ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6756/13 от 23.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

              Дело № 2-6756/13

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 г. Омск      23 декабря 2013 года

 Ленинский районный суд г. Омска в составе

 председательствующего судьи Белоус О.В.

 при секретаре судебного заседания Веселом Д.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

 УСТАНОВИЛ:

 Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обратилось в Ленинский районный суд города Омска с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 В обоснование своих исковых требований Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области указало, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области П. было возбуждено исполнительное производство № о возложении обязанности, в том числе на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-П. Данным постановлением был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем П. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с п.п. 3,7 Порядка Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области только реализует один из способов приобретения жилых помещений в казну Омской области: путем строительства (участия в долевом строительстве) в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании заявок Министерства образования Омской области. В заявке Министерства образования Омской области определено 387 жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения будут приобретены Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данные заявки подаются без указания конкретного лица, для которого необходимо приобрести жилое помещение. В заявке указаны только количество жилых помещений и муниципальный район Омской области. Для реализации своих полномочий, определенных Порядком, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области наделило отдельными полномочиями по оформлению права собственности Омской области на жилые помещения, приобретенные путем строительства (участия в долевом строительстве) для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей казенное учреждение Омской области «<данные изъяты>», которое выступает в роли государственного заказчика, согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 3 распоряжения казенное учреждение Омской области «<данные изъяты>» еженедельно направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области отчет (информацию) о проделанной работе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области направляет в Министерство имущественных отношений Омской области письмо о необходимости его включения в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке. После чего Министерство имущественных отношений Омской области направляет в Министерство образования Омской области информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. В силу п. 11 Порядка решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, участие в представлении которых Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не принимает. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не владеет информацией о том, когда будет предоставлено жилое помещение Г., поскольку в соответствии с Порядком реализует лишь одну функцию по формированию специализированного жилищного фонда Омской области и не располагает сведениями о детях-сиротах, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Заключение договора найма специализированного жилого помещения и соответственно предоставление жилого помещения Г. будет осуществляться Министерством имущественных отношений Омской области на основании сведений Министерства образования Омской области. Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области свои полномочия согласно Порядку исполняет надлежащим образом. Просит суд освободить Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №.

 Представитель истца Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

 Представитель ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

 В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчики о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, представитель истца не возражает рассмотреть дело в порядке заочного производства.

 Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что на основании решения <данные изъяты> районного суда города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области была возложена обязанность предоставить Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-П.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

 ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного <данные изъяты> районным судом города <данные изъяты>, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области П. было возбуждено исполнительное производство №.

 Из указанного постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

 Из материалов дела следует, что в предоставленный для добровольного исполнения пятидневный срок требования исполнительного документа должником не были исполнены, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в указанный срок судебному приставу-исполнителю должником представлено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области П. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с Министерства имущественных отношений Омской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5.000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

 Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

 Оценивая доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд находит их обоснованными.

 Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

 Согласно п. 2 названного Порядка уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

 Приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством строительств и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования Омской области, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области. Цена приобретения жилых помещений устанавливается в соответствии с законодательством.

 В соответствии с п. 4 Порядка заявки формируются и направляются в Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

 В соответствии с п. п. 7, 8, 9 Порядка жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в течение десяти рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение направляет в Министерство имущественных отношений Омской области письмо о необходимости его включения в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. В течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущественных отношений Омской области направляет в Министерство образования Омской области информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.

 Согласно п. 10 Порядка сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования Омской области в течение двух рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области. В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Омской области Министерству имущественных отношений Омской области с учетом дат принятия решений о включении их в список. В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования Омской области предприняты меры по его установлению, Министерство образования Омской области представляет в Министерство имущественных отношений Омской области сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

 В соответствии с п. 11 Порядка решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение десяти рабочих дней (в редакции постановления Правительства Омской области от 20.05.2013 года № 108-п), а ранее - пяти дней, с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с пунктом 10настоящего Порядка.

 Из материалов дела следует, что в предварительных заявках на приобретение жилых помещений для детей-сирот, направленных Министерством образования Омской области в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области, указано только количество жилых помещений по муниципальным районам и г. Омску.

 Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п, регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений данной категории лиц, возлагая на каждого из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области, в том числе, и на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, совершить строго в соответствии с Порядком определенные действия в части исполнения данной меры социальной поддержки.

 При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области о предоставлении Г. жилого помещения по решению суда.

 Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №, суд исходит из того, что у Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда в пятидневный срок.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.233-237 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Освободить Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного <данные изъяты> районным судом города <данные изъяты>.

 Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Омска по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отмене в удовлетворении этого заявления.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Судья                                 О.В. Белоус