ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-677/2018 от 28.03.2018 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-677/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2018 года

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Немченко А.С.,

с участием прокурора Шпака Ю.Ф.,

при секретаре Шапошниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» о признании действий по использованию лесных участков на землях лесного фонда в отсутствие договоров аренды лесных участков незаконными,

УСТАНОВИЛ:

В порядке части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику МОО «ЛООиР», в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения порядка предоставления лесных участков из земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства было установлено, что между Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» (МОО «ЛООиР») и Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ЛО заключено охотхозяйственное соглашение № 109 от 23.10.2015 г., согласно п. 1.1. которого ответчик обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, при этом, Комитет обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, согласно соглашениям, охотпользователь обязуется создавать и содержать охотничью инфраструктуру. Несмотря на фактическое использование лесных участков, наличие в охотхозяйственных соглашениях обязанности по созданию охотничьей инфраструктуры, договор аренды лесных участков между ответчиком и Комитетом по природным ресурсам ЛО до настоящего времени не заключен, проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не разработан, в нарушение положений ст. ст. 36, 88, 89 Лесного кодекса РФ. Использование лесного участка без договора аренды влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 Лесного кодекса РФ, является причиной неисполнения обязанностей арендатора, что может привести к причинению вреда лесным угодьям, чем нарушается право РФ, являющейся собственником лесных участков в составе земель лесного фонда. Кроме того, в связи с использованием ответчиком лесных участков в отсутствие договоров аренды и без разработанных в соответствии с ними проектов освоения лесов, прошедших соответствующие экспертизы, не выполняются противопожарные и санитарные мероприятия, что может повлечь нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным использование ответчиком лесных участков на территории Ленинградской области для нужд охотничьего хозяйства для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, согласно соглашения № 109 от 23.10.2015 г. без договора аренды на использование указанных участков, запретить деятельность ответчика по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на предоставленной в пользование территории, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере до разработки проекта освоения лесов и заключения договора аренды лесных участков с Комитетом по природным ресурсам ЛО.

В судебном заседании прокурор Шпак Ю.Ф. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме.

Представитель ответчика Бородулин В.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ЛО – Вавилова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица - Комитета по природным ресурсам ЛО в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому третье лицо просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В связи с изложенным, суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав и оценив доводы стороны истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, а также иные представленные в материалы дела доказательства, оценив их относимость, допустимость и достоверность, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление гражданского судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает, в том числе, право участвующих в деле лиц представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайства и доводов других лиц.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «О животном мире», охота является одним из видов пользования животным миром.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 «О животном мире», предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 25 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 27 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Из материалов дела усматривается, что 23 октября 2015 г. между Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» (МОО «ЛООиР») и Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ЛО заключено охотхозяйственное соглашение № 109 от 23.10.2015 г., согласно п. 1.1. которого ответчик обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, при этом, Комитет обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, согласно соглашениям.

При этом, п. 5.1 соглашения установлен годовой размер арендной платы за поставляемые в аренду расположенные в границах охотничьих угодий лесные участки.

В соответствии с п. 7.2.10 охотхозяйственного соглашения, охотпользователь обязуется создавать и содержать охотничью инфраструктуру.

П. 2 охотхозяйственного соглашения определены границы охотничьего угодья, площадь которого составляет 98,5 тыс. га, указаны сведения о местоположении охотничьего угодья: ЛО, Кингисеппский муниципальный район, МО «Ивангородское городское поселение», МО «Большелукское сельское поселение», МО «Опольевское сельское поселение», МО «Нежновское сельское поселение», МО «Кулеминское сельское поселение», МО «Котельское сельское поселение».

П. соглашения определен срок его действия – 49 лет со дня его подписания сторонами.

Положениями ст. 71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Анализ положений указанной правовой нормы приводит к выводу о том, что она сохраняет право пользования животным миром, но не предоставляет права использования лесных участков.

В соответствии с положениями ч.ч. 1-3 ст. 36 Лесного кодекса РФ, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.

Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 г. № 341 «Об утверждении положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области», предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

На основании ст. 9 Лесного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

По правилам ст.ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст. 89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проанализировав указанные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что на ответчике, обязавшемся в соответствии с охотхозяйственным соглашением обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, с момента заключения охотхозяйственного соглашения лежала обязанность по заключению договора аренды в отношении предоставленного по охотхозяйственному соглашению лесного участка, а также обязанность по разработке проекта освоения фактически используемого лесного участка.

Таким образом, лица, использующие лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды земельного участка, и предоставления в уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления в установленном законом порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлено, что между ответчиком и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области не был заключен договор аренды лесных участков на территории Ленинградской области для нужд охотничьего хозяйства для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, указанных в Охотхозяйственном соглашении № 109 от 23.10.2015 г., заключенном между Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» и Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, также не был разработан проект освоения фактически используемых лесных участков.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполнены требования закона, предписывающие заключить договор аренды в отношении предоставленных по охотхозяйственному соглашению лесных участков и разработать проект освоения лесов с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы или муниципальной экспертизы, в связи с чем полагает незаконным использование ответчиком указанных лесных участков до момента устранения допущенных нарушений.

Возражая против исковых требований, третье лицо Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ЛО ссылается на то, что в границы охотничьих угодий включены земли не только лесного фонда, но и земли иного целевого назначения, при этом, действующее законодательство не предусматривает запретов на создание объектов охотничьей инфраструктуры на землях иного целевого назначения, а не на землях лесных участков, в связи с чем ответчик не лишен возможности создавать объекты охотничьей инфраструктуры на землях населенных пунктов, кроме того, охотхозяйственное соглашение заключено на долгосрочный период и не содержит конкретных дат исполнения охотпользователем требований по созданию объектов охотничьей инфраструктуры.

Суд полагает указанный довод несостоятельным, в связи со следующим.

Анализ положений ст.25 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 36 Лесного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что заключенное охотхозяйственное соглашение является фактическим основанием для возникновения у охотпользователя права пользования охотничьими угодьями, а также правовым основанием для заключения договора аренды лесных участков, расположенных в границах предоставленных охотничьих угодий.

Обязанность заключить договор аренды в отношении указанных участков прямо предусмотрена заключенным между ответчиком и третьим лицом охотхозяйственным соглашением, которое на момент рассмотрения спора в суде является действующим, не изменено и не отменено.

Факт отсутствия в соглашении срока, в течении которого надлежит исполнить обязанность по заключению договора аренды не свидетельствует о законности действий ответчика по использованию предоставленных по охотхозяйственному соглашению охотничьих угодий в отсутствие заключенного договора аренды с 23 октября 2015 г. по 2018 г., при этом, суд полагает, что приступить к использованию предоставленных по охотхозяйственному соглашению охотничьих угодий ответчик был вправе лишь после заключения договора аренды.

Доводы третьих лиц о незаконности требований о запрете всех видов охот также не могут быть признаны обоснованными, поскольку анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что осуществление всех видов охот на территории лесных участков, указанных в охотхозяйственном соглашении, предусматривающем обязательное заключение договора аренды лесных участков, в отсутствие такого договора аренды, не может быть признано законным.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что исковые требования заявлены прокурором не в интересах неопределенного круга лиц, не могут быть признаны обоснованными, в связи со следующим.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что ответчик использует лесные участки в отсутствие заключенных в отношении них договоров аренды и без разработанных в соответствии с действующим законодательством проектов освоения лесов, прошедших необходимые экспертизы.

В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Использование лесных участков без проекта, прошедшего экспертизу, может привести к использованию лесных участков не по назначению, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям для данных лесных участков и нарушению прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в сохранении лесных участков в надлежащем состоянии, на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика о том, что фактически им не осуществляется на спорной территории деятельность по созданию охотничьей инфраструктуры не могут быть приняты во внимание, поскольку, в соответствии с п. 7.2.10 вышеуказанного охотхозяйственного соглашения ответчик принял на себя обязательства по созданию и поддержанию охотничьей инфраструктуры, что предусматривает обязанность заключить договор аренды в отношении используемых лесных участков. Таким образом, ссылаясь на отсутствие обязанности по заключению договора аренды, ответчик мотивирует отсутствие данной обязанности фактом неисполнения им принятых на себя обязательств по созданию охотничьей инфраструктуры, что не может быть признано законным и обоснованным.

Учитывая изложенное выше, основываясь на положениях ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, суд полагает возможным удовлетворить заявленные в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным использование Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» лесных участков на территории Ленинградской области для нужд охотничьего хозяйства для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, указанных в Охотхозяйственном соглашении № 109 от 23.10.2015 г., заключенном между Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» и Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области без договора аренды на использование указанных участков.

Запретить деятельность Межрегиональной общественной организацией «Ленинградское общество охотников и рыболовов» по использованию лесных участков в границах охотничьих угодий, указанных в Охотхозяйственном соглашении № 109 от 23.10.2015 г., путем запрета всех видов охот на предоставленной в пользование территории, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере до разработки проекта освоения лесов и заключения договора аренды лесных участков с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2018 года.