Дело №2-675/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 июня 2016 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.
с участием помощника прокурора Инзенского района Баранникова О.И.,
при секретаре Марфиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство», администрации муниципального образования «Инзенский район», о возложении обязанности обеспечить наличие освещения на пешеходном мосту,
у с т а н о в и л :
Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению (Далее – МБУ) «Благоустройство», администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности обеспечить наличие боковых ограждений и освещения по пешеходному мосту через р.Сюксюмка, расположенному в районе ул.Карабанова в г.Инза.
В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «Инзенский район» и МБУ «Благоустройство» не принимаются меры к организации безопасного перехода граждан по пешеходному мосту через р.Сюксюмка, расположенному в районе ул.Карабанова в г.Инза.
Согласно п.2.3.16 Устава МБУ «Благоустройство», утвержденного постановлением администрации МО «Инзенское городское поселение» от 10.01.2013 № 2 одним из предметов деятельности учреждения является проведение восстановительного ремонта мостов, мостовых пешеходных переходов, находящихся на территории городского поселения.
Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района 19.09.2013 принято решение №4 о ликвидации администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение». В связи с этим полномочия по решению вопросов местного значения переданы от администрации МО «Инзенское городское поселение» администрации МО «Инзенский район».
Проверкой установлено, что пешеходный мост через р. Сюксюмка, расположенный в районе ул. Карабанова в г.Инза, построен хозяйственным способом и числится в реестре муниципального имущества МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района. По вышеуказанному пешеходному мосту ежедневно к объектам торговли, связи, досуга, транспортной инфраструктуры передвигается значительное количество граждан, индивидуализировать которых не представляется возможным. В то же время, на пешеходном мосту отсутствует боковое ограждение, обеспечивающее безопасность перехода по нему граждан. Отсутствие надлежащего бокового ограждения неизбежно приведет к падению с моста граждан, в том числе, несовершеннолетних. Высота моста составляет 3 метра. Освещение моста во время ледохода в вечернее и ночное время не осуществляется. Указанные обстоятельства неизбежно приведут к получению гражданами травм, причинению вреда их здоровью, гибели.
Ссылаясь на ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.1.3, 2.30, 3.1 Правил эксплуатации городских искусственных сооружений», утвержденных Приказом Роскоммунхоза от 25.02.1994 №5, ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил обязать:
-администрацию МО «Инзенский район» организовать проведение работ по наличию на пешеходном мосту через р.Сюксюмка, расположенном в районе ул.Карабанова в г.Инза, бокового ограждения, а также освещения моста во время ледохода в вечернее и ночное время, обеспечивающего безопасный переход по нему граждан;
-МБУ «Благоустройство» обеспечить наличие на пешеходном мосту через р. Сюксюмка, расположенном в районе ул. Карабанова в г. Инза бокового ограждения, а также освещения моста во время ледохода в вечернее и ночное время, обеспечивающего безопасный переход по нему граждан.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Баранников О.И. исковые требования уточнил, о чем предоставил письменное заявление, просит суд обязать ответчиков организовать освещение на пешеходном мосту через р.Сюксюмка, расположенном в районе ул. Карабанова в г.Инза Ульяновской области, во время ледохода в вечернее и ночное время. В обоснование уточненных требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации МО «Инзенский район» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривая отсутствие на спорном мосту освещения, полагает, что требования прокурором заявлены преждевременно, так как ледоход на р.Сюксюмка будет только весной. При этом в соответствии с подготовкой к паводковому периоду будут проведены мероприятия в соответствии с планом, в том числе по обеспечению освещенности моста в период ледохода. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика – МБУ «Благоустройство» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, также не оспаривая факт отсутствия освещения на спорном мосту с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что согласно Уставу учреждение осуществляет только контроль за уличным освещением. Организация освещения, в том числе на пешеходном мосту, не входит в круг уставных обязанностей организации. Соответствующие задания (поручения) администрацией МО «Инзенский район» учреждению не выдавались. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. В соответствии с п.27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц относится к вопросам местного значения.
01.04.2013 года решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» внесены изменения в Устав МО «Инзенское городское поселение», согласно которым статья 34 Устава изложена в следующей редакции «Администрация поселения не образуется. Полномочия Администрации поселения в полном объеме исполняет Администрация муниципального образования «Инзенский район».
Статьей 8 Устава к вопросам местного значения поселения отнесено помимо прочего: владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; организация освещения улиц поселения.
19.09.2013 года Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» принято решение №4 о ликвидации МУ администрация МО «Инзенское городское поселение».
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрена возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Таким образом, уличное освещение является одним из элементов внешнего благоустройства населенного пункта и находится в ведении Администрации МО «Инзенский район».
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование уличного освещения осуществляется из бюджета муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что в муниципальной собственности МО «Инзенское городское поселение» находится пешеходный мост через р.Сюксюмка, расположенный в районе ул.Карабанова в г.Инза.
Согласно п. 1.3. Правил эксплуатации городских искусственных сооружений», утвержденных Приказом Роскоммунхоза от 25.02.1994 № 5 одной из задач организаций и служб, осуществляющих эксплуатацию искусственных сооружений, является обеспечение безопасности движения пешеходов. Из п.3.1. указанных правил следует, что содержание мостового полотна мостов должно обеспечивать ровность и чистоту дорожного покрытия. Исправность перил и других ограждающих устройств. В соответствии с п.2.30 указанных Правил во время ледохода в вечернее и ночное время мостовой переход должен быть освещен.
Факт отсутствия освещения моста в судебном заседании не оспаривается представителями ответчиков.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Инзенского района о возложении на орган местного самоуправления обязанности обеспечить освещение на пешеходном мосту через р.Сюксюмка, расположенном в районе ул. Карабанова в г.Инза Ульяновской области, во время ледохода в вечернее и ночное время.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
При этом суд полагает, что МБУ «Благоустройство» по настоящему гражданскому делу является ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания.
Согласно ч.6 ст.9.2 указанного Федерального закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.2.3.23 Устава МБУ «Благоустройство» осуществляет виды деятельности, кроме прочего, по осуществлению ежедневного контроля за уличным освещением и взаимодействию со службами энергоснабжения поселения в целях осуществления регулярного освещения улиц Инзенского городского поселения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что организация освещения, в том числе, на пешеходном мосту не входит в круг уставных обязанностей МБУ «Благоустройство», соответствующие задания (поручения) администрацией МО «Инзенский район» учреждению не выдавались.
При таких обстоятельствах МБУ «Благоустройство» подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л :
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района к администрации муниципального образования «Инзенский район» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Инзенский район» организовать освещение на пешеходном мосту через р.Сюксюмка, расположенном в районе ул. Карабанова в г.Инза Ульяновской области, во время ледохода в вечернее и ночное время.
Исковые требования прокурора Инзенского района к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья