Дело №2- 677/2022
55RS0026-01-2021-002314- 87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р., помощнике судьи Бондаренко И.А.,
рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 30.08.2022 года гражданское дело по исковому заявлению администрации Омского муниципального района Омской области к Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО5 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом, признании объектов недвижимости единым недвижимым комплексом, признании права муниципальной собственности на единый недвижимый комплекс,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом, указав, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 55:20:030102:2896 - нежилое здание КНС (канализационная насосная станция), расположенное по адресу: . На основании решения Омского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № зарегистрировано право муниципальной собственности Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение - канализация самотечная и напорная, расположенная по адресу: , самотечная канализация от ул. Кооперативная, ул. Лесная до КНС, напорная канализация от КНС л/до пруда накопителя (район свалки) с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером подготовлен технический план сооружения - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенного по адресу: обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о постановке вышеуказанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на кадастровый учет ввиду того, что спорный объект не отвечает требованиям объекта недвижимости, в связи с чем не подлежит государственному кадастровому учету. Данный отказ ответчиком не был оспорен в установленном законом порядке. Решением Омского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ФИО7 к администрации Омского муниципального района Омской области о взыскании убытков, об обязании общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» прекратить слив жидких коммунальных отходов на земельный участок с кадастровым номером №, об обязании администрацию осуществить демонтаж трубы. Встречные исковые требования администрации о признании результатов межевания земельных участков оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Омского районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказано, требования администрации удовлетворены. В апелляционном определении суд пришел к выводу, что КНС, находящаяся в А, протяженностью 1143 м, а также пруды-накопители образуют единую централизованную систему канализации . Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Омского областного суда оставлено без изменений. Таким образом, вывод ФИО5 Росреестра по Омской области об отсутствии признаков недвижимой вещи на пруды-накопители противоречит выводу Омского областного суда. В связи с изложенным, полагают, что пруды-накопители являются объектами недвижимости и подлежат государственному кадастровому учету. Полномочия на обращение в уполномоченный орган с заявлением о постановке бесхозяйной вещи на учет имеются у ответчика, который в свою очередь не осуществляет действия в рамках вышеуказанных полномочий, в частности, не обжаловал отказ Росреестра. Таким образом, истцу для реализации своих полномочий по водоотведению необходимо оформить документы на спорный объект в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, что невозможно из-за отказа ФИО5 Росреестра по и бездействия ответчика. На основании изложенного, просят признать сооружение - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенное по адресу: , согласно техническому плану сооружения, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером, бесхозяйным недвижимым имуществом. Считать данное решение суда основанием для постановки на государственный кадастровый учет и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведения о бесхозяйном недвижимом имуществе.
В судебном заседании ФИО5 истца администрации Омского муниципального района участия ФИО12, действующий по доверенности, исковые требования дополнил и просил также признать единым недвижимым комплексом нежилое здание КНС площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером №, сети водопровода и канализации протяжённостью 1142 м с кадастровым номером № по адресу: самотечная канализация от до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (район свалки), сооружение - пруд накопитель площадью 5925,2 кв.м., расположенный по адресу: муниципальным районом на единый недвижимый комплекс, состоящий из нежилое здание КНС площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером №, сети водопровода и канализации протяжённостью 1142 м с кадастровым номером № по адресу: самотечная канализация от до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (район свалки), сооружение - пруд накопитель площадью 5925,2 кв.м., расположенный по адресу: . В обоснование исковых требований пояснил, что проведенные по настоящему делу и по делу №, рассмотренному ранее Омским районным судом , судебные экспертизы подтверждают тот факт, что сооружение - пруд накопитель площадью 5925,2 кв.м., расположенный по адресу: , не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, однако входит в состав единого комплекса канализационной сети . Надлежащее оформление права собственности на данные объекты будет способствовать обеспечению его содержанию.
ФИО5 ответчика администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Ответчики ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 участия в судебном заседании не принимали, уведомлены надлежащим образом. Ранее ФИО2 в судебном заседании указала, что земельной долей, перешедшей к ней в порядке наследования после смерти ФИО13, не распоряжалась, против исковых требований не возражала.
Адвокат, привлеченный судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ для представления интересов ответчика ФИО1, участия в судебном заседании не принимал, уведомлен надлежащим образом.
ФИО5 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, времени и месте разбирательства надлежаще, представил отзыв на иск, где указал, что оснований для удовлетворения требований, заявленных к ФИО5, не имеется.
Ответчик ФИО6 возражений относительно заявленных требований не представил суду.
Ответчик ФИО7, его ФИО5ФИО8, действующий по устному ходатайству, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что котлованы, которые истец именует как пруды -накопители, находятся в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, № которые ранее принадлежали ФИО7, а также земельного участка с кадастровым номером № в границах осуществлен выдел земельных долей ФИО14, ФИО1, ФИО13, ФИО6, ФИО4 Данные земельные доли фактически приобретены ФИО7, однако документы по продажи объектов недвижимости надлежащим образом не оформлены. Котлованы, которые истец именует как пруды -накопители, не отвечают признакам объекта недвижимости, а также требованиям, предъявляемым к прудам - накопителям. Данные котлованы Администрацией обустроены и используются под слив жидких коммунальных отходов с 2006 года.
ФИО5 третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Омской области и общество с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 123 Конституции РФ и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
В силу части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Судом установлено, что на кадастровом учете имеется сооружение с кадастровым номером №, назначение: сети водопровода и канализации, назначение: канализация самотечная и напорная, адрес: самотечная канализация от до КНС, напорная канализация от КНС до пруда - накопителя (район свалки), год строительства -2004 год.
По решению Омского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу, на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение -канализация самотечная и напорная с кадастровым номером 55:20:000000:2576, признано право муниципальной собственности Омского муниципального района .
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Омский муниципальный район является собственником объекта недвижимости - сети водопровода и канализации, назначение: канализация самотечная и напорная, адрес: самотечная канализация от до КНС, напорная канализация от КНС до пруда - накопителя (район свалки), год строительства -2004 год, кадастровый номер №.
Технический паспорт на сети водопровода и канализации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что в 2004 году была построена канализация самотечная и канализация напорная, которая соединила канализационную сеть многоквартирных домов , здание КНС и пруды - накопители (р-н свалки).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Омского муниципального района также находится здание КНС с кадастровым номером 55:20:030201:2896, 1980 года постройки, 4,8 кв.м.
Технический паспорт на здание КНС представлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где отражено, что здание имеет подземную и наземную части, объект введен в эксплуатацию в 1980 году.
Указанное подтверждает факт расположения на местности спорного сооружения в с 2004 года, а также функционирование указанных объектов в составе единой системы с указанного периода.
Это здание на основании концессионного соглашения передано в пользование ООО «Коммуналсервис», что подтверждается распоряжением Администрации Омского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по заказу администрации Омского муниципального района Омской области кадастровым инженером МБУ «Центр кадастровых работ» ОМР подготовлен технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: .
В декларации об объекте недвижимости отражены характеристики сооружения: наименование - пруды-накопители, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, год завершения строительства - 2004, объект находится в пределах земельных участков - №
Администрация Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости: сооружения - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенного по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации сельского поселения направлено уведомление о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Причиной отказа послужил тот факт, что пруды-накопители общей площадью 5925,2 кв.м. не отвечают требованиям объекта недвижимости, поэтому не подлежат государственному кадастровому учету.
Отказ в постановке на кадастровый учет и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости администрацией Богословского сельского поселения Омского муниципального района в установленном законом порядке не обжалован.
В судебном заседании установлено, что пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенное по адресу: , расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами №.
Из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ следует, что образовано четыре земельных участков путем выдела в счет пяти долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:000000:89, расположенный в границах АОЗТ «Богословское» Богословского сельского поселения Омского района Омской области, принадлежащих ФИО14, ФИО1, ФИО13, ФИО6, ФИО4
Согласно выписки из Единого государственного реестра об объекте недвижимости /земельном участке/ с кадастровым номером № он образован из земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:89, его площадь - 122373 +/- 3061 кв.м., сведения о правообладателях отсутствуют.
Согласно наследственному делу № после смерти ФИО14, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником после его смерти, принявшим наследство, является супруга ФИО3
Согласно наследственному делу № после смерти ФИО13, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником после ее смерти, принявшим наследство, является дочь ФИО2
Решением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования ФИО7 к обществу с ограниченной ответственности «Коммуналсервис», Администрации Омского муниципального района Омской области об устранении нарушения прав собственника земельных участков, взыскании убытков. Суд обязал ООО «Коммуналсервис» прекратить слив жидких коммунальных отходов на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: после вступления решения суда в законную силу. Суд обязал Администрацию Омского муниципального района Омской области осуществить демонтаж трубы находящейся на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: после вступления решения суда в законную силу. Суд взыскал с Администрации Омского муниципального района в пользу ФИО7 убытки, причиненных нарушением прав собственника земельных участков с кадастровыми номерами № и № в размере 42 146 099,60 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 60000 рублей. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственности «Коммуналсервис» в пользу ФИО7 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Суд взыскал с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Автономной некоммерческой организации центр развития экспертиз «Лаборатория экспертных исследований» судебные расходы на проведение экспертизы в размере 12 500 рублей. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственности «Коммуналсервис»в пользу Автономной некоммерческой организации центр развития экспертиз «Лаборатория экспертных исследований» судебные расходы на проведение экспертизы в размере 12 500 рублей. Исковые требования администрации Омского муниципального района Омской области к ФИО7 о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений о границах земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, апелляционная жалоба Администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворена. Принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО7 к ООО «Коммуналсервис», Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности, взыскании убытков, судебных расходов оставлены без удовлетворения. С ФИО7 в пользу Автономной некоммерческой организации центр развития экспертиз «Лаборатория экспертных исследований» взысканы судебные расходы на проведение экспертизы в размере 25 000 рублей. Исковые требования Администрации Омского муниципального района к ФИО7 о признании результатов межевания земельных участков недействительными, исключении сведений о границах земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости удовлетворены. Суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , площадью 17 000 м^2, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», принадлежащего ФИО7 и исключить из государственного реестра недвижимости сведения о местоположении координат характерных точек границ данного земельного участка. Суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , площадью 17 000 м^2, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», принадлежащего ФИО7 и исключить из государственного реестра недвижимости сведения о местоположении координат характерных точек границ данного земельного участка. Суд взыскал с ФИО7 в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 600 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда применительно к изложенным нормам процессуального закона поставила на обсуждение сторон вопрос о том, когда, кем и с какой целью были созданы пруды-накопители, входят ли они в состав единой централизованной системы жителей , каким образом происходило межевание земельных участков ФИО7 в 2011 году.
В этой части сторонами были представлены дополнительные доказательства, по делу судебной коллегией назначена повторная комплексная судебная земельно-почвоведческая и оценочная экспертиза.
По результатам геодезической съемки было выявлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами № размещаются котлованы жидких бытовых отходов. В границах земельного участка с кадастровым номером № на момент проведения кадастровых работ расположен котлован жидких бытовых отходов площадью 1815 кв.м., примерная глубина 2,0 м. В границах земельного участка с кадастровым номером № расположен котлован жидких бытовых отходов общей площадью 2759 кв.м., примерная глубина 2,0 м. В границах земельного участка с кадастровым номером №, расположен котлован жидких бытовых отходов площадью 2051 кв.м., примерная глубина 2,0 м.
Согласно заключению экспертизы ООО ГЮЦН «Эталон» пруд-накопитель, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № (котлован №) соединен с прудом-накопителем, расположенным в границах земельных участков № (котлован №) искусственно созданным каналом. На момент обследования данные котлованы № и № заполнены ЖКО. Эти пруды накопители являются частью централизованной системы водоотведения , состоящей в том числе из здания КНС и самотечной и напорной канализации. Пруды-накопители № и № имеют выраженные признаки искусственного происхождения, такие как обваловка берегов, относительно правильная форма, примерно равные размеры, функциональное назначение. Канал между котлованами имеет также обваловку берегов и правильную форму в связи с чем его также можно отнести к искусственно созданным сооружениям.
Таким образом, судом установлено, что здание КНС, находящееся в А, самотечная канализация протяженностью 1143 м., а также пруды-накопители являются единой централизованной системой канализации .
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В силу части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что вышеуказанными судебными актами по ранее рассмотренным делам с участием тех же лиц были установлены обстоятельства, факты и правоотношения, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящих исковых требований, они обязательны для суда, не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Частью 1.1 указанной статьи определено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в связи с чем в силу закона на администрацию Омского муниципального района Омской области возложены полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения сельского поселения.
Статьей 130 Гражданского кодекса РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1).
В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
При этом составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости, не может иметь самостоятельную юридическую судьбу и не может быть признана самовольной постройкой.
Указанный вывод содержится в решении Омского районного суда Омской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО7 к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании сооружений самовольными постройками, обязании осуществить снос самовольных построек, в удовлетворении которого отказано.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Аналогичное определение "канализационной сети" дано в пункте 14 ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии СССР от 24.02.1982 N 805, согласно которому канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Таким образом, канализационная сеть представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая сеть представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, канализационный коллектор и пруд накопитель) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодека РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. В связи с этим отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса РФ.
Из изложенного следует, что оценку характеристик единого недвижимого комплекса необходимо производить с позиций свойств и признаков неделимой вещи.
Как следует из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из буквального толкования вышеназванных норм права следует, что составная часть единого объекта, которой являются пруды - накопители, которые не являются самостоятельным объектом недвижимости и не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу, а, следовательно, составная часть единого недвижимого комплекса следует судьбе остальных ее частей.
Определением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «СудЭкспертиза», на разрешение которой поставлен вопрос: являются ли пруды - накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: , самостоятельным объектом недвижимого имущества (указать характерные признаки).
Исходя из выводов заключения эксперта ООО «СудЭкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пруды -накопители, расположенные по адресу: , не являются самостоятельным объектом недвижимого имущества, не являются прудами - накопителями.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что при ее производстве эксперт вышел за рамки поставленных перед ним вопросов, поскольку исследование предполагало разрешение вопроса об отнесении пруда - накопителя к самостоятельному объекту недвижимого имущества с указанием характерных признаков такого объекта. Однако выводы эксперта о том, что предмет исследования не является прудами -накопителями, требованиям статьи 85 Гражданского процессуального кодекса РФ и ФИО5 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" в полной мере не отвечает, а также вступает в противоречие с имеющимися и представленными эксперту доказательствами по делу.
В связи с чем, при разрешении настоящего спора суд принимает во внимание только утверждение эксперта о том, что пруды -накопители, расположенные по адресу: , не являются самостоятельным объектом недвижимого имущества.
Из установленного следует, что здание КНС площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером №, сети водопровода и канализации протяжённостью 1142 м с кадастровым номером № по адресу: до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (район свалки), сооружение - пруды- накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: , представляют собой единый недвижимый комплекс и выступают как единый объект вещных прав.
Согласно Приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" запись о едином недвижимом комплексе вносится в кадастр недвижимости при наличии записей или одновременно с записями о зданиях, сооружениях, помещениях или машино-местах, входящих в его состав, а также земельном участке, если входящие в состав единого недвижимого комплекса объекты недвижимости расположены на одном земельном участке (пункт 10). При внесении в ЕГРН записи о едином недвижимом комплексе в связи с его образованием (открытии раздела ЕГРН на единый недвижимый комплекс) из учтенных ранее объектов недвижимости одновременно в записи об объектах недвижимости, входящих в его состав, вносятся слова "Включен в состав единого недвижимого комплекса" и сведения о кадастровом номере единого недвижимого комплекса. При этом для записей кадастра недвижимости о таких объектах недвижимости сохраняется статус "актуальные" (пункт 195).
Поскольку пруды -накопители являются составной частью единого недвижимого комплекса и не являются самостоятельным объектом недвижимости, в связи с чем не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу, что определяет их принадлежность муниципальному образованию - Омский муниципальный район Омской области как и на остальные составные части единого недвижимого комплекса (здание КНС и сети водопровода и канализации), право собственности на которые зарегистрировано за муниципальным образованием в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункта 5 статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 3 приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к настоящему Порядку), в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
При этом, нормативное положение Порядка не содержит предписаний относительно порядка и оснований для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Пунктом 2 Порядка определено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (часть 10 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
По информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости - сооружение - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенное по адресу: .
По информации, представленной администрацией Омского муниципального района Омской области от 16 июня 2021 года № исх-01-261970-10, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области объект недвижимости - пруды-накопители, площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: , не значатся.
По информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области 16 июня 2021 года № Исх-21/МИО/04-01/7024, в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация об объекте недвижимого имущества - пруды-накопители, площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: .
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в от ДД.ММ.ГГГГ№, объект недвижимого имущества - пруды-накопители, площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: , в реестре ФИО5 имущества не значится.
Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 18 июня 2021 года № представлена справка, согласно которой сведения о зарегистрированных правах в отношении - пруды-накопители, расположенные по адресу: отсутствуют, сведения об обременении отсутствуют.
По информации Департамента имущественных отношений Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, объект недвижимого имущества - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: , в реестре муниципального имущества не значится.
27 января 2021 года Управлением Росреестра по Омской области отказано в постановке на кадастровый учет и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости: сооружения - пруды-накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенного по адресу: .
Отказ в постановке на кадастровый учет и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости администрацией Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в установленном законом порядке не обжалован.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года разъяснено, что из содержания пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.09.2013 № 1160/13 объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком. При таких обстоятельствах вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен судами с учетом его технических параметров исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.
Как следует из материалов дела, установлено судом, спорные пруды-накопители являются неделимой составной частью единой централизованной системы канализации , соответственно, не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу.
При таких обстоятельствах и в силу статей 133.1, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», спорные пруды-накопители относятся к канализационной системы , созданы для обслуживания многоквартирных жилых домов населенного пункта, составляют единый недвижимый комплекс, следовательно, суд не находит оснований полагать, что пруды -накопители имеет самостоятельное назначение, то есть являются самостоятельным объектом недвижимого имущества, которые можно отнести к бесхозяйным. Более того, включение прудов - накопителей в состав единого недвижимого комплекса влечет определение их судьбы исходя из судьбы остальных объектов, входящих в состав такого комплекса.
В соответствии со статьей 2, частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ в их нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного материального права или реальная защита законного интереса истца, который в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ должен доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика. При этом выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заинтересованным лицом не произвольно, а предопределен характером спорного правоотношения и регулирующих его норм права; избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Омского муниципального района Омской области к Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО5 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом, признании объектов недвижимости единым недвижимым комплексом, признании права муниципальной собственности на единый недвижимый комплекс удовлетворить частично.
Признать единым недвижимым комплексом нежилое здание КНС площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером №, сети водопровода и канализации протяжённостью 1142 м с кадастровым номером № по адресу: - накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: .
Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом на единый недвижимый комплекс, состоящий из нежилого здания КНС площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером №, сетей водопровода и канализации протяжённостью 1142 м с кадастровым номером № по адресу: сооружения - пруды - накопители площадью 5925,2 кв.м., расположенные по адресу: .
Настоящее решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении единого недвижимого комплекса на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 года «218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я. А. Реморенко
Мотивированное решение суда изготовлено 06.09.2022 года.