ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-676/2023 от 21.09.2023 Анапского городского суда (Краснодарский край)

2-676/2023

УИД 23RS0003-01-2022-007909-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2023 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Зайцевой О.С.

с участием истца Грицай С.И., представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Зеленской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицай С. И. к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании незаконным Предостережение ГЖИ № 23221182300001858649 от 08 апреля 2022 года и действий АО «Теплоэнерго» неправомерными в части изменения способа расчета при оплате за коммунальный ресурс,

у с т а н о в и л:

Грицай С.И. обратилась в суд с иском к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании незаконным Предостережение ГЖИ № 23221182300001858649 от 08 апреля 2022 года и действий АО «Теплоэнерго» неправомерными в части изменения способа расчета при оплате за коммунальный ресурс.

В обоснование требований указано, что между собственниками МКД по ул. <адрес> заключены прямые договора теплоснабжения с поставщиком коммунального ресурса «теплоснабжение» АО «Теплоэнерго». В ноябре 2022 года истец получила квитанции об оплате за коммунальный ресурс теплоснабжение, согласно которым расчет за отопление в октябре 2022г. был произведен по нормативу. Из телефонного разговора со специалистами АО «Теплоэнерго» она узнала о том, что в апреле 2022 года ГЖИ КК направила в адрес АО «Теплоэнерго» Предостережение № 23221182300001858649 от 08.04.2022г. о недопустимости нарушения обязательных требований.

АО «Теплоэнерго», исполняя Предостережение ГЖИ КК, изменяет способ расчета за коммунальный ресурс, т.е. изменяет условия Договоров теплоснабжения, заключенных между АО «Теплоэнерго» и каждым собственником МКД, не ставя при этом в известность собственников, являющихся стороной в Договоре теплоснабжения.

Считает, что Предостережением ГЖИ КК, ГЖИ нарушила права собственников МКД, однако своевременно обжаловать Предостережение в судебном порядке истец не имела возможности, т.к. не знала о нем до начала отопительного сезона и получения первой квитанции от АО «Теплоэнерго» об оплате за отопление в ноябре 2022г.

МКД оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета теплоэнергии, по которым производились расчеты за отопление все эти годы, начиная с момента сдачи его в эксплуатацию. Прибор учета исправен, поверен, однако, за октябрь и ноябрь 2022 года жители получили квитанции от АО «Теплоэнерго» с оплатой за теплоснабжение по нормативу. Применение расчета по нормативу произошло без предупреждения собственников МКД, при том, что у них заключены прямые договора теплоснабжения с АО «Теплоэнерго».

За разъяснениями в АО «Теплоэнерго» обратилась управляющая организация ООО «Анапажилсервис», на что были получены ответы (исх.№1707 от 03.11.2022г) о том, что данный МКД, состоящий из трех корпусов рассматривается АО «Теплоэнерго» как три отдельных МКД и с октября 2022 г. расчет за отопление будет осуществляться по нормативам потребления.

МКД по ул. <адрес> имеет единую внутридомовую систему инженерно-технического обеспечения, о чем свидетельствуют Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 11.06.2020г. АО «Теплоэнерго». Согласно Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №23-301000-18-2020 от 24.03.2020 г. администрация МО г-к Анапа ввела в эксплуатацию Многоквартирный жилой комплекс со встроенными офисными помещениями по <адрес> сооружения 4 шт.», расположенного на земельном участке площадью 5936 кв.м с кадастровым номером , которому согласно справок о присвоении адреса №17-457/20-30, №17-456/20-30, №17- 458/20-30 от 17.03.2020г. присвоены почтовые адреса, МКД оборудован общими сетями теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, электроснабжения, наружным освещением; Разрешением на ввод в эксплуатацию не предусмотрено наличие в каждом корпусе приборов учета тепловой энергии.

При выдаче застройщику МКД по ул. <адрес>,<адрес> Справки о выполнении строительно-монтажных работ по теплоснабжению в МКД АО «Теплоэнерго» не усмотрело нарушений при установке одного общедомового прибора учета теплоэнергии на три корпуса.

Предостережение ГЖИ КК противоречит имеющейся технической и разрешительной документации, прошедшей согласование в соответствующих контролирующих органах, что недопустимо и выходит за пределы прав и обязанностей, которыми ГЖИ КК наделена в силу Закона.

Ссылаясь на изложенное, истец просит восстановить срок на обжалование Предостережения ГЖИ КК № 23221182300001858649 от 08.04.2022г., как нарушающее права и интересы собственников МКД по ул. <адрес>,<адрес> в г-к Анапа;

признать незаконным Предостережение ГЖИ КК № 23221182300001858649 от 8.04.2022г.;

признать незаконными действия АО «Теплоэнерго» в части изменения способа расчета при оплате за коммунальный ресурс и применения при расчете норматива;

обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по теплоснабжению в сношении МКД по ул. <адрес> в г-к Анапа за период с октября 2022г по настоящее время с учетом показаний индивидуальных приборов учета собственников.

В судебном заседании истец Грицай С.И. заявленные требования поддержала, дала пояснения аналогичные иску.

Представитель ответчика АО «Теплоэнерго», судебное извещение получать отказался и оно 19 сентября 2023 года возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ признает его неявку, вызванной неуважительными причинами и находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель АО «Теплоэнерго» представил в суд письменные возражения представила возражение на иск, согласно которому согласно проектной документации и актов ввода многоквартирного жилого дома МКД по адресу: <адрес>, <адрес> единым строением с несколькими секциями, имеющим единые инженерные коммуникации, в связи с чем узел учета был принят к коммерческому учету. В настоящее время данный МКД по данным ФИАС занесен в систему ГИС ЖКХ как три самостоятельных многоквартирных дома с присвоением отдельных кадастровых номеров и отдельных адресов. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в адрес АО «Теплоэнерго» вынесло предостережение о недопустимости нарушения в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает установку одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов. Прибор учета, учитывающий совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости, не позволяет достоверно определить потребление каждого многоквартирного дома отдельно и определение количества потребленной теплоэнергии по одному прибору учета на несколько многоквартирных домов не может быть признано правильным. В связи с чем, расчет по коммунальным услугам таким как отопление и горячее водоснабжение в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> с октября 2022 года осуществляется по нормативам. В данной ситуации АО «Теплоэнерго» не находит правовых оснований для осуществления расчетов с использованием прибора учета, установленного на 3 МКД. В связи с чем, просит в иске отказать.

Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать по основаниям изложенным в возражении. Пояснила, что Госжилинспекцией края в рамках рассмотрения обращений собственника помещения в многоквартирном <адрес>. <адрес> в <адрес> установлено, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном многоквартирном доме осуществляется с использованием прибора учета тепловой энергии, показания которого также учитываются при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению еще в двух многоквартирных домах (№ <адрес>), не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Объем тепловой энергии распределяется пропорционально площадям указанных многоквартирных домов, что требованиям соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, поскольку Правила № 354 не предусматривают порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по показаниям прибора учета, определяющего количество потребленного коммунального ресурса в нескольких многоквартирных домах. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из установленного норматива потребления.

С целью недопущения нарушения обязательных требований действующего жилищного законодательства при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению госжилинспекцией края АО «Теплоэнерго» было объявлено предостережение от 8 апреля 2022 г. № 23221182300001858649 о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 42 (1) Правил № 354. Предостережение от 8 апреля 2022 г. № 23221182300001858649 госжилинспекцией края АО «Теплоэнерго» не выдавалось. Во исполнение данного предостережения АО «Теплоэнерго» порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах <адрес>, приведен в соответствие с пунктом 42(1) Правил № 354 с октября 2022 года, поскольку в соответствии с данными, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирные <адрес> в <адрес> являются самостоятельными объектами недвижимости.

Указанное предостережение не содержит требований о переустройстве, перепланировке, внесении изменений в многоквартирных домах № <адрес>, в том числе в части установки приборов учета потребления коммунальных услуг. Ввиду чего считает указанный довод истца несостоятельным.

Кроме того, представитель полагала, что Грицай С.И. не вправе обжаловать в суде общей юрисдикции Предостережение.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Грицай С.И. является собственником <адрес>

В <адрес> выбрана управляющей организацией ООО «Анапажилсервис» (ИНН 2301090019), что следует из протоколов №01 от 08.06.2020г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования. Принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО «Теплоэнерго».

Основанием для обращения в суд послужили начисления собственникам квартир указанного многоквартирного дома оплаты за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление начиная с октября 2022 года с применением норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета на отопление.

Согласно ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Абзацем вторым пункта 42 Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами приложения № 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Так формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).

В рассматриваемом случае судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес> введен в эксплуатацию разрешением от 24.03.2020г. №23-301000-18-2020 выданным Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа как «Многоэтажный многоквартирный дом со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: <адрес> (справки о присвоение адреса от 17.03.2020 №17-458/20-30, 17-457/20-30, 17-456/20-30), из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта, состоящего из трех зданий - Корпус 1, Корпус 2 и Корпус 3 указаны в общих объемах, показатели сооружений: отопление – 40м, система электроснабжения – 72м, система водоотведения – 95м, система водоснабжения – 29м. Указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В материалы дела представлены Технические условия №33 от 18.01.2018г., подготовленные АО «Теплоэнерго» на присоединение к тепловым сетям Многоэтажного многоквартирного дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: <адрес>, <адрес>. Данные технические условия, в числе прочего, предписывают разработку проектной документации тепловых сетей многоквартирного дома в соответствии с действующими нормами и правилами.

В 2020 году с АО «Анапа Водоканал» был заключен договор о приобретении коммунального ресурса № 4038 от 31.07.2020 г. на водоснабжение и водоотведение многоквартирного жилого комплекса по адресу: <адрес>, ул. <адрес>,2,3.

Согласно справки АО «Теплоэнерго» №1906 от 10.10.2019г. строительно-монтажные работы по теплоснабжению объекта по адресу: <адрес> выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями выданными АО «Теплоэнерго» технических условий №33 от 18.01.2018г.

Ростехнадзором, на основании акта осмотра №150-209/17 от 25.02.2020г. тепловых установок, было выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок №150-209/17 от 25.02.2020г., из содержания которого следует, что в жилом доме «Многоэтажный многоквартирный жилой дом со строено-пристроенными помещениями общественного назначения ЖК «Парадный» по адресу: <адрес>, <адрес> тепловые энергоустановки соответствуют техническим условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускаются во временную эксплуатацию для проведения пуско-наладочных работ.

14 мая 2020 года с АО «Теплоэнерго» заключен договор теплоснабжения №981 и подготовлен Акт разграничения эксплуатационной ответственности по тепловой сети к объекту. Данный акт указывает на установку индивидуального теплового пункта в подвале секции <адрес>.

Таким образом, при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета, индивидуальными приборами учета.

Согласно заключению эксперта №03-028/23 от 04.09.2023г., подготовленному ООО ГСЭК «Априори» экспертом в результате проведения комплексного обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ул. <адрес> составе корпусов 1,2,3 установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, ул. <адрес> составе корпусов <адрес> технически является единым зданием так как на него разработана общая проектная документация, данное секционное здание построено в едином архитектурном стиле и имеет общую систему инженерного обеспечения. Однако, в виду большой длины и высоты исследуемый многоквартирный дом разделен на три секции, конструктивно не связанные друг с другом.

Конструкция фундамента также разделена на три независимые части ввиду ее большой длины, однако является общим основанием здания в рамках единого архитектурного комплекса.

Общая несущая стена между секциями <адрес> отсутствует, так как задание является каркасным и не имеет несущих стен, а имеет несущие каркасы.

Исследуемый многоквартирный жилой дом состоит из трех жестко не взаимосвязанных друг с другом отдельных каркасных систем, так как ввиду большой длины и высоты такое здание невозможно построить с одним взаимосвязанным каркасом.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ул. <адрес> составе корпусов <адрес> имеет общую систему теплоснабжения, отопления, водоснабжения, с одним тепловым пунктом, расположенным в подвале секции . Устройство секций индивидуальными тепловыми пунктами без проведения реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем невозможно.

Фактически для устройства в секциях , индивидуальных тепловых пунктов необходима реконструкция существующей внутридомовой и наружной инженерной системы здания, а также для монтажа нового оборудования и трубопроводов, необходимо затронуть конструктивные элементы здания, в том числе и несущие, что нецелесообразно ни экономически ни технически, ввиду того, что строительство здания многоквартирного дома в составе трех секций ( по адресу: <адрес>, ул. <адрес> завершено в полном объеме, монтаж инженерных систем здания выполнен, данные системы сданы в эксплуатацию и функционируют в штатном режиме. Индивидуальный тепловой пункт, распложенный в подвале секции рассчитан на обеспечение теплом и горячей водой всех трех секций.

Каких-либо нарушений либо несоответствий выданной проектной документации в ходе исследования не установлено.

Кроме того, в случае реконструкции существующей внутридомовой и наружной инженерной системы здания, а также монтажа нового оборудования и трубопроводов, будет ограничена подача отопления и горячего водоснабжения во все квартиры указанного многоквартирного дома, что может повлечь за собой нарушение прав третьих лиц (собственников квартир и помещений).

Для выполнения работ по реконструкции следует: - разработать комплект проектной документации на реконструкцию многоквартирного жилого дома и инженерных систем многоквартирного жилого дома в соответствии ГОСТ Р 21.101-2020 Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; - получить положительное заключение экспертизы проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; - получить разрешение на реконструкцию многоквартирного жилого дома в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; - выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектной документацией; - ввести объект в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Суд приходит к выводу, что заключение эксперта в полном объеме отвечают требованиям статьи 86 ГПК РФ, и полагает необходимым принять его при принятии решения. Оснований для несогласия с данным экспертным заключением у суда не имеется. Выводы эксперта не оспорены и не опровергнуты.

В соответствии с пунктом 3.21 ГОСТ Р 51929-2014 многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением блокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. В приложении 1 приведены основные понятия, используемые в целях настоящей Инструкции. В частности, строение - это отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения. Признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала. При отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение прибора учета один на три типа секций было согласовано на стадии проекта, и при принятии решения о вводе в эксплуатации объекта «Многоэтажный многоквартирный дом со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: <адрес>, 4», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> В связи с чем, ссылка ответчиков на те обстоятельства, что 22.05.2020г. корпус 1 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый , корпус 2 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера как отдельные строения, судом не принимается во внимание. Более того с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до октября 2022 года производился с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

Поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу должны учитывать показания таких приборов учета.

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным действия АО «Теплоэнерго» в части расчета оплаты за коммунальные ресурсы с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> суд находит законными и считает необходимым возложить на ответчика АО «Теплоэнерго» обязанность произвести перерасчет за период с октября 2022 года по настоящее время за указанную коммунальную услугу с применением показаний индивидуальных приборов учета собственников.

Часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц (часть 1 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2).

Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении АО «Теплоэнерго» объявлено предостережение от 8 апреля 2022 г. № 23221182300001858649 о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 42 (1) Правил № 354 и предписано принять меры по соблюдению обязательных требований в части приведения в соответствие порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД.

Как установлено судом, во исполнение данного предостережения АО «Теплоэнерго» стало осуществлять с октября 2022 года расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном <адрес><адрес><адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, в соответствие с пунктом 42(1) Правил № 354, то есть по нормативам потребления.

Учитывая те обстоятельства, что спорный многоквартирный дом по адресу: <адрес> состоящий из корпусов <адрес> является единым зданием, имеет общую инфраструктуру (единые инженерные системы), нет технической возможности установки прибора учета в каждой секции без реконструкции, капитального ремонта инженерных систем, прибор учета работает, введен в эксплуатацию, то показания такого прибора учета подлежат учету при расчете объема потребленной коммунальной услуги.

Таким образом, суд признает незаконным Предостережение ГЖИ КК № 23221182300001858649 от 08.04.2022г.

Согласно ст.40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Суд считает необходимым восстановить Грицай С.И. процессуальный срок на обжалование предостережения ГЖИ КК № 23221182300001858649 от 08.04.2022г., поскольку только с начала отопительного сезона 2022 года и получения квитанции от АО «Теплоэнерго» об оплате за отопление в ноябре 2022г. истец узнала о нарушении ее прав. С настоящими исковыми требованиями Грицай С.И. обратилась в суд 13.12.2022г.

Доводы третьего лица о том, что Грицай С.И. не вправе обжаловать Предостережение, поскольку оно направлено не в ее адрес, являются несостоятельными, поскольку в силу положений ст. 3 ГПК РФ любое лицо, вправе обжаловать действия должностных лиц любого юридического лица, его они затрагивают его законные права и интересы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

иск Грицай С. И. (<данные изъяты>) к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 010513986882, ОГРН 1062308033700), акционерному обществу «Теплоэнерго» (ИНН 2311144802, ОГРН 1122301002064) о признании незаконным Предостережения ГЖИ № 23221182300001858649 от 08 апреля 2022 года и действий АО «Теплоэнерго» неправомерными в части изменения способа расчета при оплате за коммунальный ресурс удовлетворить.

Восстановить Грицай С. И. процессуальный срок на обращение в суд.

Признать незаконным Предостережение ГЖИ КК № 23221182300001858649 от 08.04.2022г.

Признать незаконными действия АО «Теплоэнерго» в части изменения способа расчета при оплате за коммунальный ресурс и применения при расчете норматива.

Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по теплоснабжению в отношении МКД по ул. <адрес> в г-к Анапа за период с октября 2022г по настоящее время с учетом показаний индивидуальных приборов учета собственников.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2023 года.

Председательствующий: