ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-675/19 от 11.09.2019 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

№ 2-675/2019

УИД 57RS0027-01-2019-000923-51

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года г. Орел

Северный районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Золотухина А.П.,

при секретаре Степеневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Орловскому областному Совету народных депутатов о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Орловскому областному Совету народных депутатов о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы, указав в обоснование требований, что 05.07.2019 истца ознакомили с распоряжением и.о. председателя Орловского областного Совета народных депутатов «О расторжении служебного контракта освобождения от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Орловской области». При увольнении истцу также были выданы справки от 03 и 10 июля 2019 года об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих. Истец считает, что стаж, засчитанные ему ранее подлежит пересмотру, поскольку в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, Указа Президента РФ от 19.11.2017 № 1532, ему не включили 5 лет в стаж государственной гражданской службы РФ для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих период замещения им должности первого заместителя директора по развитию и обеспечению в Орловском областном центре КАМАЗ с 20.06.1990 по 13.12.1999. По мнению истца, опыт и знание работы на данной должности были необходимы ему для выполнения должностных обязанностей консультанта управления организационной работы Аппарата Орловского областного Совета народных депутатов. ФИО1 неоднократно обращался в адрес работодателя с просьбой пересмотреть его стаж, однако он не был пересмотрен. В связи с изложенным, истец просит суд обязать Орловский областной Совет народных депутатов включить истцу в стаж государственной гражданской службы РФ 5 лет замещения истцом должности первого заместителя директора по развитию и обеспечению в Орловском областном центре КАМАЗ с 20.06.1990 по 13.12.1999, а также представить в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области справку о стаже государственной гражданской службы для начисления истцу пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании ФИО1 уточнил исковые требования и окончательно просил суд зачесть в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации следующие периоды работы истца: 16.09.1982-27.04.1984 заведующим отделом комсомольских организаций; 27.04.1984-02.09.1985 заведующим отделом комсомольских организаций Орловского горкома ВЛКСМ; 03.09.1985-11.09.1986 первым секретарем Советского райкома комсомола; 12.09.1986-06.07.1990 заведующим отделом комсомольских организаций Орловского обкома ВЛКСМ, а также просил обязать Орловский областной Совет народных депутатов рассмотреть вопрос о включении в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации период работы ФИО1 (не более пяти лет) в должности заместителя директора Орловского областного автоцентра «КАМАЗ» (впоследствии переименован в ЗАО «Орловский автоцентр КАМАЗ»).

В обоснование заявленных требований истец ФИО1 и его представитель адвокат Кондратов А.Н. пояснили, что ответчик зачел в период гражданской службы 5 лет работы истца в органах ВЛКСМ на основании пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1532 от 19.11.2007. Однако, сторона истца считает, что периоды работы ФИО1 в органах ВЛКСМ (16.09.1982-27.04.1984; 27.04.1984-02.09.1985; 03.09.1985-11.09.1986; 12.09.1986-06.07.1990) подлежат зачету в полном объеме не на основании пункта 4 Порядка, а на основании пунктов 18 и 19 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного названным Указом Президента № 1532. Органы ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи) входили в тот период времени в состав организаций, участвовавших в управлении государственными и общественными делами. Анализ Устава ВЛКСМ (Принят XIV съездом ВЛКСМ, с изменениями, внесенными XV, XVII и XVIII съездами ВЛКСМ), Устава КПСС (утв. XXVIII съездом КПСС) также позволяет сделать вывод о том, что ВЛКСМ, несмотря на то, что являлась общественной организацией, осуществляла отдельные функции государственного управления (см. например, пункты 38, 41, 48, 58, 59 Устава ВЛКСМ, пункт 36 Устава КПСС). Статьей 16 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-03 (ред. от 13.06.2019) "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" также предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих включаются периоды замещения должностей на постоянной (штатной) основе в Центральном Комитете ВЛКСМ, республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских комитетах ВЛКСМ, в комитетах, которым были предоставлены права районного комитета ВЛКСМ, и в их аппаратах до 14 марта 1990 года. Таким образом, ответчику следовало на основании вышеприведенных норм права включить периоды работы истца в органах ВЛКСМ полностью в стаж государственной гражданской службы на основании пунктов 18 и 19 Перечня и ст. 16 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-03, а также, ответчик обязан был рассмотреть на основании пункта 4 Порядка вопрос зачета периоды работы истца (не более пяти лет) в Орловском областном автоцентре «КАМАЗ», поскольку опыт и знание работы в указанной организации необходимы были истцу в последующем для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации.

Представитель ответчика Орловского областного Совета народных депутатов ФИО2 уточненные требования не признал, пояснив, что истец заблуждается в толковании норм права, на которые он ссылается. В 2009 году истцу ФИО1 в стаж для установления ежемесячной надбавки уже был включен период работы с 1985 по 1990 гг. в комсомольских организациях (в указанном протоколе в качестве основания для включения в стаж соответствующего периода работы назван утративший в настоящее время силу Закон Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области", в статье 54 которого была продублирована вышеуказанная норма пункта 4 Порядка, утвержденного Указом Президента РФ № 1532). Таким образом, истцом в 2009 году уже было реализовано право в соответствии с Указом № 1532 на включение в стаж для установления ежемесячной надбавки пяти лет работы. На основании заявления ФИО1 от 6 ноября 2018 года его стаж был пересмотрен. Согласно выписке из протокола № 81 от 20 декабря 2018 года в стаж для установления ежемесячной надбавки включен период прохождения военной службы по призыву с 6 ноября 1978 года по 27 декабря 1978 года из расчета один день военной службы за два дня работы (3 месяца 12 дней), ранее не включенный в указанный стаж, а также периоды замещения должностей в комсомольских организациях (3 года 2 месяца 17 дней). Период замещения должности первого заместителя директора по развитию и обеспечению в Орловском областном центре КАМАЗ (5 лет) не включен в стаж для установления ежемесячной надбавки, так как ФИО1 посредством обращения в комиссию в 2009 году было уже реализовано право в соответствии с Указом № 1532 на включение в стаж для установления ежемесячной надбавки пяти лет работы - период работы с 1985 по 1990 гг. в комсомольских организациях. Иное бы противоречило п. 4 Порядка в Указе № 1532, поскольку включаемый период составил бы не максимально возможный срок - 5 лет, а 10 лет, что повлекло бы в дальнейшем негативные правовые последствия в виде необоснованных выплат за счет средств областного бюджета повышенного размера пенсии за выслугу лет, процент которой зависит от стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Кроме того, истец не имеет права на безусловное включение спорного периода в стаж гражданской службы для установления надбавки, поскольку п. 4 Порядка в Указе № 1532 предусмотрено право на принятие такого решения, а не обязанность органов государственной власти. Просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объеме.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области надлежаще извещенный в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" различаются два вида стажа гражданской службы Российской Федерации (далее также - стаж гражданской службы), в том числе по порядку его установления:

1) стаж государственной гражданской службы для установления гражданским служащим Российской Федерации (далее-гражданский служащий) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (устанавливается в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации);

2) стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу).

На основании пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 (далее соответственно - Порядок, Указ № 1532) на основании решения руководителя государственного органа могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом только в стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - стаж для установления ежемесячной надбавки). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Статьей 16 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ (ред. от 13.06.2019) "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" установлено, что в соответствии с Федеральным законом в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации включаются периоды замещения:

1) должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

2) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) муниципальных должностей;4) должностей муниципальной службы;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

2. В соответствии с Федеральным законом в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.

3. В стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих включаются периоды службы (работы) в должностях, определяемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих".

(в ред. Закона Орловской области от 13.06.2019 N 2344-ОЗ)

Кроме того, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих включаются периоды замещения должностей на постоянной (штатной) основе в Центральном Комитете ВЛКСМ, республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских комитетах ВЛКСМ, в комитетах, которым были предоставлены права районного комитета ВЛКСМ, и в их аппаратах до 14 марта 1990 года. (абзац введен Законом Орловской области от 06.11.2018 N 2285-ОЗ) (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 06.11.2018 N 2281-ОЗ).

Установлено, что истец ФИО1 до 05.07.2019 занимал должность государственной гражданской службы Орловской области – консультант управления организационной работы Аппарата Орловского областного Совета народных депутатов. В связи с сокращением указанной должности государственной гражданской службы распоряжением и.о. председателя Орловского областного Совета народных депутатов ФИО3 от 05.07.2019 № 743-РПОС служебный контракт с ФИО1 расторгнут и ему назначена к выплате соответствующая компенсация.

Согласно справке Орловского областного Совета народных депутатов от 10.07.2019 № 1262-осп в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации", Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" и Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" стаж ФИО1 по состоянию на 05.07.2019 составляет 22 года 6 месяцев 12 дней.

С учетом указанного стажа, решением Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от 09.07.2019 № 921 ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет в сумме 5082 руб. 72 коп., а всего общая сумма пенсии составила 23960 руб. 74 коп.

Проверяя доводы истца, судом установлено также следующее.

20.07.2009 ФИО1 обратился в комиссию по исчислению стажа государственной гражданской службы Орловского областного Совета народных депутатов с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет периоды службы в рядах СА с 1976 по 1978 и работу заведующим организационным отделом райкома, горкома и обкома ВЛКСМ.

Согласно протоколу заседания комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы в Аппарате Орловского областного Совета народных депутатов (далее - комиссия) от 27 июля 2009 года №1 ФИО1 в стаж для установления ежемесячной надбавки был включен период работы с 1985 по 1990 гг. в комсомольских организациях (в указанном протоколе в качестве основания для включения в стаж соответствующего периода работы назван утративший в настоящее время силу Закон Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области", в статье 54 которого была продублирована вышеуказанная норма пункта 4 Порядка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532).

Начиная с 06.03.2010 ФИО1 получал ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, а также пользовался дополнительными днями отпуска за выслугу лет, что истцом в судебном заседании не оспаривалось.

06.11.2018 ФИО1 обратился в комиссию по исчислению стажа государственной гражданской службы Российской Федерации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в областном Совете с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы период замещения должностей в комитете ВЛКСМ райкома, горкома и обкома ВЛКСМ с 05.11.1981 по 14.03.1990, а также в соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 просил включить в стаж государственной гражданской службы РФ период замещения им должности в Орловском областном автоцентре КАМАЗ в должности первого заместителя директора по развитию и обеспечению с 20.06.1990 по 31.12.1999.

Согласно протоколу заседания комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы … в Орловском областном Совете народных депутатов № 81 от 20 декабря 2018 года ФИО1 было отказано во включении в стаж государственной гражданской службы РФ периода замещения им должности в Орловском областном автоцентре КАМАЗ в соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532, поскольку ранее ему уже был засчитан соответствующий стаж работы на должностях в комитете ВЛКСМ райкома, горкома и обкома ВЛКСМ с 05.11.1981 по 14.03.1990. Кроме того, истцу в стаж для установления ежемесячной надбавки включен период прохождения военной службы по призыву с 6 ноября 1978 года по 27 декабря 1978 года из расчета один день военной службы за два дня работы (3 месяца 12 дней), ранее не включенный в указанный стаж, а также периоды замещения должностей в организациях ВЛКСМ (3 года 2 месяца 17 дней).

Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы истца в организациях ВЛКСМ были включены ему как в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа гражданской службы, установленным Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532), так и в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (в соответствии с Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" и ч. 3 ст. 16 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области").

Из содержания абзаца 2 ч. 3 ст. 16 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" (введен Законом Орловской области от 06.11.2018 N 2285-ОЗ) следует, что периоды работы в комсомольских организациях до 14 марта 1990 года включаются в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих.

Следовательно, включение указанных периодов работы в комсомольских организациях в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу производится исключительно в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа гражданской службы, установленным Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532, которым, в свою очередь установлено, что периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Поскольку истцу ФИО1 периоды работы в комсомольских организациях с 1985 по 1990 уже были включены в стаж в соответствии с протоколом заседания комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 27 июля 2009 года № 1, то суд не находит законных оснований для включения истцу в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации на основании пункта 4 Порядка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 периода работы ФИО1 в должности заместителя директора Орловского областного автоцентра «КАМАЗ».

Доводы истца о необходимости включении периодов его работы в органах ВЛКСМ в стаж государственной гражданской службы на основании пунктов 18 и 19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141, суд считает основанными на неправильном толковании норм права, поскольку указанные пункты Перечня предусматривают включение в стаж должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 г., а также должностей в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах - представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Орловскому областному Совету народных депутатов о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2019.

Судья: А.П. Золотухин