ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-677/2021 от 22.09.2021 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-677/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Суворовой Н.С.,

с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Крупиной М.В.,

с участием истца Чернявского С.А., представителя ответчика Филатова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Чернявского Сергея Александровича к ООО «ВГК Сервис» о признании приказа незаконным, допуска к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

16.08.2021 Чернявский С.А. обратился в Углегорский городской суд с исковым заявлением к ООО «ВГК Сервис» о признании приказа незаконным, допуска к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование заявления указано, что 26 мая 2021 года он был принят на работу в ООО «ВКГ Сервис» подразделение общежитие на должность <данные изъяты>. Приказом от 16 июля 2021 года он был отстранен от работы с 20 июля 2021 года до прохождения вакцинации или до улучшения эпидемиологической обстановки в регионе и отмены нормативных актов Главного государственного санитарного врача. Считает данный приказ незаконным, т.к. его должность не подпадает под перечень работающих лиц, подлежащих обязательной вакцинации; он не писал письменного согласия либо отказа от вакцинации; подпадает под 40% сотрудников на предприятии, которые могут не вакцинироваться. После отстранения от работы испытывает физические и нравственные страдания. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000 рублей.

С учетом уточненных исковых требований истец просил признать незаконным и отменить приказ об отстранении его от работы от 16 июля 2021 года , допустить его к работе согласно трудовому договору, взыскать с ООО «ВКГ Сервис» среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с 20 июля 2021 года по день вынесения решения в размере 66 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рубелей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Филатов А.Н. иск не признал и пояснил, что в целях реализации Постановления Главного санитарного врача Сахалинской области № 204 от 18 июня 2021 года и приказа по ОО ВГК Сервис от 21 июня 2021 года в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции истцу было предложено представить в отдел кадров ООО «ВГК Сервис» подтверждающие документы о наличии обязательной прививки против новой коронавирусной инфекции, медицинские противопоказания для проведения данной вакцинации либо наличие иммунизации к коронавирусной инфекции (наличие антител к новой коронавирусной инфекции). Указанные сведения работник не представил, дважды не согласившись с необходимостью вакцинации, в связи с чем был отстранен от работы до устранения неблагоприятных эпидемических условий. Перевод работника на дистанционный режим работ по условиям его труда невозможен. Отстранение работника от исполнения обязанностей до 20.08.2021 года не является нарушением его трудовых прав, так как Постановление Главного санитарного врача № 204, устанавливает даты (период) срока вакцинации работников (20.07.2021 года первым компонентом либо однокомпонентной вакциной и до 20.08.2021 года вторым компонентом). При этом сроков отстранения работника от исполнения должностных обязанностей, Постановление № 204 не содержит. Отстранение работника регламентировано статьей 76 Трудового кодекса РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).

В силу статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157 –ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157 –ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года №65 утверждены «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.

Согласно п.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

В соответствии с Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года №16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) на территории Сахалинской области» 18 марта 2020 года на территории Сахалинской области режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п 5.6. данного Указа в обязанность работодателей вменено создании условий для прохождения работниками вакцинации от коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Гражданам рекомендовано пройти добровольную вакцинацию от коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п.6).

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в п. 8 которого поименованы работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 ТК РФ отстранение от должности возможно не только в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.

ООО «ВГК Сервис», являясь юридическим лицом, осуществляет, в том числе, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.10), деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (ОКВЭД 55.20), деятельсность по предоставлению прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.90).

Как следует из материалов дела, 26 мая 2021 года между истцом и Обществом с ограниченной ответственностью «ВГК Сервис» был заключен трудовой договор , в соответствии с которым Чернявский С.А. принят на работу в <адрес> в должности <данные изъяты>.

<данные изъяты>.

Характер работы подтверждается представленным ответчиком Журналом нарядов для рабочего ООО «ВГК Сервис», из которого следует, что Чернявский С.А. <данные изъяты>.

Приказом ООО «ВГК Сервис» от 21 июня 2021 года «О соблюдении требований санитарного законодательства о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции (COVID -19)» сотрудникам предприятия установлена обязанность в срок до 20 июля 2021 года пройти вакцинацию против COVID -19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 20 августа 2021 года вторым компонентом.

В данном приказе также разъяснено, что обязательная вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке, подтвержденные справками медицинских учреждений, установленного образца; в случае непрохождения работником вакцинации первым компонентом или однокомпонентной вакциной до 20 июля 2021 года и отсутствия у него справки медицинского учреждения о наличии противопоказаний к профилактической прививке против нровой короновирусной инфекции, работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы на период до проведения профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной либо отмены (послабления) мер профилактики новой короновирусной инфекции COVID -19.

С данным приказом истец был ознакомлен, что подтверждается листом ознакомления и не отрицалось им в судебном заседании.

Приказ подписан исполнительным директором ООО ВГК Сервис Петровым Е.С., полномочия которого установлены Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и доверенности от 01 января 2021 года, предоставляющим право на совершение юридических и фактических действий в интересах ООО ВГК Сервис», в том числе, принимать и увольнять работников.

21 июня 2021 года Чернявским С.А. было получено уведомление о проведении вакцинации, где указывалось о необходимости пройти вакцинацию против новой короновирусной инфекции в сроки, указанные в приказе от 21 июня 2021 года , а также разъяснены последствия нарушения требований санитарного законодательства в виде отстранения от работы.

16 июля 2021 года Чернявскому С.А. вновь было вручено уведомление о проведении вакцинации, согласно которому необходимо предоставить информацию о наличии либо отсутствии сделанной прививки, либо имеющихся противопоказаниях.

Уведомления были получены Чернявским С.А. лично, что подтверждается материалами дела и истцом.

Из показаний истца в судебном заседании установлено, что в медицинское учреждение для установления противопоказаний по поводу вакцинации, он не обращался, прививку от COVID -19 он не делал в связи с тем, что отсутствует документ Всемирной организации здравоохранения о ее безопасности. В настоявшее время он также не привит ни однокомпонентной вакциной, ни первым компонентом.

Согласно приказу от 16 июля 2021 года Чернявский С.А. был отстранен от работы с 20 июля 2021 года и до прохождения вакцинации или до улучшения эпидемиологической обстановки в регионе и отмены нормативных актов Главного государственного санитарного врача на основании абзаца 8 части 1 ст. 76 ТК РФ.

С данным приказом истец был ознакомлен в этот же день, что им не оспаривалось в суде.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Сахалинской области от 18.06.2021 года № 204 «О дополнительных мерах по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Сахалиской области» установлена необходимость обеспечения проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам "риска") гражданам, подлежащих обязательной вакцинации, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе, в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; гостиничных услуг.

Таким образом, она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить от работы без сохранения заработной платы.

Чернявский С.А. в ГБУЗ «Углегорская ЦРБ» для проведения вакцинации или определения противопоказаний к вакцинации против новой короновируснорй инфекции COVID – 19 не обращался.

Обеспечить перевод Чернявского С.А., достигшего возраста 60 лет, на дистанционный режим работы, в силу выполняемых им трудовых обязанностей, не представляется возможным.

По мнению суда, Чернявский С.А. (в плане занимаемой им должности) относится к категории граждан (работников отдельных отраслей), для которых профилактическая прививка от короновируса, является обязательной.

Вместе с тем при отстранении Чернявского С.А. от работы, истцом была нарушена процедура отстранения.

По мнению суда, если работник получил уведомление, но в предусмотренные в нем сроки не сделал прививку, то у него необходимо запросить объяснение, по какой причине он не вакцинировался.

Если причины неуважительные, то есть не связаны с медицинскими противопоказаниями, нужно получить письменный отказ работника от прививки.

Такое требование установлено п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ, согласно которой, при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Таким образом, в случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодатель обязан получить от работника письменный отказ от прививки.

Ответчиком представлен акт об отказе предоставить письменный отказ от вакцинации, согласно которому Чернявский С.А. 16 июля 2021 года в присутствии Е.Е.А., С.П.Н., К.Ю.А., отказался предоставить письменный отказ от вакцинации против новой короновирусной инфекции, устно сообщил об отказе от вакцинации, основания отказа не сообщил, знакомиться с актом отказался.

Из показаний истца Чернявского С.А. следует, что указанный акт был составлен в его отсутствии, предоставить письменный отказ от вакцинации его никто не просил, при составлении данного акта он не присутствовал, данный акт был составлен без него.

Показания истца в данной части подтверждаются показаниями свидетеля К.Ю.А., которая пояснила, что является <данные изъяты> и непосредственным руководителем истца. Акт об отказе Чернявского С.А. от предоставления письменного отказа от вакцинации она подписала в кабинете отдела кадров, где Е.Е.А. или С.П.Н., точно она не помнит, предложили ей подписать акт. При подписании акта Чернявский С.А. в кабинете не присутствовал, в ее присутствии не отказывался от подписания акта. Она подписала данный акт только по тому, что Чернявский неоднократно в ее присутствии утверждал, что не будет вакцинироваться.

При этом, подпись С.П.Н., удостоверяющей факт отказа Чернявского С.А. предоставить письменный отказ от вакцинации, в акте отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что работодателем не исполнена обязанность по получению от работника письменного отказа от вакцинации.

Так же суд полагает, что дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным государственным санитарным врачом Сахалинской области.

Согласно п. 6.2 Постановления Главного санитарного врача по Сахалинской области от 18 июня 2021 года № 204 необходимо в срок до 20.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 20.08.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации может иметь место с 20 августа 2021 года, при соблюдении прочих условий.

Установление иного срока вакцинации работодателем возможно, в случае, если это не нарушает трудовых прав работника.

Вместе с тем, приказ об отстранении истца от работы был издан 16 июля 2021 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании приказа – к от 16 июля 2021 года незаконным.

В соответствии с ч.2 ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Разрешая требования Чернявского С.А. о взыскании оплаты за время вынужденного прогула, суд руководствуется положениями ст.234 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Суд берет за основу расчет, предоставленный ответчиком, согласно которому средний заработок, подлежащий взысканию, составляет 64 243 рубля 44 копейки (из расчета 45 дней вынужденного прогула, среднедневного заработка в размере 1647, 44 рубля, с учетом НДФЛ).

Истцом расчет не оспорен, свой расчет не предоставлен.

В связи с установлением нарушения ответчиком норм трудового законодательства, в соответствии со ст. 237 ТК РФ подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3000 рублей с учетом обстоятельств дела, характера допущенных ответчиком нарушений трудового законодательства, степени вины ответчика, а также нравственных страданий истца.

Обращение к немедленному исполнению решения суда в части допуска к работе законодателем не предусмотрено.

В связи с удовлетворением заявленных исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ООО «ВГК Сервис» в бюджет муниципального образования «Углегорский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2127, 30 рублей (за требование имущественного характера) и 300 рублей (за требование имущественного характера, не подлежащего оценке).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ШПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Чернявского Сергея Александровича к ООО «ВГК Сервис» о признании приказа незаконным, допуска к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ООО «ВГК Сервис» от 16 июля 2021 года в части отстранения от работы Чернявского С.А.

Допустить Чернявского Сергея Александровича к работе в должности <данные изъяты> ООО «ВГК Сервис» <адрес>.

Взыскать с ООО «ВГК Сервис» заработную плату за время вынужденного прогула в размере 64 243, 44 рубля, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «ВГК Сервис» государственную пошлину в местный бюджет в размере 2 145,30 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С.Суворова

Решение суда принято в окончательной форме 24 сентября 2021 года.

Судья Н.С.Суворова