ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6755/2016 от 31.08.2016 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1.

31 августа 2016 года <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Иванова А.Ю.,

при секретаре: ФИО3,

с участием

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Хендэ Мотор СНГ» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2. обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ» о защите прав потребителей, указав, чтоДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи -АМ, заключенному между ФИО2 и ООО «Эксперт-Авто» он приобрел автомобиль HYUNDAI EQUUS, 2013 года выпуска, идентификационный номер , стоимостью 2000000 рублей.

В процессе эксплуатации автомобиля в пределах гарантийного срока в автомобиле систематически возникали разного рода неисправности, которые подтверждаются заказ наядами.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «АвтоСтар» с требованием об устранении дефектов: шумно работает стеклоподъемник передних дверей левого и правого, стук спереди при движении. Работы по устранению данных дефектов были проведены.

ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратился к ответчику с требованием об устранении дефектов: постоянно не работают датчики парковки. Были проведены работы по устранению данного дефекта, датчики парковки были заменены.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «АвтоСтар» для устранения дефектов: не работают задние датчики парковки, не работает доводчик закрывания передней правой двери, были проведены работы по ремонту, а также снова заменены датчики парковки.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «АвтоСтар» для диагностики и проведении ремонтных работ по вновь возникшим дефектам. Однако сроки проведения необходимых работ были нарушены.

ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратился в ООО «АвтоСтар» для устранения дефектов: на панели приборов горит ошибка неисправности EPS, была проведена замена блока управления ABS и датчик угла поворотов.

Поскольку неисправности и дефекты автомобиля появляются систематически, не устраняются, и проявляются вновь истец обратился к ответчику с претензией с требованием о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы.

До настоящего времени ответчик выплату не произвел.

Истец просит обязать ООО «Хендэ Мотор СНГ» принять отказ от исполнения договора купли-продажи автомобиля HYUNDAI EQUUS, 2013 года выпуска, идентификационный номер , взыскать уплаченные за некачественный автомобиль денежные средства в размере 2 000000 рублей, разницу в стоимости товара, неустойку в размере 1400000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности в размере 1000 рублей, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО6, доводы, изложенные в иске поддержал, на уточненных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, при этом указала, что поддерживая все требования, в том числе и о возврате стоимости товара истец злоупотребляет своими правами, поскольку основания для данных требований отсутствует, так как ответчик возвратил денежные средства истцу (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) и перечислил 3797000 рублей. Данный факт не оспаривается представителем истца. Требования о взыскании неустойки и штрафа не подлежат удовлетворению в силу ст. ст. 10.405,406 ГК РФ, поскольку со стороны истца имели место злоупотребление правом и просрочка кредитора. Ст. 23 закона «о защите праву потребителя», основание для взыскания неустойки – это нарушение срока, но он нами не пропущен. ДД.ММ.ГГГГ получена нами претензия. В претензии не указано какие недостатки есть на транспортном средстве. Истец не прикладывает документы, о том, какие ремонтные работы были проведены на транспортном средстве, поэтому ответчик не имел возможность рассмотреть претензию. Ответчик направлял истцу телеграммы с просьбой указать: какие недостатки имеются на транспортном средстве на момент предъявления претензии и предоставить автомобиль. Телеграммы аналогичного содержания отправлены ответчиком 20 и ДД.ММ.ГГГГ. данные телеграммы не доставлены. В дальнейшем – ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил письмо по электронной почте с просьбой предоставить документы, подтверждающие право собственности на ТС, а так же факт проведения ремонтных работ, на которые ссылался ФИО2, а так же указать какие недостатки имеются на автомобиле. Истец не представил так же банковские реквизиты(не указал в претензии, в исковом заявлении). О наличии недостатков в автомобиле ответчику стало известно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ после ознакомления с материалами гражданского дела. Истцу была направлена телеграмма о предоставлении банковских реквизитов и после их предоставления истцом лишь в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, обязательство ООО «Хендэ Мотор СНГ» было исполнено в 10 дневный срок, который установлен законом. П. 1 ст. 10 ГК РФ, которая предусматривает, что злоупотребление правом недопустимо. В Отсутствуют основания для взыскания предусмотренного п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» штрафа. Ответчик добровольно удовлетворил требования истца, как только узнал о наличии недостатков на автомобиле. Размер неустойки и штрафа подлежит снижению в соответствии со ст. 333 ГК РФ, неустойка носит компенсационный характер, но компенсировать истцу уже не чего, так как реальный ущерб отсутствует. В автомобиле нет недостатков, препятствующих эксплуатации автомобиля. Истец предъявляет требования о взыскании денежных средств, но сам не вернул автомобиль ответчику, а продолжает его эксплуатировать. Считала, что те денежные средства, которые выплачены ответчиком истцу покрывают любые расходы истца, связанные с обращением в суд и с эксплуатацией автомобиля. Истец приобрел транспортное средство за 2000000 рублей. так как использовался автомобиль в качестве тестового. Нами выплачена сумма нового автомобиля. Что бы истцу восстановить его нарушенное право - достаточно вернуть, уплаченную за автомобиль денежную сумму, либо стоимость нового автомобиля, поэтому все издержки нами оплачены. Ответчик не является причинителем морального вреда. Просим отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Также просим суд учесть, что истец не в праве требовать взыскание разницы стоимости за автомобиль. Автомобиль, выпускаем на данный момент не являются автомобилем с такими же характеристиками и не соответствует друг другу.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования ФИО2 к ООО «Хендэ Мотор СНГ» обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

С целью правильного и объективного рассмотрения дела, в связи с необходимостью выяснения обстоятельств дела, требующих специальных познаний, определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Росоценка».

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле HYUNDAI EQUUS, 2013 года выпуска, идентификационный номер установлены следующие недостатки, указанные в исковом заявлении:

1. Горит индикатор неработоспособного состояния ABS, ESP и клавиша работы двигателя, причиной возникновения дефекта является выход из строя гидроблока ABS в сборе, характер производственный;

2. Не работает система помощи при парковке, причиной возникновения является выход из строя переднего центрального правого датчика парковки, характер дефекта-производственный;

Также на автомобиле HYUNDAI EQUUS, 2013 года выпуска, идентификационный номер имеются недостатки, не указанные в исковом заявлении:

1. Биение в рулевом колесе при торможении, причиной возникновения является осевое смещение левого тормозного диска, находящегося вне допустимых значения производителя, характер дефекта производственный;

2. Не работает доводчик правого заднего стеклоподъемника в установленном режиме, причиной возникновения является перекос стекла правой задней двери при подъеме, что спровоцировало истирание поверхности в задней части уплотнителя рамки опускного стекла и стало причиной подтормаживания стекла при подъеме, характер дефекта производственный;

3. Нефункциональный стук при проезде неровности со стороны передней подвески;

4. Повреждение материала в правой нижней части переднего бампера;

5. Отслоение ЛКП в правой нижней части переднего бампера;

6. Увеличен зазор в сопряжении переднего бампера и правого переднего крыла;

7. Повреждение ЛКП с деформацией материала бампера в левой части;

8. Сколы ЛКП до грунта в количестве около 7 ед. в передней части капота;

9. Сколы ЛКП с образованием продуктов коррозии в передней части левого переднего крыла в количесве 3 ед.;

10. Сколы ЛКП до грунта в нижней части и на заднем торце левой передней двери;

11. Скол ЛКП до грунта в нижней части и на заднем торце левой задней двери в средней части;

12. Повреждение ЛКП в нижней задней части правой задней двери;

13. Скол ЛКП с образованием продуктов коррозии в правой передней части панели крыши;

Дефекты вышеуказанного списка носят эксплуатационный характер.

Дефект «Горит индикатор неработоспособного состояния ABS, ESP и клавиша работы двигателя», а также дефект «Не работает система помощи при парковке» проявились вновь после их устранения.

Недостаток «Горит индикатор неработоспособного состояния ABS, ESP и клавиша работы двигателя» оказывает влияние на потребительские свойства, безопасность эксплуатации и целевое назначение, и не влияет на товарный вид. Дефект «Не работает система помощи при парковке» оказывает влияние на потребительские свойства, безопасность эксплуатации и целевое назначение, и не влияет на товарный вид. Дефект «Биение в рулевом колесе при торможении» оказывает влияние на потребительские свойства автомобиля, эргономические показатели, не влияет на товарный вид, безопасность эксплуатации и целевое назначение. Недостаток «Не работает доводчик правого заднего стеклоподъемника в установленном режиме» оказывает влияние на потребительские свойства автомобиля- эргономические показатели, не влияет на товарный вид, безопасность эксплуатации и целевое назначение. Недостаток «Нефункциональный стук при проезде неровности со стороны передней подвески» оказывает влияние на целевое назначение, потребительские свойства автомобиля, а также его эксплуатацию. Наибольшее сходство с исследуемым автомобилем имеет выпускаемый в настоящее время автомобиль HYUNDAI EQUUS V3/8, комплектации Elite, стоимостью 3797000 рублей.

Представитель ответчика ходатайствовала о назначении повторной экспертизы, в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, однако в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ данное ходатайство не поддерживала, более того указала, что ответчиком в пользу истца была произведена выплата в размере 3797000 рублей.

Таким образом, у суда нет оснований не доверять заключению автотехнических экспертов, которые являются независимыми по отношению к сторонам судебного процесса и были предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

В соответствии с абз. 10 п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению, в том числе в случае нарушения установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара.

Согласно п.2 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Согласно п.3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

В силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ приобретенный истцом автомобиль является технически сложным товаром.

В то же время, как следует из заказ-наряда № ХЦТ0087313 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35) истец обратился к официальному дилеру, для устранения недостатков: датчика поворота автомобиля вокруг вертикальной оси в сборе, функционирование диагностического прибора.

При обращении между сторонами было заключено соглашение в соответствии с которым ООО «АвтоСтар» обязалось предоставить истцу, в пользование, на время ремонта автомобиль, при этом истец снимает свои претензионные требования по указанному заказ-наряду(л.д.37). Однако как следует из пояснений истца, не оспоренных стороной ответчика, до настоящего времени ремонтные работы по указанному заказ наряду не проведены.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В силу ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. 20 - 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Таким образом, нарушение продавцом сроков устранения недостатков технически сложного товара, указанных в ст. 20 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", является самостоятельным основанием для предъявления потребителем требований об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Предъявление таких требований законом не обусловлено ни существенностью недостатков, ни невозможностью использования товара по назначению, ни установлением вины продавца в причинах нарушения сроков устранения недостатков товара. Кроме того, в качестве основания для предъявления покупателем требований об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар денежной суммы указанная выше норма Закона предусматривает нарушение сроков устранения недостатков, а не сроков непосредственного производства ремонтных работ.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до момента вынесения судом решения, недостатки указанные в заказ-наряде № ХЦТ0087313 от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, установленный п.1 ст.20 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" срок ответчиком не соблюден, в связи с чем суд находит требованияФИО2 о взыскании с ответчика стоимости автомобиля в размере 2000000 рублей обоснованными.

В соответствии с п.4 ст.24 Закона РФ «О защите прав потребителей» при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ наибольшее сходство с исследуемым автомобилем имеет выпускаемый в настоящее время автомобиль HYUNDAI EQUUS V3/8, комплектации Elite, стоимостью 3797000 рублей.

Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию разница в стоимости автомобиля в размере 1797000 рублей.

Вместе с этим, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела ответчиком в пользу истца была выплачена сумма, равная стоимости аналогичного автомобиля 3797000 рублей, что сторонами не оспаривалось. Следовательно в данной части решение исполнению не подлежит.

Суд приходит к выводу, что ответчиком фактически были признаны недостатки в автомобиле истца, поскольку в ходе рассмотрения дела денежные средства, а именно стоимость автомобиля и убытки в виде разницы в стоимости, установленные экспертным заключением, выплачены им добровольно.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

Суд считает возможным удовлетворить требование истца о компенсации морального вреда. Однако, учитывая то, что истцу не было своевременно выплачены денежные средства за автомобиль он переживал, вынужден был обратиться в суд, потерял личное время по сбору доказательств, в связи с чем ему были причинены нравственные страдания, суд считает, что сумма компенсации морального вреда подлежит снижению до 5000 рублей.

Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подлежит удовлетворению и требование о взыскании неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки исполнения законного требования потребителя в добровольном порядке.

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», неустойка (пени) в размере, установленной статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21 и 22 Закона сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы, без ограничения какой-либо суммой. Размер неустойки (пени), указанный в статье 23 закона «О защите прав потребителей», определяется судом, исходя из цены товара, существовавшей в том месте, в котором предъявленное требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом на день вынесения решения.

Статьей 22 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено, что требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией с требованием о возврате уплаченной за автомобиль суммы с учетом стоимости аналогичного автомобиля на момент подачи претензии, в связи с наличием в автомобиле недостатков, которые не устраняются по гарантии (л.д.11).

Согласно расчету истца размер такой неустойки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 1400000 рублей.

Суд считает данный размер неустойки завышенным и приходит к выводу о необходимости воспользоваться своим правом, предусмотренным ст. 333 ГК РФ на снижение размера неустойки до 200 000 рублей в целях приведения в соответствие соразмерность неисполнения изготовителем своих обязательств, наступившим последствиям и с учетом мнения ответчика.

Поскольку ответчиком не были удовлетворены требования потребителя в добровольном порядке, и требования эти разрешались судом, применению подлежит п. 6 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей».

На основании п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, с изготовителя суд взыскивает штраф в пользу потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Общий размер взысканий в пользу потребителя, из которых необходимо производить расчёт размера штрафа составляет: стоимость автомобиля –2000000рублей + разница в цене автомобиля - 1797000 рублей + неустойка –200 000рублей + моральный вред - 5000 рублей =4002 000рублей;

4002000 рублей : 2 = 2001 000рублей– размер штрафа.

В соответствии с п.45 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» ответчик может обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера штрафа с указанием мотивов, суд может применить ст. 333 ГК РФ, если подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушенного обязательства и уменьшение размера штрафа является допустимым.

При таких обстоятельствах, с учетом ст. 333 ГК РФ, суд считает необходимым уменьшить сумму штрафа до 600 000 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом заявлены требования о взыскании расходов по оформлению нотариальной доверенности в размере 1000 рублей. Данные расходы подтверждены документально, и сомнения у суда не вызывают, следовательно подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Так, истцом заявлены требования о взыскании таких расходов с ответчика в размере 50000 рублей. Однако с учетом сложности дела, а также оценивая работу представителя суд приходит к мнению о снижении расходов на оплату услуг представителя до 10000 рублей.

Руководствуясь ст. 475 ГК РФ; ст.ст. 4,13,15,17,18,19 Закона РФ «О защите прав потребителей», 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск ФИО2 к Хендэ Мотор СНГ» о защите прав потребителей– удовлетворить частично.

Обязать ООО «Хендэ Мотор СНГ» принять, а ФИО2 передать автомобиль HYUNDAI EQUUS, 2013 года выпуска, идентификационный номер .

Взыскать ООО «Хенде Мотор СНГ» в пользу ФИО2 неустойку в размере 200000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности в размере 1000 рублей, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 600000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.Ю. Иванов