ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-677 от 04.03.2011 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

                                                                                    Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-677/2011 

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Йошкар-Ола 04 марта 2011 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смоленцевой Р.Т.

при секретаре Васениной В.Г.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле ФИО2, действующей на основании доверенности № от 24 декабря 2010 г. сроком по 31 декабря 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в  о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле № от 19 января 2010 года истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемого специального стажа педагогической деятельности 25 лет. При этом из специального стажа, в числе прочих, были исключены следующие периоды ее работы: с 21 февраля 1994 года по 31 марта 1994 года, с 09 апреля 1994 года по 14 апреля 1994 года, с 01 мая 1994 года по 03 мая 1994 года, с 01 июля 1994 года по 07 августа 1997 года, с 08 августа 1997 года по 31 августа 1997 года, с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года, с 03 апреля 2006 года по 31 августа 2006 года – в должности педагога-психолога ясли-сада №, так как должность и учреждение не соответствуют Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. По расчетам ответчика, специальный стаж ФИО1 на момент обращения с заявлением о назначении пенсии – 01 декабря 2009 года – составил 13 лет 5 месяцев 22 дня (л.д. 7).

Не согласившись с решением ответчика, ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать вышеуказанное решение незаконным, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы с 21 февраля 1994 года по 31 марта 1994 года, с 09 апреля 1994 года по 14 апреля 1994 года, с 01 мая 1994 года по 03 мая 1994 года, с 01 июля 1994 года по 07 августа 1997 года, с 08 августа 1997 года по 31 августа 1997 года, с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года, с 03 апреля 2006 года по 31 августа 2006 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01 декабря 2009 года. В обоснование иска указала, что в спорные периоды работала в МДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида г. Йошкар-Олы «» над реализацией образовательной программы, обеспечивающей, в том числе, коррекцию развития дошкольников, поскольку в указанном учреждении находились дети с различными отклонениями в развитии. Считает решение ответчика об отказе в назначении пенсии нарушающим ее права по сравнению с педагогами-психологами в коррекционных образовательных учреждениях, поскольку в своей деятельности руководствовалась единой для всех образовательных учреждений должностной инструкцией педагога-психолога. Также указывает, что ее педагогическая деятельность непосредственно с детьми осуществлялась на общих групповых развивающих занятиях, включенных в единое расписание занятий детского сада; она проводила индивидуальные коррекционные занятия с детьми с проблемами в развитии по коррекционным программам.

Впоследствии истец ФИО1 уточнила исковые требования, просила исключить из исковых требований период ее работы с 03 апреля 2006 года по 31 августа 2006 года.

В судебном заседании истец ФИО1, уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила аналогично доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы отказного пенсионного дела, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.27.1.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001г., лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также соответствующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 года №869-О-О).

Пункт 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст.27.1.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает зачет в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, работу в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду в ряде образовательных учреждений: для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания (п. 1.3, 1.5, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка).

Из трудовой книжки истицы следует, что с 21 февраля 1994 года по 31 марта 2006 года она работала в должности педагога-психолога ясли-сада № общеразвивающего вида г. Йошкар-Олы «» (л.д. 12-13).

Типовое штатное расписание МДОУ «Детский сад №», а также фактическое штатное расписание включали должность педагога-психолога в указанном образовательном учреждении (л.д. 54-57).

По лицевым счетам и тарификационным спискам за спорный период истица значится как «педагог-психолог», оплата труда ФИО1 производилась по указанной должности с учетом педагогической нагрузки (л.д. 59).

Из представленной истицей справки (л.д. 52) следует, что в период работы педагогом-психологом в МДОУ № «» с 1994 г. по 2006 г. она вела групповые занятия с детьми, которые были включены в единое расписание занятий детского сада, а также индивидуальные коррекционные занятия с детьми по коррекционно-развивающим программам.

Полагая, что в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, должна засчитываться ее работа в должности педагога-психолога, ФИО1 ссылается на разработанные ею перспективно-тематические планы, перспективно-поэтапный творческий план, индивидуальный план развития ребенка группы риска, а также на журнал записи детей на ПМПк (психолого-педагогический консилиум) МДОУ д/с №, рабочий журнал психолога, иные документы (л.д. 16-66, 114-126).

Представленные документы подтверждают, что истица выполняла работу в должности педагога-психолога, однако не являются доказательством ее работы в учреждении, соответствующем п. 1.3, 1.5, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно пунктам 2.3, 5.5 Устава МДОУ «Детский сад №» (общеразвивающего вида) «», одной из основных задач Учреждения, в числе прочих, является обеспечение психологического благополучия и медицинского восстановления здоровья детей, которое осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (л.д. 74, 79). Из содержания Устава не усматривается наличие групп компенсирующей направленности для квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, а также наличие программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Из вышеназванных доказательств суд приходит к выводу, что в спорный период истица работала в должности педагога-психолога в детском дошкольном учреждении общеразвивающего вида, включение в специальный стаж работы в должности педагога-психолога в таком учреждении действующим пенсионным законодательство не предусмотрено. Также ранее действовавшее пенсионное законодательство – Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 и Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 не предусматривали включение в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

Доводы истицы о том, что в спорный период в детском саду часть детей имела проблемы в развитии речи, психики и т.д., которые после консультаций психолого-педагогического консилиума направлялись в специальные коррекционные детские учреждения, не имеют юридического значения, поскольку данное обстоятельство не изменяет вид детского образовательного учреждения. Кроме того, из учредительных документов МДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида г. Йошкар-Олы «» однозначно следует, что данное учреждение не относится к учреждениям, перечисленным в п. 1.3, 1.5, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Поскольку специальный стаж истицы на дату обращения за назначением пенсии – 01 декабря 2009 года – составил 13 лет 5 мес. 22 дня, т.е. менее 25 лет, следовательно, решение ответчика об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании права на досрочную трудовую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Р.Т. Смоленцева

Мотивированное решение составлено 09 марта 2011 года.