2-677/2020
72RS0019-01-2020-001001-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 02 июля 2020 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе:
судьи Егорова Б.Д.
при секретаре Измаиловой А.М.
с участием истцов: ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-677
по заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации города Тобольска о признании неправомерным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и снятии семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Истцы обратились в суд с заявлением к администрации города Тобольска о признании неправомерным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и снятии семьи Шамрай с учета нуждающихся в жилых помещениях; восстановлении семьи Шамрай в списке претендентов на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ; возложении на администрацию города Тобольска обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты>
Требования мотивируют тем, что с августа 2017 года семья была включена в список претендентов на получение социальной выплаты. На момент постановки на учет семья состояла из трех человек: муж, жена и ребенок. ДД.ММ.ГГГГ родился второй ребенок, ДД.ММ.ГГГГ – третий. Об изменении состава семьи своевременно сообщали, каждый год подтверждали участие в программе.
Уведомлением Комитета по жилью от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено нахождение в списке претендентов на получение социальной выплаты, но в марте по телефону сообщили, что в получении социальной выплаты отказано, так как ФИО1 в январе 2016 года была написана дарственная об отчуждении доли в квартире, площадью 10,6 кв. м, в пользу бабушки. Однако дарственная была написана вынужденно, так как бабушка продавала квартиру, в которой было 8 собственников. Такой договор банк не пропускал, поэтому трое собственников написали дарственную в пользу бабушки. При оформлении дарственной детей у нее не было, о подпрограмме «Молодая семья» она не думала. При подаче документов на участие в программе об отчуждении доли сообщила специалисту, но он ответил, что данное обстоятельство ни на что не повлияет. В течение всего времени подтверждала очередь, но никого дарственная не интересовала.
На сегодняшний день состав семьи пять человек, на семью должно выходить 75 кв. м., но их площадь составляет 36,44 кв. м. Сейчас вновь говорят, что надо собирать документы для постановки на очередь.
Сейчас у них забронирована квартира, стоимость которой ранее составляла 4 175 000 руб., сейчас – 4 380 000 руб. В связи с отказом в социальной выплате сделка сорвалась. Чтобы приобрести запланированную площадь, надо брать ипотеку в сумме 2 460 897,32 руб. Так как им отказали в предоставлении социальной выплаты в сумме 1 247 485,68 руб., вынуждены брать ипотеку в сумме 3 340 000 руб., что на 879 102,68 руб. больше. Также для получения ипотеки необходимо внести первоначальный взнос в сумме 835 000 руб., что является существенным для семьи (л.д.л.д. 32-35).
Третье лицо – Главное управление строительство Тюменской области, представило возражения, в которых просит в удовлетворении требований отказать, так как в связи с отчуждением ФИО1 2016 году 1/8 доли, площадью 10,65 кв. м в квартире по адресу: <адрес>43, обеспеченность жилыми помещениями на дату подачи заявления в 2017 году составляла менее учетной нормы – 12,09 кв. м. С учетом подаренной доли на момент подачи заявления в собственности семьи находилось бы 15,63 кв. м, и она не была бы признана нуждающейся в жилых помещениях.
На дату подачи заявления пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ не истек, поэтому отсутствовали правовые основания для участия в целевой программе, следовательно, на основании п. 6.1.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат… администрация города Тобольска правомерно приняла решение об исключении семьи Шамрай из списков целевой программы (л.д.л.д. 76-77).
В судебном заседании истцы настаивают на требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении. ФИО1 дополнительно пояснила, что в течение трех лет никто не уведомлял, что необходимо собрать новый пакет документов и встать на очередь; в постановке на учет не отказали.
Представитель администрации города Тобольска ФИО5, действующий на основании доверенности, с требованиями не согласна, так как при постановке на учет специалист не проверил или не обратил внимание, что не прошло 5 лет с момента отчуждения доли в жилом помещении. Документы каждый год не проверяются, проверяются лишь при подаче документов и выдаче сертификата. Семья была поставлена на учет с нарушением законодательства, поэтому в выдаче сертификата отказано, так как с учетом дарственной площадь на каждого человека при постановке меньше учетной нормы, поэтому поставили на учет.
Представитель ГУС ТО в суд не явился, извещен.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск, не подлежащим удовлетворению.
На основании п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 51, частям 2, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Норма предоставления жилого помещения, а также учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО2 и ФИО (после заключения брака «Шамрай») В.И. (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления ФИО1 и ФИО2 в соответствии с п.п. 2.1-2.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п подано заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы молодой семьич в составе трех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.л.д. 36-37).
В 2018 году ФИО1 поданы заявления о подтверждении согласия семьи на участие в подпрограмме с указанием членов семьи, включая родившихся ДД.ММ.ГГГГ сына А. и ДД.ММ.ГГГГ сына М. (л.д.л.д. 9-10, 38-39).
Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на момент подачи заявления ФИО1 принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> 43, общей площадью 67,2 кв. м, то есть 16,8 кв. м; ФИО2 – 3/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> 62, общей площадью 51,9 кв. м, то есть 19,46 кв. м. (л.д.л.д. 42-45).
Таким образом, на дату подачи заявления на каждого из трех членов семьи приходилось 12,09 кв.м (16,8+19,46)/3, тогда как решением Тобольской городской Думы от 27.09.2005 N 91 (ред. от 23.12.2014) установлена учетная норма площади жилого помещения 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, поэтому семья была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список претендентов на получение социальной выплаты (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено уведомление о включение в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год за номером 100 (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений администрации города Тобольска вынесено уведомление об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с отчуждением ФИО1 в 2016 году 1/8 доли жилого помещения общей площадью 85,2 кв. м (л.д. 14).
На основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 1.5.3 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком совершили действия, в результате которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, включаются в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий в случае соответствия требованиям, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка.
Пунктом 6.4.1 названного Порядка предусмотрено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, а также в случае несоответствия жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Порядка, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы, реализация которого осуществляется либо планируется (если свидетельство не выдано).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор дарения, по условиям которого ФИО1 подарила ФИО4 принадлежащую ей на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ 1/8 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> 64, общей площадью 85,2 кв. м; государственная регистрация права прекращена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.л.д. 19-20, 43).
С учетом подаренной доли, площадью 10,65 кв. м на момент подачи заявления обеспеченность семьи Шамрай составила бы 15,63 кв. м на каждого члена семьи (16,8+10,65+19,46)/3, соответственно, семья не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список претендентов на получение социальной выплаты.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд считает, что в ходе судебного разбирательства доказано умышленной отчуждение ФИО1 доли жилого помещения, в результате которого семья была признана нуждающейся в жилых помещениях и претендует на обеспечение другим жилым помещением за счет органов государственной власти и местного самоуправления.
То обстоятельство, что ФИО1 распорядилась долей жилого помещения до подачи заявления на участие в подпрограмме «Молодая семья» и не могла предполагать, что будет обращаться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имеет правового значения.
На момент отчуждения доли брак был зарегистрирован, поэтому семья уже имела право на подачу заявления для участия в подпрограмме.
Доводы о вынужденности отчуждения доли суд не может принять, так как в связи с необходимостью по требованию банка исключения из договора купли-продажи трех собственников, заявление об отчуждении доли мог написать и другой собственник.
Принятие семьи Шамрай на учет нуждающихся в жилье с целью предоставления социальной выплаты в июле 2017 года, учитывая пятилетний период со дня отчуждения доли квартиры, является неправомерным, соответственно, права на получение социальной выплаты они не имеют, основания для восстановлении семьи в списке претендентов, отказ в выдаче свидетельства сделан на основании действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске ФИО1, ФИО2 к администрации города Тобольска о признании неправомерным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и снятии семьи Шамрай с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении семьи Шамрай в списке претендентов на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на администрацию города Тобольска обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> отказать.
Мотивированное решение составлено 09.07.2020 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Б.Д. Егоров