ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-675/20 от 27.04.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2-675/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2020 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,

при секретаре Крыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» к Фонду поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани», третьим лицам МУП г. Астрахани «Городской специализированный комитет похоронных услуг» в лице конкурсного управляющего ФИО1, МУП г. Астрахани «Колос», МУП г. Астрахани «Архитектура», МБУ г. Астрахани «Зеленый город», МБУ г. Астрахани «Мосты и каналы», Ассоциации энергосервисных компаний - «РАЭСКО» г. Москвы, ООО «СервисСтройМонтаж» г. Астрахань, Министерству юстиции Российской Федерации по Астраханской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области о ликвидации фонда,

У С Т А Н О В И Л:

МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» обратилось в суд с иском Фонду поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани, третьим лицам МУП г. Астрахани «Городской специализированный комитет похоронных услуг» в лице конкурсного управляющего ФИО1, МУП г. Астрахани «Колос», МУП г. Астрахани «Архитектура», МБУ г. Астрахани «Зеленый город», МБУ г. Астрахани «Мосты и каналы», Ассоциации энергосервисных компаний - «РАЭСКО» г. Москвы, ООО «СервисСтройМонтаж» г. Астрахань, Министерству юстиции Российской Федерации по Астраханской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области о ликвидации фонда, указав, что Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани создан решением его учредителей <дата> Протоколом №1 «О создании Фонда поддержки инфраструктурных проектов города Астрахани». Учредителями фонда являются МУП г. Астрахани «Астрводоканал», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», МУП г. Астрахани «Городской специализированный комитет похоронных услуг», МУП г. Астрахани «Колос», МУП г. Астрахани «Архитектура», МБУ г. Астрахани «Зеленый город», МБУ г. Астрахани «Чистый город», МБУ г. Астрахани «Мосты и каналы», Ассоциация организаций по вопросам координации предпринимательской деятельности г. Москвы, Ассоциация энергосервисных компаний - «РАЭСКО» г. Москвы, ООО «СервисСтройМонтаж» г. Астрахань. Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области от <дата> осуществлена государственная регистрация фонда, о чем <дата> внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <номер>. <дата> Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани поставлен на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, о чем выдано свидетельство серии 30 № <номер>. Основной целью фонда является достижение общественных благ, направленных на повышение уровня жизни населения города Астрахани, создание наиболее благоприятных условий для проживания людей на территории города Астрахани. В соответствии с Уставом фонд создан в целях формирования имущества на основе добровольных имущественных взносов и использование его на реализацию исследования социальных и экономических проблем развития муниципального образования «Город Астрахань», разработку практических решений указанных проблем, рекомендаций по реформированию экономики муниципального образования, подготовку и сопровождение реализации конкретных инфраструктурных проектов в муниципальном образовании. Источниками формирования имущества Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани являются добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации в пределах, установленных настоящим Уставом видов деятельности, товаров, работ, услуг; дивиденды доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности фонда; другие, не запрещенные законом поступления. Фонд на протяжении длительного времени фактически не осуществляет деятельность, для которой он был создан, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, цели фонда не могут быть достигнуты. Согласно бухгалтерскому балансу Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани по данным Росстата на конец 2018 года дебиторская задолженность его покрывает кредиторскую задолженность всего на 30 %, имущество для осуществления целей у фонда отсутствует, о чем свидетельствуют нулевые значения, отраженные в строчке основные средства в активе баланса. С учетом изложенных обстоятельств, просили суд ликвидировать Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани ОГРН <***>.

В судебное заседание представитель истца МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

В судебное заседание представитель ответчика Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани не явился, о дне слушания дела извещались заказным письмом с уведомлением, конверты вернулись в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

В судебное заседание представители третьих лиц МБУ <адрес> «Мосты и каналы», МУП <адрес> «Архитектура», МУП <адрес> «Колос», Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представители третьих лиц МУП <адрес> «Городской специализированный комитет похоронных услуг» в лице конкурсного управляющего <ФИО>2, МБУ <адрес> «Зеленый город», Ассоциации энергосервисных компаний - «РАЭСКО» <адрес>, ООО «СервисСтройМонтаж» <адрес>, не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

В силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителя истца суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствии не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 5 пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, определяя правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, в статье 7 предусматривает, что юридические лица и (или) граждане на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, вправе создавать фонды, являющиеся некоммерческими организациями, не имеющие членство.

В силу положений статьи 18 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В судебном заседании установлено, что Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани создан решением учредителей <дата> Протоколом №1 «О создании Фонда поддержки инфраструктурных проектов города Астрахани».

Учредителями Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани являются: МУП г. Астрахани «Астрводоканал», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», МУП г. Астрахани «Городской специализированный комитет похоронных услуг», МУП г. Астрахани «Колос», МУП г. Астрахани «Архитектура», МБУ г. Астрахани «МБУ г. Астрахани «Зеленый город», МБУ г. Астрахани «Чистый город», МБУ г. Астрахани «Мосты и каналы», Ассоциация организаций по вопросам координации предпринимательской деятельности г. Москва, Ассоциация энергосервисных компаний - «РАЭСКО» г. Москва, ООО «СервисСтройМонтаж» г. Астрахань.

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области от <дата> осуществлена государственная регистрация Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани, о чем <дата> внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <номер>, что подтверждается свидетельством от <дата>.

<дата> Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани поставлен на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, о чем выдано свидетельство серии 30 <номер>.

Из материалов дела следует, что основной целью фонда является достижение общественных благ, направленных на повышение уровня жизни населения города Астрахани, создание наиболее благоприятных условий для проживания людей на территории города Астрахани.

Согласно пункту 2.1 Устава Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани создан в целях формирования имущества на основе добровольных имущественных взносов и использование его на реализацию исследования социальных и экономических проблем развития муниципального образования «Город Астрахань», разработку практических решений указанных проблем, рекомендаций по реформированию экономики муниципального образования, подготовку и сопровождение реализации конкретных инфраструктурных проектов в муниципальном образовании.

В пункте 8.2. Устава указано, что источниками формирования имущества Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани являются добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации в пределах, установленных настоящим Уставом видов деятельности, товаров, работ, услуг; дивиденды доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности фонда; другие, не запрещенные законом поступления.

На протяжении длительного времени фонд фактически не осуществляет деятельность, для которой был создан, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, цели фонда не могут быть достигнуты.

Согласно бухгалтерскому балансу Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани по данным Росстата, на конец 2018 года дебиторская задолженность ответчика покрывает кредиторскую задолженность всего на 30 %, имущество для осуществления целей у фонда отсутствует, о чем свидетельствуют нулевые значения, отраженные в строчке основные средства в активе баланса.

В соответствии с разъяснения изложенными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Согласно представленным к материалам дела заявлений, МБУ г. Астрахани «Архитектура», МУП г. Астрахани «Колос» поддерживают исковые требования, просят суд их удовлетворить.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о ликвидации Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани в связи с невозможностью достижения целей, ради которых оно было создано, а также в связи с тем, что осуществление деятельности юридического лица становится затруднительным.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку основания для ликвидации фонда являются существенными.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Названная норма закона сообразуется с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Статья 19 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет порядок ликвидации некоммерческой организации.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче искового заявления истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, поскольку решение суда состоялось в пользу истца, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина непосредственно в доход бюджета, которая составляет 6000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197, 233-244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» к Фонду поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани, третьим лицам МУП г. Астрахани «Городской специализированный комитет похоронных услуг» в лице конкурсного управляющего ФИО1, МУП г. Астрахани «Колос», МУП г. Астрахани «Архитектура», МБУ г. Астрахани «Зеленый город», МБУ г. Астрахани «Мосты и каналы», Ассоциации энергосервисных компаний - «РАЭСКО» г. Москвы, ООО «СервисСтройМонтаж» г. Астрахань, Министерству юстиции Российской Федерации по Астраханской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области о ликвидации, удовлетворить.

Ликвидировать Фонд поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани (ИНН <***>, ОГРН <***>) с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов г. Астрахани на МУП г. Астрахани «Коммунэнерго».

Взыскать с Фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов города Астрахани в доход Муниципального образования «Город Астрахань» государственную пошлину в размере 6000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2020 года.

Судья Н.П. Синельникова