ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-676/2013 от 03.10.2013 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    03 октября 2013 года                      г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                        Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания                     Понятовой Ю.В.,

с участием прокурора прокуратуры г.Муравленко Волчихина И.Л.,

представителей ответчика Манжелевской И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, Хвыщук Т.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-676/2013 по иску прокурора города Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Муравленко о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков,

                        УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г.Муравленко, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Муравленко о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков. В обоснование указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований лесного законодательства, выявлено нарушение ответчиком требований Лесного кодекса Российской Федерации, направленных на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. До настоящего времени на территории города не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами; такие земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Кроме того, Администрацией г.Муравленко не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Прокурор г.Муравленко полагал, что это создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, и является нарушением прав жителей городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Просил обязать Администрацию г.Муравленко поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, а также утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, в срок до ДД.ММ.ГГ.

    В судебном заседании прокурор Волчихин И.Л. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. При этом пояснил, что вопрос о разработке лесохозяйственного регламента должен быть инициирован органом местного самоуправления независимо от наличия лесничеств, лесопарков. Полагал, что ранее разработанный лесоустроительный проект не освобождает ответчика от исполнения своих обязанностей.

    Представители ответчика Манжелевская И.А., Хвыщук Т.П. исковые требования не признали, поддержав доводы отзыва на исковое заявление. При этом пояснили, что лесоустроительный проект действует 10 лет, он не утратил силу в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации. Прокурором не доказано, что на территории муниципального образования созданы лесничества, лесопарки, поэтому отсутствуют законные основания для возложения на Администрацию города по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит требования об обязательной постановке на кадастровый учет земель, на которых расположены городские леса. Кроме того, земельные участки находятся в границах горных отводов.

    Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 16 мая 2005 года Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Муравленко (Заказчик) и ФГУП «Западно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие Федерального агентства лесного хозяйства России («Запсиблеспроект») заключили Договор № на производство лесоустроительных работ в городских лесах г.Муравленко (том 1 л.д.7-13).

В 2006 году ФГУП «Запсиблеспроект» г.<данные изъяты> составил Проект организации и ведения лесного хозяйства и благоустройства городских лесов города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа (том 1 л.д.72-225). Данный Проект содержит пояснительную записку, учет городских лесов, ведомость поквартальных итогов, итоги таблиц классов возраста, ведомость проектируемых мероприятий, прочие ведомости, таксационные описания.

Из Проекта следует, что в состав городских лесов г.Муравленко входит часть бывшего лесного фонда Ноябрьского лесхоза Муравленковского лесничества. Вопросами ведения лесного хозяйства в городских лесах на момент проведения лесоустроительных работ никто не занимается. Общая площадь городских лесов по данным лесоустройства составляет 7 368 га.

    Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ, с 01 января 2007 года введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ).

    В соответствии со ст.ст.85, 86 ЛК РФ Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно информации на стр.7 Лесного плана ЯНАО, на 7,4 тыс. га городских лесов г.Муравленко лесоустройство проведено. В 2011 году ФГУП «Запсиблеспроект» г.<данные изъяты> проведено лесоустройство по Ноябрьскому лесничеству (стр.13 Лесного плана ЯНАО).

    В силу п.4 ч.1 ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

    Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.1.1 ст.84 ЛК РФ).

    В соответствии с ч.1 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

    Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч.3 ст.87 ЛК РФ).

    Согласно ч.4 ст.87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

    Как установлено судом, на территории муниципального образования город Муравленко нет лесничеств и лесопарков, что никем не оспаривалось.

    Между тем, исходя из системного толкования вышеизложенных норм, обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, возникает у органа местного самоуправления при наличии таких лесничеств, лесопарков на соответствующей территории.

    Следовательно, создание лесничеств, лесопарков является первичным.

    На основании ч.5 ст.23 ЛК РФ количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (ред. 05.06.2013), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

    В соответствии с указанным Положением Федеральное агентство лесного хозяйства, в том числе определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы (п.5.5 Положения).

    В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ч.5 ст.87 ЛК РФ).

    Таким образом, необходимым условием разработки и утверждения лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков является существование лесничества, лесопарка с установленными границами.

    В связи с чем, мнение прокурора о том, что вопрос о разработке лесохозяйственного регламента должен быть инициирован органом местного самоуправления независимо от наличия лесничеств, лесопарков, ошибочно, основано на неправильном толковании закона.

    Вместе с тем, в случае проявления органом местного самоуправления бездействия по вопросам, связанным с обращением в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для определения количества лесничеств и лесопарков, прокурор не лишен возможности применить меры реагирования.

    При таких обстоятельствах, когда на территории муниципального образования город Муравленко нет лесничеств и лесопарков, учитывая обоснованные доводы представителей ответчика о том, что в связи с введением в действие ЛК РФ 2006 года ранее разработанные лесоустроительные проекты не были признаны утратившими силу до окончания срока их действия, принимая во внимание наличие лесоустроительного проекта городских лесов г.Муравленко от 2006 года, суд считает исковые требования прокурора г.Муравленко в части возложении обязанности по утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, не подлежащими удовлетворению.

    Разрешая исковые требования в части возложении на ответчика обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, суд исходит из следующего.

    На основании ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    В силу ч.3 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

    Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор ссылается на то, что невыполнение Администрацией г.Муравленко требований лесного законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, и является нарушением прав жителей городского округа и других граждан на благоприятную окружающую пригородную среду; на ст.92ЛК РФ о том, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

    Между тем, ЛК РФ не содержит нормы, обязывающие орган местного самоуправления поставить земельные участки на государственный кадастровый учет.

    Более того, согласно представленной суду схеме расположения границ лицензионных участков и контуров горных отводов ОАО «Газпромнефть-ННГ» по состоянию на 02.10.2013, значительная часть территории муниципального образования относится к лицензионным участкам и горным отводам. В силу ст.7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (ред. от 07.05.2013) «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Доводы прокурора о наличии реальной угрозы потери леса из-за того, что земельные участки не постановлены на государственной кадастровый учет, не состоятельны, поскольку в соответствии со ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Задачам рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов служит лесоустройство, включающее в себя согласно ст.68 ЛК РФ, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

    Данные мероприятия проведены ответчиком в рамках лесоустроительного проекта.

    В связи с чем, исковые требования в данной части являются необоснованными.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора города Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Муравленко о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ                      Л.Ю. КУЛЕШ

    Справка.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 октября 2013 года.

            Судья                    Л.Ю. Кулеш