

Ответчик в лице представителей требования не признал, полагая, что в силу ст. 38 ФЗ № 35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» определение категории потребителей ограничение режима электропотребления которых может привести к последствия, утверждаются руководителем субъекта РФ. Такой перечень утвержден Губернатором Свердловской области, и МУП «Екатеринбургэнеро» в него не входит. Соответственно, он относится к которой категории потребителей, для которых согласование акта брони является правом, а не обязанностью. Защита интересов граждан, добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса возможна иными, не запрещенными средствами (л.д. 89-100).

Третье лицо АО «Екатеринбургэнергосбыт» позицию прокурора поддержали по доводам, изложенным в отзыве (л.д.190-192).

Третье лицо АО «Екатеринбургская электросетевая организация» также полагало, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку на ответчика лежит обязанность согласовать данный акт п. 43 Основных положений (л.д.230).

Третьи лица ООО «Союз», ОАО «Стройпластполимер», ООО «Концерн «Уральский Текстиль» не явились, об отложении слушания дела не заявляли.

Поскольку о дате и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причины неявки, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В реализацию задания Прокуратуры Свердловской области, прокуратурой Чкаловского района г.Екатеринбурга приняты меры к проверке исполнения законодательства в сфере энергоснабжения. Проверкой установлено, что МУП «Екатеринбургэнерго» не согласовало акт технологической и(или) аварийной брони в отношении объектов, используемых в системы центрального водоснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 121 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В силу п.7 названой нормы, Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 18 и 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию, с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления.

Приказ Минэнерго России от 06.06.2013 N 290 "Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики" в п.53,54,55 указал, что величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения. Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

Распоряжением Губернатора Свердловской области от 17.08.2016 N 229-РГ "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии в Свердловской области, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям" утвержден перечень потребителей электрической энергии в Свердловской области, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень) (прилагается). Ответчик в дано перечне отсутствует, что не является основанием для освобождения его обязанности согласовать технологической и(или) аварийную броню. При этом суд исходит из следующего.

Между АО «Екатеринбургсэнергосбыт» и МУП «Екатеринбурэнерго» заключены договоры энергоснабжения № 432 от 01.01.2013 (л.д. 137- 158), № 12561 от 01.01.2013 (л.д. 159-174), №17248 (л.д.175-189). Предметом договора является обязанность гарантирующего поставщика (третьего лица) осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлимой частью процесса поставки электрической энергии абоненту (ответчику), а абонент обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. По условиям договора, п.3.2.8 ответчик обязан не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и(или) аварийной брони в отношении потребителей. Ограничение режима потребления электрической энергии может привести, в том числе, к экономическим, экологическим, социальным последствиям

В силу п.2 Приложения к Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 04.02.2017) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", в категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям, к таковым относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Ответчиком не отрицалось, что указанные прокурором объекты участвуют в системе центрального водоснабжения и канализации населенного пункта- город Екатеринбург. Потребителями услуги водоснабжения, являются физические лица (население) и организации г. Екатеринбурга, которые в случае прекращения подачи электроэнергии на водозаборное сооружение услугу по водоснабжению получать не будут.

Невключение ответчика в Перечень потребителей, утвержденных Губернатором, не означает исключение ответчика из утвержденного п.2 к Приложению списка организаций, обязанных составлять и согласовывать акт брони.

Системный анализ нормативно- правовых актов, в частности п.п.40,43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, п.п.14,31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказании этих услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ № 961 от 27.12.2014, п.14,19 Правил технологического присоединения при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих заявителей, приводит к выводу, что потребитель обязан согласовать акт технологической и (или) аварийной брони как на дату заключения договора энергоснабжения, так и после его заключении при наличии оснований.

Иное толкование нормы права приведет к экологической и социальным последствиям, поскольку в случае отсутствия согласованного акта аварийной брони, гарантирующий поставщик лишен возможности определить тот минимум расходы электроэнергии, который должен быть в целях недопущения невозможности выработки в котельных теплового ресурса и прекращению подачи горячего водоснабжения гражданам, своевременно и добросовестно вносящим необходимые платежи.

Обязанность передать в течение 5 дней гарантирующему поставщику согласованный с сетевой организацией акт брони предусмотрена условиями договора энергоснабжения, в силу чего данный срок, предложенный прокурором, является обоснованным.

Доводы ответчика о том, что проекты согласования аварийной и технологической брони возвращены электросетевой организацией по требованиям замены электроприемников на категории и 1 2 и не принимаются судом во внимание, поскольку в предмет спора не входит установление процесса согласования. Обязанность согласовать акт с сетевой организацией возложен на ответчика законом. Действий с сетевой организации по возвращению 28.04.2017 проектов согласования актов брони незаконными не признаны, не обжаловались в предусмотренном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Екатеринбургэнерго» о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Екатеринбургэнерго» обязанность составить и согласовать с сетевой организацией АО «Екатеринбургская электросетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов:

тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***

тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***

тепловой пункт, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ***

Возложить на МУП «Екатеринбургэнерго» обязанность передать гарантирующему поставщику АО «Екатеринбургэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга.

Судья Е.Ю.Бочкарева