Дело 2- 6756\13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2013 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Родионовой В.П.
При секретаре Исаевой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска о возложении обязанности по перерасчету стоимости земельного участка, к Федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» о возложении обязанности по изменению кадастровой стоимости земельного участка
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска с требованием о возложении обязанности произвести расчет стоимости земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, <адрес> с кадастровым номером № под комплексом бытовых помещений площадью 1078 кв.м. исходя из его кадастровой стоимости равной 1141418, 74 руб. В обоснование иска приводят следующие доводы. Истцы являются собственниками Комплекса бытовых помещений, находящихся по адресу: г.Ульяновск, ул.<адрес>. На основании Постановления администрации города Ульяновска от 12.09.2012 № 4027 Ответчиком были составлены договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Согласно представленным Расчетам стоимости видно, что Ответчиком неверно взята кадастровая стоимость земельного участка.
15 апреля 2013 года обратились в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска с просьбой произвести перерасчет стоимости исходя из его фактического использования. Ответчиком, в ответ на заявление, была создана комиссия, по результатам которой 22 апреля 2013 года был составлен акт № 1008 обследования земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Орган кадастрового учета.
Однако, до настоящего момента никакого официального ответа из Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска не получали.
Так же истцы предъявили требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» и просили внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Ульяновск, ул. <адрес>, <адрес> на стоимость равную 11414128,74 руб., изменить удельный показатель кадастровой стоимости за квадратный метр равной 1058,83 руб.
В качестве третье лица не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация города Ульяновска.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился,
Представитель истца ФИО3, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал. Дополнительно пояснил, что истцы приобрели здание по адресу: <адрес>,<адрес>, в указанном здании находился швейный цех, что отражено в техническом паспорте, в свидетельстве о праве собственности, указаны литеры. Объектом права является комплекс бытовых помещений. По факту данный земельный участок используется под производство, о чем неоднократно заявляли истцы, что не оспаривается Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области. Смена кадастровой стоимости земельного участка была произведена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка», поскольку вид разрешенного использования был установлен исходя из переписки, которую вели органы местного самоуправления и кадастровая палата. В постановлении администрации города указан вид разрешенного использования – «под комплексом бытовых помещений», но в Постановлении Правительства Ульяновской области нет такого вида разрешенного использования– «под комплексом бытовых помещений».
Истица ФИО1 на заявленных требованиях настаивала. Пояснила, что является собственником бытовых помещений по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>. Первоначально группа была 9 - « для размещения производственного здания». В помещении расположен швейных цех для пошива детских вещей. Магазина никогда не было. Полагает, что незаконно была изменена группа с 9 на 5, что привело к изменению кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель администрации города КУГИЗ администрации города Ульяновска в судебном заседании поддержала письменные возражения, в которых приведены следующие возражения. Постановлением администрации города Ульяновска от 12.09.2012 №4027 образовано путем раздела земельного участка площадью 36558,1 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (земли населенных пунктов, территориальная зона П 2), под размещение основного производства 9 земельных участков. Согласно п. 5 указанного постановления земельный участок площадью 1078,0 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, под комплексом бытовых помещений передан в общую долевую собственность за плату ФИО2 (660/1000 долей, что соответствует 711,48 кв.м. земельного участка) и ФИО4 (340/1000 долей, что соответствует 366,52 кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета поступило заявление от истцов, датированное 15.04.2013 года, о перерасчете стоимости земельного участка по <адрес> кадастровым номером №. 04.09.2013 года Комитетом заявителям дан мотивированный ответ на указанное обращение. ФИО2 и ФИО1 было разъяснено, что расчет выкупной стоимости земельного участка общей площадью 1078,0 кв.м. произведен в соответствии с законом <адрес> от 10.12.2012 №193-30 «О внесении изменений в статью 10 Закона ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» при продаже в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области или государственная собственность на которые не разграничена в городе Ульяновске установлена пятикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка; решением Ульяновской Городской Думы от 18.07.2012 №119 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 №135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «город Ульяновск» определена ставка земельного налога:; в размере 0,15 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, в размере 1,5 % от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков. Расчет стоимости испрашиваемого земельного участка приведен в ответе Комитета обращение истцов от 04.09.2013 №24329-12.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером № под комплексом бытовых помещений составляет для ФИО1 91268,97 рублей, для ФИО2 - 177169,19 рублей.
Комитетом расчет выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:030803:762 произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, таким образом, оснований для перерасчета стоимости не имеется.
Дополнительно представитель КУГИЗ Администрации г. Ульяновска пояснила, что в сентябре 2013 года было направлено письмо в ФБУ «Земельная кадастровая палата» о смене вида разрешенного использования земельного участка, но в настоящее время принято решение об отказе во внесении кадастровых сведений в Государственный кадастр недвижимости, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с этим в настоящее время оснований для перерасчета стоимости земельного участка не имеется. Не оспаривает тот факт, что должна быть установлена другая группа ( для размещения производственных помещений). Если бы ФБУ «Земельная кадастровая палата» внесла изменения в кадастровый паспорт на земельный участок, то мы бы произвели перерасчет. Просит отказать ФИО1 и ФИО2 удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» поддержал письменные возражения на иск, приводя следующие доводы. Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1078 кв.м. были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 22.03.2012г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.02.2012г. № 73№ и межевого плана от 27.02.2012г. Указанный земельный участок был образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №.
На основании Постановления администрации г.Ульяновска от 12.09.2012г. № 40287 «О землепользовании по Московскому шоссе в Засвияжском районе г.Ульяновска», поступившего в адрес органа кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия 27.09.2009г., был осуществлен государственный кадастровый учет изменений в части сведений о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. Согласно Постановлению, вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером №, «под комплексом бытовых помещений».
В соответствии с п.2.3.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее -Методические указания) в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В приложении № 25 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2011 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам. В соответствии с указанным постановлением в отношении земельных участков кадастрового квартала №, отнесенных по виду разрешенного использования к пятой группе (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3320 руб. 20 коп. Таким образом, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка рассчитана в соответствии с методическими указаниями и составляет 3 579 175 руб. 60 коп. В соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010г. №42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участков может быть осуществлен в соответствии с п.2.3.2 Методических указаний при изменении вида разрешенного использования, при условии, что такой вид разрешенного пользования не будет относиться к пятой группе видов разрешенного пользования земельных участков. Таким образом, направление органом местного самоуправления Акта обследования спорного земельного участка не может являться основанием для перерасчета кадастровой стоимости. Более того, из Акта обследования от № 1008 усматривается несоответствие установленного вида разрешенного использования «под комплексом бытовых помещений» его фактическому землепользованию «склад и швейное производство».
Дополнительно представитель пояснил, что изменения кадастровой стоимости земельного участка предполагает изменение количественных, либо качественных характеристик земельного участка. Количественная характеристика – площадь земельного участка, качественная характеристика – вид разрешенного использования, либо категория земель. Изменение качественной характеристики не происходит. Вид разрешенного использования не меняется. Он как был «под комплексом бытовых помещений», так и остался «под комплексом бытовых помещений» оснований для изменения вида разрешенного использования не имелось, т.к. отсутствует соответствующее постановление администрации города.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд, не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, в соответствии со статьей 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с положением № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области», установлены следующие виды разрешенного использования:
1) земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки;
2) земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки;
3) земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
4) земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества;
5) земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6) земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;
7) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения;
8) земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
9) земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений
промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
10) земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
11) земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
12) земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;
13) земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;
14) земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;
15) земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;
16) земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные;
17) земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:030803:762, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1078 кв.м. были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 22.03.2012г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.02.2012г. № и межевого плана от 27.02.2012г. Указанный земельный участок был образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением администрации города Ульяновска от 12.09.2012 №4027 образовано путем раздела земельного участка площадью 36558,1 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (земли населенных пунктов, территориальная зона П 2), под размещение основного производства 9 земельных участков .
Согласно п. 5 указанного постановления земельный участок площадью 1078,0 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, под комплексом бытовых помещений передан в общую долевую собственность за плату ФИО2 (660/1000 долей, что соответствует 711,48 кв.м. земельного участка) и ФИО4 (340/1000 долей, что соответствует 366,52 кв.м.).
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 22 марта 2012 года следует, что вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка с кадастровым номером № под размещение основного производства - кадастровая стоимость 1141418,74 руб.
В порядке информационного взаимодействия КУГИЗ администрации г. Ульяновска направил в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области информацию м акт обследования земельного участка. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для внесения изменения в кадастровый паспорт в части касающейся кадастровой стоимости и удельного показателя земельного участка. Сообщил, что на указанном земельном участке согласно акту освидетельствования земельного участка находится здание магазина, земельный участок предназначен для размещения объектов оптовой и розничной торговли. Указал, что разрешенное использование земельного участка соответствует разрешенному использованию, указанному в п. 5 Видов разрешенного использования Приложения № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области».
На основании указанного сообщения 14 декабря 2012 года утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка № 23471, в соответствии с которым вид разрешенного использования установлен « под комплексом бытовых помещений», кадастровая стоимость земельного участка 3579175,60 руб.
04 сентября 2013 года в порядке информационного взаимодействия КУГИЗ администрации г. Ульяновска направил в адрес филиала ФГБУ « ФКП Росреестра» по <адрес> информацию, что на участке по адресу : <адрес>, согласно акту освидетельствования земельного участка находится склад и швейное производства. Указывает, что разрешенное использование земельного участка соответствует разрешенному использованию, указанному в п. 9 Видов разрешенного использования Приложения № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области», просит внести изменения в кадастровый паспорт.
На основании решения филиала ФГБУ « ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 25 сентября 2013 года отказано во внесении сведений в ГКН.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют, что спорный земельный участок первоначально и правильно был учтен с 9-м видом разрешенного использования, что соответствует Постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Никаких изменений его разрешенного и (или) фактического использования с этого момента не происходило, нормативных документов орган местного самоуправления не издавал.
Предоставление истцам земельного участка с формулировкой " под комплексом бытовых помещений" в настоящее время определяет вид разрешенного использования этого участка и не противоречит законодательству, так как законодательство никогда не устанавливало каких-либо специальных требований к обозначению целей и видов разрешенного использования земельных участков.
Разрешенное использование земельного участка « под комплексом бытовых помещений» Приложением № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П не предусмотрено.
Поэтому при присвоении спорному земельному участку номера ( группы) вида разрешенного использования следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением Приложения № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П, а так же с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Представитель администрации г. Ульяновска и КУГИЗ администрации г. Ульяновска не оспаривала тот факт, что в здании, располагающемся на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится склад и швейное производство, что соответствует 9 группе видов разрешенного использования Приложения № 26 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П, которое и следовало учесть при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка и его и его удельного показателя.
С учетом изложенного, суд находит требования истцов обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Возложить обязанность на комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> произвести расчет стоимости земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № «под комплексом бытовых помещений», площадью 1078 кв.м., исходя из его кадастровый стоимости 1141418 руб. 74 коп.
Возложить обязанность на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, 17 с кадастровым номером № «под комплексом бытовых помещений», площадью 1078 кв.м. указав ее равной 1141418 руб. 74 коп., а так же внести изменения в удельный показатель кадастровой ставки, указав ее равной 1058 руб. за кв. м.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.П.Родионова