ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-677/20 от 23.11.2020 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2- 677/20

УИД № 75RS0031-01-2010-001035-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П. Ясногорск 23 ноября 2020 г.

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Радченко В.М.

при секретаре Каменскас А.А.

с участием помощника прокурора Оловяннинской районной прокуратуры Плотниковой В.А., представителя ответчика администрации ГП « Ясногорское» по доверенности Дементьевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Ясногорское» о признании промливневой канализации бесхозяйной, понуждении к исполнению обязанности, суд

У с т а н о в и л:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование требований указал, что прокуратурой района по обращению генерального директора АО «Коммунальник» П. проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения «Ясногорское» законодательства о защите от чрезвычайных ситуаций. При организации обслуживания и текущей эксплуатации инженерных сетей выявлены участки бесхозяйных сетей промливневой канализации протяженностью 1 317,29 метров. Указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и иных сведений. Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации промливневой канализации.

Обязанность по осуществлению мер безопасности по отношению к бесхозяйным объектам на местные администрации возложена подпунктом 8 пункта 1 ст. 14 Федерального закона ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района. В силу п.п. 4.2. и 4.3, ч. 1 ст. 17 Закона № 131, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» В пп.4 п.1 ст. 8 Устава городского поселения «Ясногорское» муниципального района «Оловяннинский район», принятого решением Совета городского поселения «Оловяннинское» от 27.03.2018 г. за № 1001 также закреплена обязанность органов местного самоуправления по организации в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Выявленные бесхозяйные участки сетей промливневой канализации накладывают ограничения связанные с организацией работ по актуализации разработанной «Схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Ясногорское». Администрацией городского поселения «Ясногорское» не принимается должных мер, направленных на осуществление действий по принятию на учет бесхозного имущества, что в свою очередь может привести к серьезным негативным последствиям с риском угрозы здоровью и жизни населения, так как на сегодняшний день техническое состояние промливневой канализации является критичным, возможно возникновение аварийных ситуаций.

Отсутствие правового статуса участков сетей препятствует администрации поселения распоряжаться указанным имуществом на основаниях предусмотренных законом.

В целях устойчивого функционирования и развития систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса, надежного и бесперебойного ресурсоснабжения, для решения проблем содержания, исключения рисков возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций в городском поселении «Ясногорское» администрации необходимо принять меры к постановке промливневой канализации протяженностью 1 317,29 метров, расположенной в п. Ясногорск.

Таким образом, существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, проживающих в жилом фонде, нарушения права муниципального образования «Ясногорское» на защиту территории от возникновения чрезвычайной ситуации.

Просит признать промливневую канализацию протяженностью 1 317,29 метров, находящуюся в п. Ясногорск, бесхозяйной. Обязать администрацию городского поселения «Ясногорское» принять на баланс промливневую канализацию протяженностью 1317,29 метров, находящуюся в п. Ясногорск. Обязать администрацию городского поселения «Ясногорское» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанные в п. 1 резолютивной части настоящего заявления инженерные сети ( л.д.3-6).

Определением суда от 29.09. 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечено АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, определено о рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства ( л.д.73-75).

Определением суда от 19.10. 2020 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО УК « Энергетик», ООО УК « Луч»( л.д.181-182).

Определением суда от 19.10. 2020 года, возложено на администрацию ГП « Ясногорское» с участием процессуального истца Прокурора, третьих лиц АО « Коммунальник», АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, ООО УК « Энергетик», ООО УК « Луч», с выходом на место <адрес>, с составлением актов наличия или отсутствия сетей промливневой канализации протяженностью 1317,29 метров, с привязкой к улицам, замеров расстояний ( л.д.183-184).

В судебном заседании помощник прокурора Оловяннинского района Плотникова В.А. на требованиях настаивала в полном объеме, просила иск удовлетворить ( л.д.).

Представитель ответчика администрации ГП «Ясногорское» Дементьева А.А. просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, в обоснование указала, что административный истец ссылаясь в административном исковом заявлении на наличие сетей промливневой канализации протяженностью 1317,29 метров, расположенной в пгт. Ясногорск, в обоснование своих требований не предоставил надлежащих тому доказательств. Предоставленная к иску копия выкопировки сетей промливневой канализации не относится к документу, безусловно свидетельствующему о фактическом наличии сетей промливневой канализации протяженностью 1317,29 метров, по данной копии невозможно определить кем утверждена, кто проверял данные предоставленные в ней. Административным истцом указано, что при организации обслуживания и текущей эксплуатации инженерных сетей АО «Коммунальник» выявлены участки бесхозяйных сетей промливневой канализации, однако не предоставлены надлежащие акты выявления данных сетей. Ссылки административного истца на то, что выявленные бесхозяйные участки промливневой канализации накладывают ограничения, связанные с организацией работ по актуализации разработанной «Схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Ясногорское»», не состоятельны. АО «Коммунальник» ранее не обращался в администрацию городского поселения «Ясногорское» с данной аргументацией. Также необходимо учитывать тот факт, что многоквартирные дома и коттеджи пгт. Ясногорск, вводились в эксплуатацию в 80е-90е года 20-го столетия, организация эффективного отведения стоков с поверхности не была реализована при строительстве поселения ( л.д.19-20).

Представители третьих лиц АО «Коммунальник», АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, ООО УК « Энергетик», ООО УК « Луч»в судебном заседании участия не принимали по неизвестной суду причине, о времени месте судебного заседания надлежащим образом извещены. Заявлений об отложении дела не направили.

В соответствие ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805. В соответствие п.14 ГОСТ 25150-82 установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод; канализационная сеть -система трубопроводов, каналов или лотков, сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Основанием подачи искового заявления, послужило обращение генерального директора АО «Коммунальник» К.В. Полежаева. В обращении указывал следующее. По договору аренды №8-ХАР/009-0274-16 от 25.04.2017 г. в обслуживании АО «Коммунальник» находиться 21,84 километров инженерных сетей хозяйственно-бытовой канализации, участки сетей системы централизованного водоотведения в соответствии с Постановлением администрации ГП «Ясногорское» № 55 от 24.04.2019 г. При обслуживания текущей эксплуатации инженерных сетей выявлены участки бесхозяйных инженерных коммуникаций промливневой канализации системы водоотведения поверхностных вод с осуществлением и отведением стоков самотеком в централизованную систему водоотведения. Сбор и самотранспортировка поверхностных вод осуществляется непосредственно через централизованную систему водоотведения, то есть инженерные сети и оборудование, обслуживаемые АО «Коммунальник». В АО «Коммунальник» отсутствует на балансе система водоотведения поверхностных вод, промливневая канализация как система в целом, так и ее составные части, обслуживание указанных инженерных коммуникаций общество не осуществляет. Глава администрации не принимает должных мер, направленных на осуществление действий по принятию на учет бесхозяйного имущества. На сегодняшний день техническое состояние ряда участков инженерных сетей является критичным. В результате отсутствия проведения необходимых технических мероприятий направленных на поддержание работоспособного состояния участка промливневой канализации, происходит подтопление подвального помещения МКД <адрес>. Отсутствие правового статуса участков инженерных сетей препятствует распоряжаться указанным имуществом на основаниях, предусмотренных законом. На основании изложенного просил Прокурора обязать администрацию ГП «Ясногорское» признать участки инженерных сетей промливневой канализации бесхозяйными и направить в регистрирующий орган заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. С приложением схемы сетей промливневой канализации ( копии). Акта осмотра подвального помещения МКЖД мкр. <адрес> (л.д. 7-9).

В судебном заседании представитель ответчика Дементьева А.А. просила признать недопустимым доказательством схему, представленную АО « Коммунальник» сетей промливневой канализации, с учетом статьи 55 ГПК РФ.

Пояснила, что АО «Коммунальник» ранее не обращался в администрацию городского поселения «Ясногорское» по ограничениям, связанных с обслуживанием переданных Постановлением администрации ГП «Ясногорское» № 55 от 24.04.2019 года инженерных сетей, организацией работ по актуализации «Схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Ясногорское».

В судебном заседании от 29.09. 2020 года директор АО « Коммунальник» Полежаев К.В. пояснил, что в городском поселении « Ясногорское» осуществляют водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение в соответствии с Постановлением администрации ГП «Ясногорское» № 55 от 24.04.2019 г. и частично управление МКД. Являются управляющей компанией дома <адрес> В виду жалоб от жильца дома <адрес>, по подтоплению подвала дома, проводились работы. Установлено засорение ливневой канализации вдоль данного дома. После вскрытия лотка проведена очистка. Представили Прокурору сведения о наличии промливневой канализации, схему, полученную от специалистов Харанорской ГРЭС. В феврале 2020 года обратились в администрацию ГП « Ясногорское» на предмет актуализации схем инженерных сетей ( л.д.69-72).

Определением суда от 29.09. 2020 года привлечено АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС. Запрошены надлежаще заверенные документы- схему инженерных сетей промливневой канализации протяженностью 1317,29 квадратных метров, по адресу п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края ( л.д.72-75).

На основании Постановления администрации ГП « Ясногорское» № 55 от 24.04. 2019 года, АО « Коммунальник» переданы на содержание и обслуживание, бесхозяйные сети водоотведения и водоснабжения указанные в Приложении № 1, 2 к настоящему постановлению ( л.д.88-100).

Согласно ответу администрации муниципального района « Оловяннинский район», ГП « Ясногорское», в казне администраций не числятся объекты- инженерных сетей промливневой канализации протяженностью 1317,29 квадратных метров расположенные в п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края ( л.д.86,101).

В соответствие договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между акционерным обществом « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС (Арендодатель) и акционерным обществом « Коммунальник»(Арендатор), Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование в соответствие с назначением недвижимое имущество и оборудование для оказания услуг по водоотведению, указанное в Приложении №1.1 и 1.2 к Договору, по адресу <адрес> ( л.д.111-128).

По запросу суда, от 12.10. 2020 года от АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, поступила схема состоящая из пунктирных линий, не утвержденная надлежащим образом, без графических обозначений объектов, лотков, смотровых и ревизионных колодцев, протяженности ( л.д.129-131).

В соответствие Системы проектной документации для строительства. Водопровод и канализация. Рабочие чертежи ГОСТ 21.601-79, утвержденные и введенные в действие Постановлением комитета СССР по делам строительства от 31.07. 1979 года № 133, с введением срока с 01.01. 1981 года. Настоящий стандарт устанавливает состав и правила выполнения рабочих чертежей внутренних водопровода и канализации (в том числе бытового горячего водоснабжения) здании и сооружений всех отраслей промышленности и народного хозяйства. В соответствие п.3.2.2, схемы выполняются раздельно для каждой системы водопровода и канализации. На схемах элементы систем изображают условными графическими обозначениями (п.3.2.3 ГОСТ21.601-79). В соответствие п.3.2.6, на схемах канализации указываются: выпуски с указанием их диаметра, уклона и длины, отметки лотков трубопроводов, отводные трубопроводы, отметки лотков и трубопроводов, санитарные приборы, водосточные, сливные воронки, смотровые и ревизионные колодцы, прочистки, ревизии и другие элементы систем.

Исследовав в судебном заседании представленную от АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, схему сетей промливневой канализации, представленную как доказательство к исковому заявлению, установлено, что в схеме отсутствуют обозначения, отметки лотков, смотровые и ревизионные колодцы и другие элементы систем с учетом ГОСТ 21.601-79, утвержденные и введенные в действие Постановлением комитета СССР по делам строительства от 31.07. 1979 года № 133.

Согласно сведениям представленным Управлением Росреестра по Забайкальскому краю, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости сооружение, инженерные сети промливневой канализации протяженностью 1317,29 метров, расположенных по адресу <адрес> ( л.д.18).

На основании определения суда от 19.10. 2020 года, составлен комиссионный акт от 06.11. 2020 года осмотра территории многоквартирных домов по адресу <адрес>, на предмет наличия или отсутствия сетей промливневой канализации ( л.д.183-184).

Из акта следует, что по адресу <адрес> не установлено наличие ливневой канализации. На территории многоквартирного дома по адресу <адрес>, в районе шестого подъезда выявлена одна точка приема ливневых ( дождевых) вод, представляет собой наружный приемный лоток, оборудованный металлической решеткой. Указанное инженерное оборудование расположено в границах земельного участка с кадастровым номером . Акт подписан главой администрации ГП « Ясногорское» П. заместителем главы М. специалистом по организации ЖКХ Е. Помощником прокурора Плотниковой В.А. Техническим директором ООО УК « Энергетик», юрисконсультом Щ. Генеральным директором ООО УК « Луч» П.. (л.д.193-194).

Представлены возражения от генерального директора АО « Коммунальник» Полежаева К.В., о несогласии с актом от 06.11. 2020 года, руководителя ЮС Б.. об отказе от его подписания.

В отказе подписания акта Б. указано следующее. В акте не отражено следующее. На прилегающей территории к гаражному кооперативу обнаружен колодец. Вертикальная планировка прилегающей территории, не имеет уклонов к данному колодцу. Колодец глубиной 4-5 метров, захламлен мусором, наличие проводящих, отводящих трубопроводов не подтверждено, осмотр производился без спуска в колодец. Учитывая отсутствие в акте указанной информации, считают акт не соответствующим действительности, так как колодец относится к протяженности 1317,29 метров согласно схеме приложенной к исковому заявлению ( л.д.).

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, а именно отказ от подписания акта поступивший от представителей АО « Коммунальник», не может свидетельствовать о признании акта от 06.11. 2020 года, недействительным.

Обследование производилась комиссионно, возражений от участников осмотра не поступило. По определению суда от 19.10. 2020 года, производился осмотр территорий многоквартирных домов по адресу <адрес>

Судом исследовалась схема сетей ливневой канализации, представленная с заявлением генерального директора АО « Коммунальник» Полежаева К.В. Прокурору. Схема не подтверждает наличие ливневой канализации протяженности 1317,29 метров, т.к. составлена с нарушением норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика администрации ГП « Ясногорское» Дементьева А.А. просила признать недопустимым доказательством приобщенную к исковому заявлению выкопировку схемы сетей промливневой канализации протяженности 1317,29 метров. В обоснование доводов, указано, что схемой не установлено фактическое наличия сетей, схема не утверждена, отсутствуют подписи специалистов, организаций, по данной схеме невозможно установить протяженность сетей ливневой канализации ( л.д.).

В соответствие ч.1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствие ч.1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствие ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствие ст. 69 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Анализ исследованных доказательств, приобщенная к материалам дела Схема сетей ливневой канализации, не могут быть приняты судом как доказательства, подтверждающие фактическое наличие участков бесхозяйных инженерных коммуникаций сетей промливневой канализации системы водоотведения поверхностных вод с осуществлением и отведением стоков самотеком в централизованную систему водоотведения.

В обращении к Прокурору, генеральный директор АО « Коммунальник» Полежаев К.В. указывал, что при обслуживании текущей эксплуатации инженерных сетей выявлены участки бесхозяйных инженерных коммуникаций промливневой канализации системы водоотведения поверхностных вод с осуществлением и отведением стоков самотеком в централизованную систему водоотведения. Сбор и самотранспортировка поверхностных вод осуществляется непосредственно через централизованную систему водоотведения, то есть инженерные сети и оборудование, обслуживаемые АО «Коммунальник». Однако не представил доказательств, подтверждающих, перечисленное. Не представлены акты обнаружения сетей, схемы и их протяженность, в подтверждение наличие сетей ссылались на схему, полученную от специалистов АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС.

Судом исследовалась схема, представленная по запросу суда от АО « Интер РАО –Электрогенерация» филиал Харанорская ГРЭС, признана недопустимым доказательством, т.к. составлена в нарушение норм материального права.

АО « Коммунальник» не представлено иных надлежаще оформленных доказательств, подтверждающих фактическое наличие сетей ливневой канализации протяженностью 1317,29 метров системы водоотведения поверхностных вод с осуществлением и отведением стоков самотеком в централизованную систему водоотведения, АО « Коммунальник».

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В случае буквального толкования данной нормы, гарантирующая организация обеспечивает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, вне зависимости от наличия непосредственного присоединения иных централизованных сетей к указанным бесхозяйным объектам.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные сети водоотведения, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

В соответствие пункта 2 Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты инженерной инфраструктуры, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Перечисленное закреплено в разъяснениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", следует, что объекты инженерной инфраструктуры, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Канализационные сети относятся к объектам инженерной инфраструктуры.

Из комиссионного акта осмотра территории многоквартирных домов от 06.11. 2020 года, не выявлено наличие сетей ливневой канализации по адресу <адрес>. На территории многоквартирного дома <адрес> в районе шестого подъезда выявлена одна точка приема ливневых (дождевых) вод, представляет собой наружный приемный лоток, оборудованный металлической решеткой. Указанное инженерное оборудование расположено в границах земельного участка с кадастровым номером ( л.д.183-184).

Выпиской единого государственного реестра недвижимости от 16.10. 2020 года подтверждено, зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования для эксплуатации и обслуживания многоэтажного дома по адресу <адрес> ( л.д.200-201).

В соответствие Договора управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между акционерным обществом « Коммунальник» и председателя Совета дома Б. заключен договор с управляющей компанией на управление многоквартирным домом <адрес> (п.1.7 договора). По настоящему договору, управляющая компания по заданию собственников, за плату, обязуется выполнять услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять услуги собственникам в таком доме и пользующимся помещениями лицами в этом доме ( п.2.2. договора). Управляющая компания обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг в том, числе холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления ( п.3.1.4 договора). Организовать устранения работ по причине аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровья граждан, так же к порче имущества ( п.3.1.6 договора) ( л.д. ).

В соответствие акта осмотра тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей от 21.07. 2020 года, представленного управляющей компанией АО « Коммунальник». Произведен осмотр подвального помещения и цокольного этаж МКД <адрес>. Установлено, что в результате отсутствия обслуживания и профилактических мероприятий на поддержание инженерных сетей, установлено попадание ливневых вод через грунт и строительные конструкции фундамента МКЖД в подвальное и цокольное помещение (л.д.128).

В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и 290 ГК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).

В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).

Следовательно, к общему имущество собственников помещений многоквартирного дома могут быть отнесены объекты, предназначенные для эксплуатации этого дома и находящиеся за внешней границей его стен.

Как подтверждается материалами дела и установлено судом, управляющей компанией по отношению к многоквартирному дому по адресу <адрес> является АО « Коммунальник». Установлено, что наружный приемный лоток, оборудованный металлической решеткой, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером . Из пояснений участвующих в деле лиц, договора управления многоквартирными домами от 12.12.2019 года, установлено, что в составе общего имущества МКД указанное инженерное оборудование не значится.

Согласно статьями 36, 39 ЖК РФ, статьей 290 ГК РФ, критерием для отнесения объектов к общему имуществу является их функциональное назначение, предполагающее их использование для обслуживания более одного помещения данного жилого дома.

На основании представленных доказательств установлено, что приемный лоток, оборудованный металлической решеткой, находится вдоль несущей стены торца жилого дома <адрес>, в пределах земельного участка, сформированного для МКЖД, что подтверждается актом осмотра 21.07. 2020 года, комиссионным актом осмотра от 06.11. 2020 года, кадастровой выпиской на земельной участок.

Назначение приемного лотка для ливневой канализации расположенного в пределах придомовой территории, является отведение атмосферных сточных вод с земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, во избежание затопления, порчи имущества собственников МКД.

При таких обстоятельствах данное оборудование нельзя признать бесхозяйным, отсутствует обязанность органа местного самоуправления по осуществлению действий, направленных на принятие спорного объекта на учет в качестве бесхозяйных, требования Прокурора по адресу <адрес>, не подлежат удовлетворению.

Вопросы об эксплуатационной ответственности МКЖД и управляющей организации определяются условиями заключенного договора от 12.12.2019 года по управлению многоквартирного дома, стороной которого Администрация не является.

В судебном заседании исследованы договоры управляющих компаний по управлению многоквартирными домами в <адрес>.

ООО УК « Луч» договор от ДД.ММ.ГГГГ года, в приложении перечня общего имущества многоквартирного дома <адрес>, отсутствует ливневая канализация.

ООО УК « Энергетик» договор управления от ДД.ММ.ГГГГ. в приложении перечне общего имущества многоквартирного дома <адрес> отсутствует ливневая канализация; договор управления от ДД.ММ.ГГГГ. в приложении перечне общего имущества многоквартирного дома <адрес> отсутствует ливневая канализация договор управления от ДД.ММ.ГГГГ. в приложении перечне общего имущества многоквартирного дома <адрес> отсутствует ливневая канализация.

АО « Коммунальник» договор управления от ДД.ММ.ГГГГ года в приложении перечне общего имущества многоквартирного дома <адрес> в, отсутствует ливневая канализация ( л.д.).

Согласно сведений администрации ГП « Ясногорское» в городском поселении управляющими компаниями являются ООО УК « Луч», ООО УК « Энергетик», АО « Коммунальник» ( л.д.147).

В судебном заседании не нашло подтверждение обращений граждан по поводу залива МКЖД ливневыми стоками с жалобами в управляющие компании ООО УК « Луч», ООО УК « Энергетик». Так же не проводились мероприятия связанных с наличием или отсутствием сетей ливневых канализаций.

АО « Коммунальник» не представил акты осмотра сетей промливневой канализации протяженностью 1 317,29 метров, то есть доказательства подтверждающие нарушение прав общества при обслуживании инженерных сетей хозяйственно-бытовой канализации, участков сетей системы централизованного водоотведения переданных в соответствии с Постановлением администрации ГП «Ясногорское» № 55 от 24.04.2019 г.

В судебном заседании не установлено участков бесхозяйных сетей ливневой канализации, схема на л.д.10 не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое наличие участков бесхозяйных инженерных коммуникаций промливневой канализации системы водоотведения поверхностных вод с осуществлением и отведением стоков самотеком в централизованную систему водоотведения протяженностью 1 317,29 метров.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора о понуждении органа местного самоуправления поставить на учет как бесхозяйные сети промливневой канализации протяженностью 1 317,29 метров, которые в силу изложенного не являются бесхозяйными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Ясногорское» о признании промливневой канализации бесхозяйной, обязании принять на баланс промливневую канализацию, обязании обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества инженерные сети промливневой канализации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 25 ноября 2020 года.

Судья: Радченко В.М.