ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-676/2021 от 03.12.2021 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-676/2021

УИД: 29RS0021-01-2021-000889-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 03 декабря 2021 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Кузнецовой В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ФИО1-о. о взыскании денежных средств в возврат социальной выплаты,

установил:

Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - Министерство АПК и торговли Архангельской области, Министерство) обратилось в суд с иском к ФИО1-о. о взыскании денежных средств в возврат социальной выплаты на строительство жилья. Исковые требования мотивирует тем, что ФИО1-о., являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и имеющий основное место работы в сельской местности, на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ получил социальную выплату в размере 839 486,00 рублей на строительство индивидуального жилого дома в селе Конево Плесецкого района Архангельской области на состав семьи из 7 человек. По результатам надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой Архангельской области, установлено, что в отношении ФИО1-о. с 2015 года отчисления по страховым взносам в органы налогового контроля не производились, налоговая отчетность, подтверждающая получение дохода, не предоставлялась. Министерство просит взыскать с ФИО1-о. 839 486,00 рублей бюджетных средств, предоставленных в 2017 году на строительство жилья в сельской местности.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Т. А. А., У. Н. В..

Представитель истца Министерства АПК и торговли Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Министр ФИО5 в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Ответчик ФИО1-о. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что жилой дом построен, введен в эксплуатацию, оформлен в общую долевую собственность на всех членов его семьи должным образом. На момент получения социальной выплаты на строительство жилья он был трудоустроен в сельской местности у ИП Т. А. А. рамщиком, совокупный период работы составил более требуемого годичного срока, запись о работе внесены в трудовую книжку. О том, что Работодателем в отношении него не исполнены обязанности по оплате налогов, страховых взносов, ему не было известно.

Третье лицо У. Н. В. в судебном заседании с иском Министерства не согласна, просила отказать в его удовлетворении по аналогичным доводам.

Представитель третьего лица администрации МО «Плесецкий район» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности ФИО6 направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Представитель третьего лица прокуратуры Архангельской области по доверенности старший помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо Т. А. А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведения о причинах неявки в суд не представлены.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя истца и третьих лиц.

Выслушав ответчика ФИО1-о., представителя прокуратуры Архангельской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное, законодательство.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ч. 2 ст. 1 Закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).

В соответствии с подп. «а» п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» пункта 4).

Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты.

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).

Согласно п. 19 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением помимо прочего копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 21 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

В свою очередь, орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

Согласно п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

В соответствии с п. 30 Типового положения, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

В соответствии с п. 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 8 Положения о министерстве агропромышленного комплекса торговли Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03 апреля 2012 года № 127-пп, министерство является главным распорядителем средств областного бюджета для дальнейшего перечисления местным бюджетам муниципальных районов Архангельской области в виде субсидий в целях предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В силу подп. 1, 10 п. 158 БК РФ, подп. 3 п. 3 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 февраля 2014 года № 58-пп, п. 19 Правил предоставления государственной поддержки в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 461-пп, на Министерство возложена обязанность обеспечить соблюдение получателями указанных средств финансовой поддержки условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на финансирование мероприятий программы, соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления субсидии и других обязательств осуществляется Министерством.

Судом установлено, следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ с целью улучшения жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома в селе Конево Плесецкого района Архангельской области, ФИО1-о. обратился в администрацию МО «Плесецкий район с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 по категории многодетных семей.

На дату подачи документов ФИО1-о. была предоставлена копия трудовой книжки, из которой следует что заявитель ФИО1-о. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу к ИП Т. А. А. рамщиком. Данное заявление и приложенные документы были проверены и не были возвращены.

В соответствии с п. 22 Порядка предоставления социальных выплат граждан Положения орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра АПК и торговли Архангельской области утвержден сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по Архангельской области на 2017 год, в который был включен ФИО1-о. на основании документов, предоставленных МО «Плесецкий район».

В соответствии с п. 12 Положения министерством АПК и торговли Архангельской области ФИО1-о. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ в размере 839 486,00 рублей, за счет в том числе: средств федерального бюджета в размере 158 101,00 рубль, средств областного бюджета 567 000,00 рублей, средств муниципального образования 114 385,00 рублей на строительство индивидуального жилого дома в селе Конево Плесецкого района Архангельской области на состав семьи из 7 человек.

Согласно представлению прокуратуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой Архангельской области совместно с РУ ФСБ России, установлено, что министерством АПК и торговли Архангельской области нарушаются требования бюджетного законодательства. В отношении ФИО1-о. с 2015 года отчисления по страховым взносам в органы налогового контроля не производились, подтверждающая получение дохода налоговая отчетность не предоставлялась.

В соответствии с частью 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Ответчик ФИО1-о. не оспаривает, что в 2017 году он получил социальную выплату в размере 839 486,00 рублей на строительство жилого дома в сельской местности, жилой дом построен, введен в эксплуатацию, право собственности зарегистрировано. На момент получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты и на момент получения социальной выплаты он был трудоустроен в сельской местности у ИП Т. А. А. рамщиком, совокупный период работы составил более требуемого годичного срока.

В материалах дела имеется копия акта сдачи-приемки выполненных работ, составленный между заказчиком ГАУ Архангельской области «Инвестсельстрой» и подрядчиком ФИО1-о. по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома в с. Конево Плесецкого района Архангельской области, справки о стоимости выполнения работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ, акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уведомления администрации МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства и градостроительной деятельности, копия акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного администрацией МО «Коневское», копия постановления администрации МО «Коневское» от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса объекту недвижимости в с.Конево», фотоматериалы с изображением построенного дома.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости с ДД.ММ.ГГГГФИО1-о. принадлежит 1/7 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров, год завершения строительства – 2018.

Также с ДД.ММ.ГГГГФИО1-о. принадлежит 1/7 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров, категория земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Правообладателями указанных жилого дома и земельного участка являются члены семьи ФИО1-о.: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, У. Н. В., по 1/7 доли в праве общей долевой собственности за каждым.

Согласно записи в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1-о. был трудоустроен рамщиком у ИП Т. А. А.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т. А. А. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лиц в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно сведениям УФНС России по <адрес> и Ненецкому автономному округу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о полученных доходах по форме 2-НФДЛ за 2015-2019 годы в отношении ФИО1-о. (ИНН ) отсутствуют, в связи с чем, информацией об осуществлении ФИО1-о. трудовой деятельности в качестве наемного работника в указанный период не имеется.

Декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ ФИО1-о. за налоговые периоды 2015-2019 годы в налоговый орган по месту регистрации не предоставлялась, при этом установленный п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ срок для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц ф. 3- НДФЛ (ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом), за налоговый период 2019 год не истек.

ИП Т. А. А. (ИНН ), как налоговым агентом (работодателем) расчеты по налогу на доходы физических лиц ф. 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды 2015-2019 годов в налоговый орган по месту регистрации не представлялись, расчеты по страховым взносам как главой крестьянско-фермерского хозяйства за периоды 2017-2019 годов также не представлялись, в связи с чем, информацией об осуществлении ФИО1-о. трудовой деятельности в качестве наемного работника либо члена крестьянско-фермерского хозяйства Т. А. А. (ИНН ) не имеется располагает.

Министерство АПК и торговли Архангельской области в обоснование своих требований о взыскании с ФИО1-о. денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, указывает на установленный по результатам надзорных мероприятий факт того, что в отношении ФИО1-о. с 2015 года отчисления по страховым взносам в органы налогового контроля не производились, подтверждающая получение дохода налоговая отчетность не предоставлялась.

Вместе с тем, по условиям участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на органы местного самоуправления и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае на министерство АПК и торговли Архангельской области, при формировании списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, возложена обязанность по проверке представленных ими в подтверждение наличия у них права на получение меры социальной поддержки документов.

ФИО1-о. были представлены необходимые документы для участия в программе, поэтому министерство АПК и торговли Архангельской области было вправе принять все необходимые, разумные и достаточные меры, направленные на проверку документов и изложенных в них сведений.

В свою очередь, доказательств того, что со стороны ответчика ФИО1-о. имело место недобросовестное поведение, материалы дела не содержат.

Неисполнение ИП Т. А. А. обязанностей по уплате налогов и сборов, отчислении необходимых страховых взносов не может повлечь для ФИО1-о. неблагоприятные последствия в виде возложения обязанности возврата средств социальной выплаты на строительство жилья.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 года № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598), в связи с жалобой гражданки ФИО13», принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П).

Материалами дела в достаточной степени подтверждается, что ФИО1-о. действовал открыто и добросовестно, предоставив с заявлением о намерении стать участником Программы все необходимые документы, перечисленные в п. 19 Типового положения, в том числе копию трудовой книжки с указанием места работы. Данное обстоятельство на момент принятия решения о включении ответчика в список получателей социальных выплат в 2017 году было известно и проверено администрацией МО «Плесецкий район», ФИО1-о. и члены его семьи были включены в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Архангельской области на 2017 год, утвержденный 06 декабря 2017 года министерством АПК и торговли Архангельской области, при котором также производится проверка всех представленных документов.

С использованием средств полученной социальной выплаты ФИО1-о. построил жилой дом в сельской местности, оформил построенный жилой дом в общую долевую собственность всех членов своей семьи, проживает с семьей в построенном доме.

Принятие органами местного самоуправления и органом исполнительной власти решения о включении ответчика в список граждан-получателей социальной выплаты в 2017 году и фактическое предоставление ему такой выплаты при условии соответствия всем требованиям Программы, в том числе изложенным в пп. «б» п. 4 Типового положения, подтверждает добросовестность действий ФИО1-о. и отсутствие умысла на сокрытие информации о месте и продолжительности трудовой деятельности в сельской местности, на безосновательное получение средств социальной выплаты, что исключает возможность предъявления к нему в последующем требований о возврате полученных денежных средств.

Материалами дела подтверждено и стороной истца не ставится под сомнение, что денежные средства социальной выплаты были израсходованы по целевому назначению на строительство жилого дома, который оформлен в долевую собственность ответчика и членов его семьи.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчиком соблюдены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ФИО1-о. продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы им на строительство жилого дома, в связи с чем, цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Министерства, не установлено, оснований для взыскания с ФИО1-о. денежных средств в возврат социальной выплаты на строительство жилья не имеется, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ФИО1-о. о взыскании денежных средств в сумме 839 486 рублей 00 копеек, предоставленных в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в 2017 году - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2021 года.