ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6779 от 09.11.2011 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

                                                                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

                        Гражданское дело № 2 –6779/2011

_

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2011 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Домановой И.В.,

при секретаре Калашниковой А.Л.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Сахалинской области Есетова А.К.,

представителя ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» Федоренко И.А, действующей на основании доверенности от 4 мая 2011 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора Коба С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сахалинской области к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» о признании приказа и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова С.М. от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба СВ.» незаконным, о возложении обязанности на начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» либо лицо исполняющего его обязанности, отменить приказ и.о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.»,

УСТАНОВИЛ:

(резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2011 года, мотивированное решение составлено 14 ноября 2011 года)

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью(далее по тексту ДАГУН) Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» о признании незаконным приказа и..о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» Буренкова С.М. от 11 апреля 2011 года № 120 «О переводе Коба С.В.», о возложении обязанности отменить приказ и..о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» от 11 апреля 2011 года № 120 «О переводе Коба С.В.». Исковые требования обоснованы следующим: «04 марта 2011 года приказом и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова С.М. № 69-к на должность ведущего специалиста 1 разряда отдела дизайна оформления городского пространства ДАГУН г. Южно-Сахалинска назначен Коба С.В. Приказом начальника ДАГУН Буренкова С.М. от 11 апреля 2011 года № 120 –к Коба С.В. переведен с должности ведущего специалиста 1 разряда отдела дизайна оформления городского пространства ДАГУН на должность начальник отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН. Данный приказ является незаконным. В соответствии с п/п. «а» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»- противодействие коррупции это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции ( профилактика коррупции). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, предоставляемых указанными гражданами. В соответствии положениям ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон № 25-ФЗ) установлено, что для замещения должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом ч.2 ст.9 Закона № 25-ФЗ предусматривает, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» (далее - Закон № 78-ЗО) гражданам, претендующим на замещение главных должностей муниципальной службы устанавливаются типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: высшее профессиональное образование, не менее четырех лет стажа муниципальной службы 1 или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности. Согласно ч.2 ст.3 Закона № 78-ЗО, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются правовым актом органа местного самоуправления с учетом задач и функций этих органов и включаются в должностной регламент муниципального служащего. Аналогичные требования изложены в Квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в администрации г.Южно-Сахалинска (далее- Квалификационные требования), утвержденных постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 21.10.2010 №1975 «О правовом регулировании муниципальной службы в администрации г. Южно-Сахалинска». Так, в соответствии с п.2.2. раздела 2 Квалификационных требований, для главной Должности муниципальной службы основными квалификационными требованиями являются, наличие высшего профессионального образования, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности. Пунктом п.2.5 раздела 2 Квалификационных требований предусмотрено, что специальные профессиональные знания подтверждаются документом государственного образца о соответствующем профессиональном образовании по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности структурного подразделения или отдельного специалиста, либо документом государственного образца о профессиональной переподготовке по направлениям (специальностям) профессионального образования, соответствующим направлениям деятельности структурного подразделения или отдельного специалиста. Согласно Реестра муниципальной службы администрации г.Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 21.10.2010 №1975 «О правовом регулировании муниципальной службы в администрации г. Южно-Сахалинска», к главной должности муниципальной службы относятся должности -начальник отдела; начальник отдела в составе комитета, департамента, управления. Согласно должностной инструкции начальника отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН г.Южно-Сахалинска, утвержденной приказом начальника ДАГУН №16-п от 03.05.2011, начальник отдела обязан: знать и руководствоваться в своей работе Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», осуществлять руководство всей работой отдела дизайна и оформления городского пространства, обеспечивать выполнение задач, возложенных на отдел Положением об отделе дизайна и оформления городского пространства, участвовать в рассмотрении архитектурно-художественных и цветовых решений фасадов зданий и сооружений, цветовых разверток улиц, - участвовать в разработке схем озеленения территории города, размещения малых архитектурных форм, рекламных конструкций, вертикального озеленения, праздничного освещения, участвовать в подготовке предложений по ночному освещению города, концепции освещения, участвовать в подготовке и выдаче технического задания по архитектурно-художественному оформлению города. Установлено, что Коба СВ. имеет два высших образования, окончил в 2000 году Сахалинский государственный университет, квалификация «Учитель физики» по специальности «Физика», а также в 2010 году Дальневосточный юридический институт МВД Рф5 квалификация «Юрист» по специальности «Юриспруденция». При таких данных имеющиеся высшие образования по квалификациям «Учитель физики» и «Юрист» не соответствуют направлениям деятельности отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН, поскольку не относятся к профессиональному образованию в сфере дизайна, рекламы, архитектуры и строительства. Кроме того, стаж работы Кобы СВ. на 21.02.2011 по специальности «Физика» составлял 4 года 2 месяца, стаж в должности директора ООО «Сахалинская рекламная компания» составлял 2 года 9 месяцев, стажа работы по специальности «Юрист» и муниципальной (государственной) службы не имел, что подтверждается документами, имеющимися в личном деле муниципального служащего Кобы СВ., в том числе служебной запиской ведущего специалиста 1 разряда по кадровой работе юридического отдела Крамаренко В.Г. от 21.02.2011. При этом пункт 2 ч.1 ст.3 Закона 78-ЗО, и по содержанию, и по форме связывает понятие "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы, с наличием высшего профессионального образования по данной специальности. Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в российской Федерации" (далее - Закон № 25-ФЗ) предусмотрено, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Абзацем 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.1 ст.6 Закона № 25-ФЗ должность муниципальной службы -должность в органе местного самоуправления, которая образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления или лица, замещающего муниципальную должность. Согласно ст.4 указанного Закона муниципальная служба основана, в том числе, на принципе профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Особенности статуса муниципальных служащих заключаются и в осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми может наделяться орган местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции РФ. Таким образом, местное самоуправление обеспечивается институтом муниципальной службы, от профессионализма и компетентности которой зависит обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования (решение вопросов местного значения), уровень развития экономики и правовой стабильности на территории муниципального образования. Следовательно, отношения, возникающие между органом местного самоуправления муниципальным служащим, затрагивают интересы муниципального образования, а также неопределенного круга его жителей, на которых распространяется деятельность органов местного самоуправления данного муниципального образования. Кроме того, статьей 4 Закона № 25-ФЗ, также регламентирован принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Таким образом, перевод и назначение Кобы СВ. на главную должность муниципальной службы - начальника отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН г.Южно-Сахалинска, при отсутствии высшего профессионального образования, соответствующего направлениям деятельности руководимого им отдела, отсутствия необходимого стажа муниципальной (государственной) службы и стажа Работы по специальности для назначения на указанную должность муниципальной службы, то есть не соответствующего квалификационным требованиям не соответствует действующему законодательству, противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, а также затрагивает интересы неопределенного круга лиц., которые могли бы претендовать на данную должность, поскольку соответствуют предъявленным к ней требованиям, тогда как в виду трудовой деятельности гражданина, незаконно занимающего должность, не имеют такой возможности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.45, 131-132 ГПК Российской Федерации, прокурор Сахалинской области просит суд признать приказ и.о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова СМ. от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба СВ.» незаконным. Обязать начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» либо лицо исполняющего его обязанности, отменить приказ и.о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.».

В судебном заседании прокурор Есетов А.К. заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Федоренко И.А. в судебном заседании исковые требования не признает в полном объеме, представила письменные возражения о том, что «В основание иска со ссылками на ФЗ «О противодействии коррупции» прокурором указано, что имеющиеся у Коба С.В. два высших образования по квалификациям «учитель физики» и «юрист» не соответствуют направлениям деятельности отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН, поскольку не относятся к профессиональному образованию в сфере дизайна, рекламы, архитектуры и строительства. Кроме этого, стаж работы по специальности не позволяет занимать должность начальника отдела. Изучив доводы искового заявления, ДАГУН города Южно-Сахалинска считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего. Положения части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 26, 27 и 35) не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Однако в исковом заявлении прокурором не указано, на основании какого обращения граждан или гражданина проводилась проверка и ее результаты явились основанием для обращения в суд с настоящим иском. Часть первая статьи 45 ГПК Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в установленных названной статьей случаях. Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов городского округа и неопределенного круга лиц. Между тем, как видно из материалов дела, в заявлении прокурора не указано: 1) в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц, в защиту которого он обратился. Прокурор, полагая, что местное самоуправление обеспечивается институтом муниципальной службы, от профессионализма и компетентности которой зависит обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования (решение вопросов местного значения), уровень развития экономики и правовой стабильности на территории муниципального образования, вместе с тем не указывает, в чем же заключается непрофессионализм и некомпетентность Коба СВ., которые повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц. Вместе с тем, непрофессионализм и некомпетентность муниципального служащего могут быт установлены только по результатам аттестации, которая в отношении Коба СВ. не проводилась, следовательно, неправомерно прокурором в исковом заявлении сделана ссылка на данные обстоятельства. 2) какое право неопределенного круга лиц нарушено. Прокурор со ссылкой на статью 4 Закона № 25-ФЗ указывает на принцип равного доступа граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Однако, не установлено ни одного нарушения вышеуказанного принципа, каких-либо нарушений прав граждан на доступ к муниципальной службе не имеется. 3) не указан закон, предусматривающий избранный прокурором способ защиты интересов неопределенного круга лиц. На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Исковое заявление не содержит в себе ссылок на нормы трудового законодательства, в соответствии с которыми подлежат удовлетворению заявленные требования. Выбор определенного способа защиты должен преследовать цель не только защиты, но и восстановления нарушенного права. Избрание способа защиты, не влекущего восстановления нарушенных прав, является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора. Принимая во внимание, что фактически прокурором не указано, какие права нарушены и чьи права подлежат восстановлению, поскольку фактически вопрос подлежит рассмотрению в отношении конкретного муниципального служащего -Коба СВ., следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. При удовлетворении исковых требований по делу, возникшему из трудовых правоотношений, решением суда определяются способы защиты трудовых прав истца (в рассматриваемом случае неопределенного круга лиц), предусмотренные законом, в частности: признание нарушенного или оспариваемого права истца; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий ответчика, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению ответчиком обязанности в натуре. Вынесение судом решения в пользу истца означает возложение на ответчика гражданско-правовой ответственности, заключающейся в обязательном исполнении ответчиком действий по реализации способов защиты прав истца, которые постановлены в решении суда. Надлежащее исполнение решения суда, т.е. понесение ответчиком гражданско-правовой ответственности, возложенной на него решением суда, обеспечивается в порядке исполнительного производства. Требуя в судебном порядке обязать начальника ДАГУН города Южно-Сахалинска отменить приказ от 11.04.2011 года № 120 «О переводе Коба СВ.», прокурор вместе с тем не учитывает, что ранее занимаемая Коба СВ. должность занята другим работником, повлечет нарушение трудовых прав Манакиной Ю.С и Рахимова И. Р. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, (ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N197-ФЗ). Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципального служащего, регулируются ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Согласно частям 1 и 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. 04.03.2011 года Коба СВ. принят на работу в Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска на должность ведущего специалиста 1 разряда в отдел дизайна и оформления городского пространства. С Коба СВ. заключен трудовой договор №5/11. 11.04.2011 года Коба СВ. приказом № 120-к переведен на должность начальника этого же отдела. Соответствующие изменения внесены в трудовой договор. Согласно реестру должностей муниципальной службы в Сахалинской области должность начальника отдела относится к главной должности муниципальной службы. В соответствии со ст. 3 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 N 78-30 "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области" для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: - главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности. В администрацию города Южно-Сахалинска поступило представление прокуратуры Сахалинской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы от 28.08.2011 г. № 86-10-2011. По данному представлению проведена проверка и распоряжением администрации города в отношении руководителя Департамента применено дисциплинарное взыскание. Должностной инструкцией начальника отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН города Южно-Сахалинска, утвержденная Приказом и.о. начальника Департамента от 13.05.2011 г. № 16-к, установлено, что начальник отдела должен иметь высшее профессиональное образование, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности, уровень знаний и умение выполнять должностные обязанности, использовать в служебной деятельности должностные полномочия, необходимые для замещения муниципальной должности; степень умения применять технические средства, оргтехнику, другие прогрессивные методы работы, повышающие оперативность и качество выполнения должностных обязанностей. В соответствии с п. 12 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации города от 21.10.2010 г. № 1975, квалификационные требования, предъявляемые к должностям муниципальной службы, являются основанием при оценке служебной деятельности муниципального служащего в период проведения его аттестации; при определении кандидата на замещение вакантной должности муниципальной служб; при отборе кандидатур для занесения в резерв кадров муниципальных служащих. Как указано в иске, прокурор считает, что высшее образование по квалификации «учитель физики» и «юрист» не соответствуют направлениям деятельности отдела дизайна и оформления городского пространства, поскольку не относятся к профессиональному образованию в сфере дизайна, рекламы, архитектуры и строительства. Однако, прокурором не представлено документов, устанавливающих, что при переводе Коба СВ. на должность начальника отдела его квалификационные требования должны соответствовать вышеуказанным критериям. Напротив, муниципальные акты не содержат такого обязательства. Понятие «высшее профессиональное образование» дано в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и оно не отождествляется в соответствии со спецификой деятельности того либо иного подразделения (отдела), как в данном случае отдела дизайна и оформления городского пространства. Следовательно, доводы прокурора о том, что на должности начальника отдела дизайна....должен быть муниципальный служащий с уровнем образования в области дизайна, рекламы, архитектуры и строительства безоснователен и нормативно не подтвержден. В силу положений ч. 1 ст. 394 Трудового кодекса РФ признание увольнения или перевода на другую работу незаконными влечет необходимость восстановления работника на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. В случае невозможности предоставить Коба СВ. прежнюю работу по должности ведущего специалиста 1 разряда увольнение муниципального служащего может быть осуществлено только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, и в рамках установленной им процедуры увольнения. Возможность предоставления Коба СВ. прежней должности - ведущего специалиста 1 разряда отдела дизайна отсутствует по причине занятости ее другим специалистом. Иных должностей ведущего специалиста в Департаменте также не имеется. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в частности, в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового Кодекса порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Проведение аттестации на муниципальной службе призвано способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления, повышению квалификации муниципальных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности. Таким образом, недостаточная квалификация работника как причина его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе определяется не произвольно, а только по результатам аттестации. Также лица, не имеющие стажа работы, установленного требованиями к их квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности. Данное положение предусмотрено Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.07.98 № 37. На основании вышеизложенного, Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска просит суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором Сахалинской области требований в полном объеме.

Третье лицо Коба С.В. в судебном заседании находит заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в представленных ответчиком возражениях.

Третье лицо Рахимов И.А. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно извещен.

Третье лицо Манакина Ю.С. в судебное заседание не явилась представила телефонограмму о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее представила заявление о несогласии с требованиями прокурора.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматриваемыми в рамках данного дела исковыми требованиями являются требования прокурора Сахалинской области к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» о признании незаконным приказа и..о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» Буренкова С.М. от 11 апреля 2011 года № 120 «О переводе Коба С.В.», о возложении обязанности отменить приказ и..о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «город Южно Сахалинск» от 11 апреля 2011 года № 120 «О переводе Коба С.В.»

Материалами дела в судебном заседании установлено, что оспариваемым приказом и.о. начальника ДАГУН произведен перевод Коба С.В. на должность начальника отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН, в соответствии с указанным приказом внесены изменения в трудовой договор, о том, что Коба С.В. переведен на указанную должность с 11 апреля 2011 года на неопределенный срок, с установлением должностного оклада, надбавок за выслугу лет на муниципальной службе, за особые условия муниципальной службы, ежемесячных поощрений и материальной помощи, премий в соответствии с Положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации г. Южно-Сахалинск ( л.д.10,12).

Согласно должностной инструкции начальника отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН г. Южно-Сахалинск следует, что Начальник указанного отдела назначается на должность приказом начальника ДАГУН по представлению заместителя начальника ДАГУН, начальник указанного отдела должен знать и руководствоваться в своей работе Конституцией РФ, Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом «О рекламе», действующим законодательством и нормативными правовыми актами РФ и Сахалинской области, Уставом ГО «Город Южно- Сахалинск» и иной градостроительной документацией, Правилами землепользования и застройки г. Южно-Сахалинск, порядком прохождения служебных документов, порядком работы с документами, содержащими служебную и государственную тайну, правилами внутреннего трудового распорядка. Должность начальника отдела относится к главной должности муниципальной службы. Начальник отдела должен иметь высшее профессиональное образование, не менее 4 лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы ( государственной службы иных видов) либо не менее 5 лет стажа работы по специальности; уровень знаний и умение выполнять должностные обязанности, использовать в служебной деятельности должностные полномочия, необходимые для замещений муниципальной должности; степень умения применять технические средства, оргтехнику, другие прогрессивные методы работы, повышающие оперативность и качество выполнения должностных обязанностей ( л.д. 13-14).

Согласно ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно п.2 ч.1, ч. 2 ст.3 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» гражданам, претендующим на замещение главных должностей муниципальной службы устанавливаются типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: высшее профессиональное образование, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются правовым актом органа местного самоуправления с учетом задач и функций этих органов и включаются в должностной регламент муниципального служащего.

Согласно п.2.2,2.5. раздела 2 «Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации г.Южно-Сахалинска» (утв. постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 21.10.2010 №1975 «О правовом регулировании муниципальной службы в администрации г. Южно-Сахалинска для главной должности муниципальной службы основными квалификационными требованиями являются, наличие высшего профессионального образования, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее пяти лет стажа работы по специальности. Специальные профессиональные знания подтверждаются документом государственного образца о соответствующем профессиональном образовании по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности структурного подразделения или отдельного специалиста, либо документом государственного образца о профессиональной переподготовке по направлениям (специальностям) профессионального образования, соответствующим направлениям деятельности структурного подразделения или отдельного специалиста.

Согласно Реестра муниципальной службы администрации г.Южно-Сахалинска, (утв. Постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 21.10.2010 №1975 «О правовом регулировании муниципальной службы в администрации г. Южно-Сахалинска») к главной должности муниципальной службы относится должность начальник отдела в составе департамента.

Согласно диплома от 10 июня 2010 года и диплома от 29 мая 2000 года следует, что Коба С.В. имеет высшее образования соответственно по специальности «Юриспруденция», высшее педагогическое образование по специальности «Физика» (л.д.16, 17). Согласно трудовой книжки Коба С.В. следует, что в период после получения высшего образования Коба С.В. работал в период с 5 сентября 2000 года по 10 сентября 2002 года, с 15 ноября 2002 года по 10 января 2005 года- учителем физики, с 1 февраля 2005 года по 7 апреля 2006 года- Управляющим отдела по работе с клиентами ООО «Компания Октел», с10 апреля 2006 года по 28 апреля 2008 года – начальником производственно- хозяйственного отдела Сахалинской областной филармонии, с 29 апреля 2008 года по 21 февраля 2011 года директором ООО «Сахалинская рекламная компания» с 4 марта до 11 апреля 2011 года- ведущим специалистом 1 разряда в отдел дизайна и оформления городского пространства ( ведущая должность муниципальной службы) ДАГУН Администрации г. Южно-Сахалинск, 11 апреля 2011 года переведен на должность начальника отдела дизайна и оформления городского пространства (главная должность муниципальной службы). Таким образом в судебном заседании установлено, что на момент оспариваемого перевода Коба С. В. имел стаж работы по педагогической специальности- 4 года 2 месяца, стаж муниципальной, государственной службы составлял 2 года 18 дней. Кроме того суду не представлено каких либо доказательств наличия у Коба С.В. специального образования соответствующего направлениям деятельности Отдела дизайна и оформления городского пространства ДАГУН. Доводы представителя ответчика о том, что лица не имеющие стажа работы, установленного требованиями к их квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии, судом не принимаются поскольку каких либо доказательств, того, что с учетом указанных показателей Коба С.В. переведен на данную должность по рекомендации аттестационной комиссии, суду не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено. При таких обстоятельствах -размер стажа муниципальной службы, отсутствие специального образования соответствующего направлениям деятельности Отдела ДАГУН- суд принимает доводы прокурора о несоответствии Коба С.В. требованиям указанных выше норм действующего законодательства.

Согласно п.п. «а» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»- противодействие коррупции это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции ( профилактика коррупции). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, предоставляемых указанными гражданами.

Представителем ответчика не оспаривается и материалами дела в судебном заседании установлено, что в связи с нарушением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции к и.о. начальника ДАГУН г. Южно-Сахалинска Буренкову С.М. в связи с изданием оспариваемого приказа применена мера дисциплинарного взыскания в виде замечания ( л.д. 25-28,29-32,33).При таких обстоятельствах суд принимает доводы прокурора о нарушении оспариваемым действием ( издание указанного приказа о переводе Коба С.В. на указанную должность) требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Кроме того суд принимает доводы прокурора о нарушении оспариваемым приказом прав иных лиц, поскольку каких либо достаточных доказательств вынужденности оспариваемого перевода Коба С.В. в связи с отсутствием иных лиц соответствующих требованиям предъявляемым к лицам претендующим на замещение указанной должности, суду не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено.

При таких обстоятельствах требование прокурора о признании приказа и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова С.М. от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба СВ.» незаконным- основано на указанных выше нормах действующего законодательства, обоснованно и потому подлежит удовлетворению.

Вместе с тем требование прокурора о возложении обязанности отменить оспариваемый приказ, суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Признание, вступившим в законную силу судебным решением, указанного приказа незаконным влечет утрату им юридической силы и последствий в связи с его применением. Кроме того возложение обязанности отменить указанный приказ суд находит вмешательством в деятельность указанного орган исполнительной власти МО, что не предусмотрено действующим законодательством, поскольку ответчик вправе по своему усмотрению, устранить нарушение норм действующего законодательства. Таким образом данное требование суд находит не обосновано заявленным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сахалинской области к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» о признании приказа и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова С.М. от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.» незаконным, о возложении обязанности на начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» либо лицо исполняющего его обязанности, отменить приказ и.о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.»-удовлетворить частично.

Приказ и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Буренкова С.М. от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.» -признать незаконным, обязав Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» устранить допущенное нарушение закона.

В удовлетворении искового требования прокурора Сахалинской области к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации МО ГО «Город Южно Сахалинск» о возложении обязанности на начальника Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск», либо лицо исполняющего его обязанности, отменить приказ и.о. начальника департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск» от 11.04.2011 года № 120-к «О переводе Коба С.В.»-отказать.

С мотивированным решением лица участвующие в деле могут ознакомиться после 14 часов 14 ноября 2011 года в кабинете № 222 Южно-Сахалинского городского суда.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в десятидневный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.В. Доманова