ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-675/2022 от 25.04.2022 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-675/2022

УИД 23RS0005-01-2022-001336-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего - судьи Наумова С.Н., при секретаре Шатохиной А.С., с участием: помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Прудникова Е.А. и представителя ФИО1 – ФИО2, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 об обязании согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и заключении договора,

установил:

<адрес>, действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП ФИО1 об обязании согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и заключении договора. Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка в области соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства, об особо охраняемых природных территориях по результатам которой выявлены нарушения в деятельности ИП ФИО1 Ответчик в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков. ФИО1 эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается сведениями уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, а именно: девять источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих критерий объекта НВОЗ - 2, размещенных по адресу: <адрес>, поставленных на учет ДД.ММ.ГГГГ, при этом, согласованные с органами исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ не разрабатывались, договор о получении прогнозов НМУ не заключался, поэтому просит обязать ФИО1 согласовать с министерством природных ресурсов <адрес> мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и заключить договор с уполномоченным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях о предоставлении информации о НМУ, в отношении эксплуатируемых объектов, на которых эксплуатируются девять источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих критерий объекта НВОЗ - 2, размещенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Прудников Е.А. заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ИП ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора Апшеронского района не возражала, пояснив, что ИП ФИО1 принимаются меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, он 04.04.2022 г. он заключил с ИП ИП ХВП соответствующий договор об оказании услуг.

Представители Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, данными о причинах неявки суд не располагает, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд признает причины неявки ответчика неуважительной, и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка в области соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства, об особо охраняемых природных территориях по результатам которой выявлены нарушения в деятельности ИП ФИО1

Ответчик в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05. 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05. 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

На основании ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05. 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как предусмотрено подпунктом 2 п. 1.1. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПБ. 2005 г., введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333) стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05. 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлено, что корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

ИП ФИО1 эксплуатируются девять источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих критерий объекта НВОЗ - 2, размещенных по адресу: <адрес>, поставленных на учет 19.08.2021 г., что подтверждается сведениями Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», при этом, согласование с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ не разрабатывались, договор о получении прогнозов НМУ не заключался.

Принимая во внимание, что ИП ФИО1 согласование с Министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий не разрабатывались, договор с уполномоченным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях о предоставлении информации о НМУ в настоящее время не заключался, в связи с чем, обстоятельства исключают возможность ведения учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также выявленные нарушения требований федерального законодательства влекут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора Апшеронского района.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору представлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Апшеронского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, согласовать с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и заключить договор с уполномоченным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях о предоставлении информации о НМУ, в отношении эксплуатируемых объектов, на которых эксплуатируются девять источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих критерий объекта НВОЗ - 2, размещенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия в решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 25 апреля 2022 года.

Судья

Апшеронского районного суда С.Н. Наумов