ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6771/2013 от 20.11.2013 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-6771/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Соколовой Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 20 ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ, ОАО Сыктывкарский ликеро – водочный завод об обязании оборудовать вход пандусами и поручнями с учетом требований СП 59.13330.2010 СНИП 35-01-2001,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском к ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ об обязании оборудовать вход пандусами и поручнями с учетом требований СП 59.13330.2010 СНИП 35-01-2001.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен собственник помещения ОАО Сыктывкарский ликеро – водочный завод.

В судебном заседании истец отсутствует, извещен надлежащим образом, его представитель требования поддерживает.

Ответчик ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ участия в деле не принимает, извещен надлежащим образом, представитель ОАО Сыктывкарский ликеро – водочный завод с иском не согласилась, указывая, что отсутствует техническая возможность оборудовать вход в магазин пандусами согласно требований СНИП, необходимо получить согласие собственников помещений в многоквартирном жилом доме, не устройство пандуса не нарушает права истца, поскольку он проживает в другом районе города. Кроме того обратила внимание суда, что ОАО СЛВЗ не оказывает услуги населению и не обязан обеспечивать доступ.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 1 марта 2012 года между ОАО СЛВЗ и ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ заключен договор аренды недвижимого имущества – магазина - по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., в соответствии с которым арендодатель – собственник нежилого помещения ОАО СЛВЗ сдает помещение для использования его в качестве продовольственного магазина. Срок аренды определен по 31 декабря 2021 года.

По условиям договора аренды, производство капитального ремонта осуществляется за счет арендодателя, арендатор за счет собственных средств должен производить текущий и косметический ремонт, в соответствии с п. 2.2.7 договора капитальные ремонтные работы могут производиться арендатором по согласованию с арендодателем.

ФИО1 обратился с иском о несоблюдении законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры.

По делу была назначена судебная строительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ... А.Я., согласно выводам которой вход в здание магазина   не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Имеется техническая возможность оборудовать данный вход без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

По заключению эксперта, пандус не является объектом капитального строительства, является сооружением вспомогательного назначения. Согласия собственников на устройство пандуса не требуется, поскольку оно не затрагивает общедолевое имущество дома и не приводит к его уменьшению.

Как указано в экспертном заключении, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует выполнить следующее: оборудовать вход сплошным пандусом от тротуара до крыльца входа в магазин, оборудовать пандус поручнями с двух сторон, расширить площадку перед входом в магазин до ширины 2,2 м, расширить существующий проем входа в магазин с шириной в чистоте 1,2 м.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из пунктов 1.1, 1.2 договора аренды следует, что арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование имущество для использования в качестве продовольственного магазина.

Целевое назначение помещения определено в качестве объекта социальной инфраструктуры, таким образом, обязанность по оборудованию помещения средствами подъема должна быть возложена на арендатора.

Разрешая заявленные требования по существу, суд, оценив доводы и возражения сторон, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что действия арендатора ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ приводят к нарушению конституционных прав и свобод граждан, в связи с чем исковые требования к ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО СЛВЗ является собственником помещения магазина по адресу: ул. ... г. Сыктывкара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ** ** ** года.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 210 ГК РФ, возлагающей на собственника бремя содержания имущества, на собственнике помещения ОАО СЛВЗ также лежит обязанность по оборудованию входа в помещение магазина пандусами беспрепятственного доступа в него инвалидов.

Помещение по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., не соответствует требованиям СНиП. Заключая договор аренды, стороны установили целевое использование помещения только для организации предприятия торговли, арендодатель передал арендатору такое помещение, а арендатор принял помещение, в котором при целевом использовании нарушаются права инвалидов на доступность объекта инфраструктуры.

Таким образом, обязанность по оборудованию здания средствами подъема следует возложить как на собственника помещений, так и на арендатора.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины.

Поскольку заявленные исковые требования удовлетворены, взысканию с ответчиков подлежит в соответствии с приведенными выше частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере ... рублей, с каждого по ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 – удовлетворить.

Обязать ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ, ОАО Сыктывкарский ликеро – водочный завод создать условия для беспрепятственного доступа в помещение магазина  , расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., оборудовать вход пандусами и поручнями с учетом требований СП 59.13330.2010 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно оборудовать вход сплошным пандусом от тротуара до крыльца входа в магазин, оборудовать пандус поручнями с двух сторон, расширить площадку перед входом в магазин до ширины 2,2 м, расширить существующий проем входа в магазин с шириной в чистоте 1,2 м.

Взыскать с ЗАО Фирменные магазины СЛВЗ, ОАО Сыктывкарский ликеро – водочный завод госпошлину в доход местного бюджета по ... руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Н. Маркова