ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-675/20 от 24.08.2020 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 г. г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.В., при секретаре судебного заседания Петровой Л.Ю., с участием представителя истца прокурора города Усть-Кута помощника прокурора Ерченко В.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-675/2020 по исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛесПромСервис» об обязании доукомплектовать средства пожаротушения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Усть-Кута обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛесПромСервис» об обязании доукомплектовать средства пожаротушения.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров в 2020 г. установлено, что ООО «ЛесПромСервис» нарушены требования о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке, находящемся в пользовании.

На основании договора аренды лесного участка от 29 февраля 2012 г. ООО «Алтай-Форест» предоставлен в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: <адрес>, Усть-Кутское лесничество, эксплуатационные леса, Таюрское участковое лесничество, Татарская дача, кварталы №, 36, ; Таковская дача, кварталы №, , в целях использования для заготовки древесины. В соответствии с соглашением от 29 сентября 2016 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по данному договору от ООО «Алтай-Форест» перешли к ООО «ЛесПромСервис».

Согласно акту проверки соблюдения договорных обязательств по подготовке к пожароопасному сезону от 19 мая 2020 г. по договору от 29 сентября 2016 г. ООО «ЛесПромСервис» не доукомплектовано нижеследующими средствами пожаротушения: мобильными средствами пожаротушения (в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения) – в количестве 2, пожарной мотопомпой – в количестве 3, тракторами с плугом – в количестве 3, воздуходувками – в количестве 5, бензопилами – в количестве 5, ранцевыми лесными опрыскивателями – в количестве 15, топорами – в количестве 5, емкостями для доставки воды объемом 10-15 л. – в количестве 5, системой связи и оповещения, электромегафонами – в количестве 2, радиостанциями носимыми – в количестве 2, аптечками первой помощи – в количестве 20, индивидуальными перевязочными пакетами – в количестве 5, огнетушащими веществами – в количестве 7, бидонами или канистрами для питьевой воды – в количестве 5, бортовым автомобилем или вездеходом – в количестве 1, бульдозером мощностью свыше 100 л.с. – в количестве 1.

Отсутствие полного комплекта средств пожаротушения создает угрозу непринятия действенных мер по недопущению распространения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных ООО «ЛесПромСервис» по договору аренды.

В связи с наличием угрозы возникновения и распространения лесных пожаров, которые влекут большие объемы выделения дыма, воздействующего на организм человека, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей Усть-Кутского района.

Отсутствие необходимых средств для тушения лесных пожаров при их возникновении может повлечь значительный ущерб государству в связи с несвоевременным принятием мер к недопущению распространения огня.

Прокурор города Усть-Кута просит суд обязать ООО «ЛесПромСервис» (ИНН ) доукомплектовать средства пожаротушения в нижеследующем составе: мобильными средствами пожаротушения (в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения) – в количестве 2, пожарной мотопомпой – в количестве 3, тракторами с плугом – в количестве 3, воздуходувками – в количестве 5, бензопилами – в количестве 5, ранцевыми лесными опрыскивателями – в количестве 15, топорами – в количестве 5, емкостями для доставки воды объемом 10-15 л. – в количестве 5, системой связи и оповещения, электромегафонами – в количестве 2, радиостанциями носимыми – 2, аптечками первой помощи – в количестве 20, индивидуальными перевязочными пакетами – в количестве 5, огнетушащими веществами – в количестве 7, бидонами или канистрами для питьевой воды – в количестве 5, бортовым автомобилем или вездеходом – в количестве 1, бульдозером мощностью свыше 100 л.с. – в количестве 1, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением суда от 24 августа 2020 г. принят отказ прокурора города Усть-Кута от исковых требований к ООО «ЛесПромСервис» в части требований об обязании доукомплектовать средства пожаротушения в нижеследующем составе: мобильными средствами пожаротушения (в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения) – в количестве 2, пожарной мотопомпой – в количестве 3, тракторами с плугом – в количестве 3, воздуходувками – в количестве 5, бензопилами – в количестве 5, ранцевыми лесными опрыскивателями – в количестве 15, топорами – в количестве 5, емкостями для доставки воды объемом 10-15 л. – в количестве 5, системой связи и оповещения, электромегафонами – в количестве 2, радиостанциями носимыми – 2, индивидуальными перевязочными пакетами – в количестве 5, огнетушащими веществами – в количестве 7, бидонами или канистрами для питьевой воды – в количестве 5, бортовым автомобилем или вездеходом – в количестве 1. Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель истца прокурора города Усть-Кута старший помощник прокурора Юсупова В.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать ООО «ЛесПромСервис» доукомплектовать средства пожаротушения в нижеследующем составе: аптечками первой помощи в количестве 20, бульдозером мощностью свыше 100 л.с. в количестве 1.

Ответчик ООО «ЛесПромСервис» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, представлены возражения на исковое заявление, в которых ответчик считает заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО1, действующая на основании доверенности от 16 октября 2019 г., полагала, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд с учетом мнения явившихся лиц на основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 февраля 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

На основании части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В соответствии с частью 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута..

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (часть 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов установлены Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 г. .

Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 февраля 2012 г. между Агенством лесного хозяйства <адрес> (арендодатель) и ООО «Алтай-Форест» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по условиям которого ООО «Алтай-Форест» предоставлен в пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий расположение: <адрес>, Усть-Кутское лесничество, эксплуатационные леса, Таюрское участковое лесничество, ФИО2 дача, кварталы №, ; Нийская дача, кварталы №, 24, ; Таковская дача, кварталы №, в целях использования лесов для заготовки древесины. Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации

29 сентября 2016 г. между ООО «Алтай-Форест» (арендатор) и ООО «ЛесПромСервис» (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 29 февраля 2012 г. , по условиям которого ООО «ЛесПромСервис» принимает все права и обязанности ООО «Алтай-Форест» по договору аренды лесного участка от 29 февраля 2012 г. , заключенному между Агенством лесного хозяйства <адрес> (арендодатель) и ООО «Алтай-Форест» (арендатор). Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 14 октября 2016 г., номер регистрации

Пунктом 5.4.5 договора аренды лесного участка от 29 февраля 2012 г. предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать установленные лесным законодательством Российской Федерации правила, в том числе санитарные правила, правила пожарной безопасности в лесах, за свой счет обеспечивать проведение работ по тушению лесных пожаров на участке и в приграничной полосе к участку на расстоянии 3 км по периметру и мероприятий по рекультивации лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 г. -пп Агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15 июня 2016 г. переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Из акта проверки соблюдения договорных обязательств по подготовке к пожароопасному сезону от 19 мая 2020 г. следует, что в период с 18 по 19 мая 2020 г. должностными лицами Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству проведена проверка подготовки лесопользователя ООО «ЛесПромСервис» к пожароопасному сезону 2020 г. В ходе проверки установлено, что ООО «ЛесПромСервис» не укомплектовано следующими средствами пожаротушения: мобильными средствами пожаротушения (в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения) – в количестве 2, пожарной мотопомпой – в количестве 3, тракторами с плугом – в количестве 3, воздуходувками – в количестве 5, бензопилами – в количестве 5, ранцевыми лесными опрыскивателями – в количестве 15, топорами – в количестве 5, емкостями для доставки воды объемом 10-15 л. – в количестве 5, системой связи и оповещения, электромегафонами – в количестве 2, радиостанциями носимыми – в количестве 2, аптечками первой помощи – в количестве 20, индивидуальными перевязочными пакетами – в количестве 5, огнетушащими веществами – в количестве 7, бидонами или канистрами для питьевой воды – в количестве 5, бортовым автомобилем или вездеходом – в количестве 1, бульдозером мощностью свыше 100 л.с. – в количестве 1.

Аналогичная информация направлена 29 мая 2020 г. Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству в адрес прокурора города Усть-Кута.

В соответствии с актом проверки соблюдения договорных обязательств по подготовке к пожароопасному сезону от 2 июня 2020 г., справкой Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству от 19 августа 2020 г. должностными лицами Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству 2 июня 2020 г. проведена проверка подготовки лесопользователя ООО «ЛесПромСервис» к пожароопасному сезону 2020 г., в ходе которой установлено, что в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря и оборудования отсутствуют аптечки первой помощи в количестве 20 штук, бульдозер мощностью свыше 100 л.с. в количестве 1.

Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчиком меры по предупреждению и недопущению лесных пожаров на арендованном лесном участке не предприняты в полной мере, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря средствами пожаротушения, оборудованием, техникой и инвентарем полностью не оборудован, в связи с чем исковые требования прокурора города Усть-Кута подлежат удовлетворению.

При этом суд не может принять во внимание доводы возражений на исковое заявление о том, что анализ текста договора аренды лесного участка позволяет сделать однозначный вывод об отсутствии возможности определить место его исполнения, так как договор не содержит конкретного, определенного условия о месте его исполнения, стороны договора зарегистрированы в г. Иркутск, заключение и подписание договора и акта приема-передачи лесного участка осуществлено в г. Иркутск, внесение арендной платы производится в г. Иркутск, лесной участок, являющийся объектом аренды, расположен на территории Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения дела Усть-Кутским городским судом Иркутской области, следовательно, к рассматриваемой ситуации подлежит применению норма права, закрепленная в пункте 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой исковое заявление подлежит возвращению, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1.1 договора аренды лесных участков предметом договора является лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, расположенных на территории Усть-Кутского района Иркутской области, обязательства по передаче и принятию лесных участков (пункты 1.1, 2.1 договора), пользования участками осуществляется по месту нахождения лесных участков. Осуществление прав и обязанностей арендатора (раздел 5 договора) также связаны с использованием конкретных лесных участков, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования.

Иная возможность использования лесных участков в соответствии с договорами аренды, кроме как по месту их нахождения, фактически невозможна, следовательно, местом исполнения договоров аренды лесных участков является место нахождения лесного участка, который расположен на территории Усть-Кутского муниципального образования, в связи с чем прокурор правомерно обратился с настоящим исковым заявлением в Усть-Кутский городской суд Иркутской области.

Нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля» вопреки доводам возражений на исковое заявление судом не установлено.

Не влияют на выводы суда доводы ответчика о том, что противопожарный инвентарь был задействован непосредственно в целях его предназначения (обнаружение, предотвращение возникновения и распространения, локализация лесных пожаров), чем объяснимо его отсутствие на пункте сосредоточения, поскольку доказательств наличия у ответчика указанного инвентаря в материалы дела не представлено.

Обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в данном случае предусмотрено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обусловлено необходимостью использования лесов с учетом их глобального экологического значения, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. Ненадлежащая комплектация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря не позволяет гарантировать требуемый уровень пожарной безопасности, поскольку в случае пожара выявленные нарушения создают угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что отсутствие необходимых средств для тушения лесных пожаров при их возникновении может повлечь значительный ущерб государству в связи с несвоевременным принятием мер к недопущению распространения огня, суд полагает возможным обратить решение по данному делу к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЛесПромСервис» доукомплектовать средства пожаротушения в нижеследующем составе: аптечками первой помощи в количестве 20, бульдозером мощностью свыше 100 л.с. в количестве 1.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий А.В. Колесникова

Заочное решение в окончательной форме принято 31 августа 2020 г.