Решение суда 11.12.2012 г. вступило в законную силу
Дело № 2-678 6 ноября 2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
судьи Фролова А.Н.
при секретаре Паюсовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ТСЖ мэрии г.Архангельска об обязании провести ремонтные работы по дому,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам об обязании провести ремонтные работы по дому.
В обоснование исковых требований указали, что являются собственниками и нанимателями жилых помещений, расположенных по адресу: г.Архангельск, ул.***, д.***. Данный дом введён в эксплуатацию в 1936 году, за последние 50 лет капитальный ремонт его не производился, дом находится в аварийном состоянии. Сваи сгнили, из-за чего дом покосился, перекосились все полы, заклинивает квартирные двери. Деревянные крыльца дома тоже имеют перекос. Оконные блоки и рамы обветшали и рассыпаются. Входные дверные проёмы в подъезды сгнили. Печи рушатся, так как под ними сгнил фундамент. Электрическая проводка в доме не менялась более 20 лет, что может привести к возгоранию квартир и дома в целом. Утепление полов не соответствует нормам СНИП по г.Архангельску, поэтому на первом этаже дома во всех квартирах холодно. Жильцами дома неоднократно делались заявки в письменной и устной форме по поводу ремонта дома, но их обращения оставлены без внимания, в результате чего они были вынуждены обратиться в суд для защиты своих интересов. Просят обязать ответчиков произвести ремонт дома № *** по ул.*** г.Архангельска, в том числе мэрию г.Архангельска провести ремонт свайного основания, кровли, произвести ремонт цокольного перекрытия, произвести окраску обшивки здания по всему периметру, произвести замену чердачного перекрытия, ремонт межэтажного перекрытия в квартирах № 1, 4, 6, 7, 8, выполнить замену 4 крылец в двух подъездах, произвести демонтаж печей в квартирах № 1, 4, 6, 7, 8. ТСЖ просят обязать выполнить текущий ремонт: отремонтировать два подъезда (побелка и покраска, лестничные марши и клетки), заменить общедомовую электропроводку по всему дому, выполнить переборку полов в квартирах № 1, 4, 6, 8 с заменой полового покрытия на 25%, произвести ремонт оконных блоков в квартирах № 1, 4, 6, 7, 8 и двух окон в подъездах, произвести ремонт входных дверных блоков в квартирах № 1, 4, 6, 8 и восьми дверей в двух подъездах. Взыскать с ответчиков в пользу ФИО5 *** руб. *** коп. судебных издержек.
В дальнейшем заявленные требования были уточнены, истцы просили обязать мэрию г.Архангельска произвести ремонтные работы капитального характера дома № ***: заменить по всему свайному полю сваи, произвести ремонт цокольного перекрытия, заменить кровлю по всей крыше, произвести окраску обшивки здания по всему периметру, произвести замену чердачного перекрытия, ремонт межэтажного перекрытия в кв. 4, 6, 7, 8, выполнить полную замену крыши и четырёх крылец в двух подъездах, произвести демонтаж печей в кв. №1- 3 шт., №4 - 3шт., №6 - 3 шт., №7 - 2шт., №8 - 3шт. Обязать ТСЖ отремонтировать два подъезда (побелка и покраска, лестничные марши и клетки), заменить общедомовую электропроводку по всему дому, выполнить переборку полов в квартирах № 4, 6, 8 с заменой полового покрытия на 25%, произвести ремонт оконных блоков в квартирах № 3, 4, 6, 7, 8 и двух окон в подъездах, произвести ремонт входных дверных блоков в квартирах № 3, 4, 6, 8 и восьми дверей в двух подъездах. Взыскать с ответчиков в пользу ФИО5 *** руб. *** коп. судебных издержек.
Затем 17 июля 2012 г. истцы представили дополнение к исковому заявлению, которым дополнительно просили обязать мэрию г.Архангельска произвести ремонт дренажно-ливневых канав и тротуаров вокруг дома по ул.***, д.***.
В последствии 5 сентября 2012 г. истцы уточнили заявленные требования в части демонтажа печей, просили вместо производства демонтажа печей в кв. №1- 3 шт., №4 - 3шт., №6 - 3 шт., №7 - 2шт., №8 - 3шт. обязать мэрию г.Архангельска произвести капитальный ремонт печей в кв. №1 - 3 шт., №3 - 3 шт., №4 - 3шт., №5 - 2 шт., №6 - 3 шт., №7 - 2шт., №8 - 3шт.
В судебном заседании 25 сентября 2012 г. истицы ФИО5, ФИО2 и представитель истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4 П.В.А. заявили об отказе от части исковых требований к мэрии г.Архангельска, а именно: от требования по обязанию мэрии г.Архангельска произвести ремонт межэтажного перекрытия в кв. 1, 4, 6, 7, 8.
Определением суда производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании 6 ноября 2012 г. истцы дополнительно просили взыскать с ответчиков в пользу ФИО5 *** руб. *** коп. судебных издержек.
В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены ООО», собственник квартиры №1 К.Т.Н.., наниматель квартиры №2 Х.О.Р.., собственник квартиры №4 О.В.И.. и собственник квартиры №7 Д.Е.А.
В судебном заседании истцы ФИО5, ФИО2, ФИО3 свои требования поддержали.
ФИО4 и ФИО1 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель истцов ФИО2, ФИО4, ФИО1 - П.В.А. поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика мэрии г.Архангельска Т.Н.А. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила что в связи с тем что спорный дом является ветхим, так как физический износ составляет 66%, то проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно. Кроме того, в соответствии с решением Архангельской городской думы от 2 сентября 2011 г. №310 «Об утверждении городской адресной программы развития застроенных территорий муниципального образования «город Архангельск» на 2011-2013 годы» дом подлежит сносу при строительстве многоэтажных жилых домов. Земельный участок должен быть выставлен на аукцион в 2013 г. Также не согласна с требованием о производстве ремонта печей, так как дом оборудован центральной системой отопления, которая обеспечивает требуемый температурный режим помещения, необходимости в печном отоплении не имеется. Считает требование о ремонте дренажно-ливневой системы необоснованным. Указала, что истцами не доказана необходимость такого ремонта.
Представитель ответчика ТСЖ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица К.Т.Н.Х.О.Р.., О.В.И. и Д.Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
Выслушав истцов, представителя истцов, представителя мэрии г.Архангельска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.210 ГК РФ, ч.3, 4 ст.30 ЖК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, обязан поддерживать это имущество в надлежащем состоянии.
Согласно п.2 ст.676 ГК РФ в обязанности наймодателя жилого помещения входит осуществление надлежащей эксплуатации жилого дома, обеспечение проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с п.п.2, 3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наём жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п.2 п.п. «в», «г» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее по тексту - Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В соответствии с п.10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно ст.44 ЖК РФ, п.21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
Судом установлено, что ФИО2 является нанимателем квартиры № *** дома № *** по ул.*** в г.Архангельске (л.д.18), ФИО4 - нанимателем квартиры № *** (л.д.24), ФИО3 - наниматель квартиры № *** (л.д.21), ФИО1 -собственником квартиры № *** (л.д.15), ФИО5 на праве собственности принадлежит *** доля в праве общей долевой собственности на квартиру № *** данного дома (л.д.27).
Дом №*** по ул.*** в г.Архангельске представляет собой многоквартирный дом, состоящий из 8 квартир, из которых четыре (по состоянию на 6 июня 2012 г.) числятся в составе казны МО «Город Архангельск».
Из технического паспорта на жилой дом следует, что дом 1936 года постройки, последний капитальный ремонт был произведён в 2009 году, в ходе которого произведено устройство городков. Износ дома, выражающийся в осадке отдельных участков фундамента здания, поражением гнилью верха свай, поражением гнилью пола, прогрессирующими трещинами в штукатурке стен и потолков, отколами, трещинами печей, уклонами полов, на 28 декабря 2011 г. составлял 66% (л.д.67-78).
Из заключения эксперта ООО"НЭ" № 152 от 23 марта 2012 г. следует, что свайный фундамент дома имеет физический износ 76 % и нуждается в замене оголовков свай, с вывешиванием стен. Работы по восстановлению свайного фундамента носят капитальный характер.
Физический износ стен составляет 48%, наружные и внутренние рубленные стены нуждаются в частичной переборке с добавлением нового материала. После переборки стен необходимо провести работы по восстановлению обшивки наружных стен с последующей окраской обшивки для защиты конструкций от гниения. Работы носят капитальный характер.
Цокольное перекрытие дома нуждается в усилении балок, разборке и ремонте части перекрытия. Для дальнейшей эксплуатации необходимо провести ремонтные работы по монтажу временных креплений, демонтажу части конструкций цокольного перекрытия, усиление балок, монтаж новых конструкций цокольного перекрытия, укладка утеплителя, восстановление покрытия чернового пола, которые носят капитальный характер.
Согласно заключению эксперта физический износ чердачного перекрытия дома составляет 64% и нуждается в полной замене покрытия.
Крыльца дома имеют дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности и для дальнейшей эксплуатации крылец, необходимо полностью их заменить.
У крыши дома имеются следующие дефекты: расхождение врубок горизонтальных конструкций нижнего пояса ферм, массовые протечки, повреждения деталей слуховых окон, увлажнение древесины, поражение гнилью древесины стропил и обрешётки, расхождение конька крыши, горизонтальное искривление нижнего пояса ферм. Физический износ составляет 70% и как следствие необходима замена деревянных конструкций. Необходимый ремонт крыши носит характер капитального ремонта.
Кровля крыши имеет 50% физического износа, в следствии чего необходима замена рядового покрытия с использованием до 25% старого материала, данные работы относятся к текущему ремонту.
Полы дома вследствие осадки основания и дефектов фундамента здания имеют единичные мелкие сколы, щели между досками, стирание досок в ходовых местах, повреждение отдельных досок, прогибы и просадки, местами изломы отдельных досок, наблюдается поражение гнилью и жучком досок, разрушение пола. Согласно заключению, следует провести перестилку полов с добавлением нового материала до 25% площади пола, заменить лаги местами, что относится к текущему ремонту.
Окна дома имеют 53% физического износа и требуют ремонт переплётов и коробки с добавлением нового материала.
Дверные полотна в доме по причине дефектов фундамента здания осели, дверные коробки перекошены, наличники повреждены, что требует текущего ремонта.
Физический износ отделочных покрытий дома составляет 30% и нуждается в ремонте штукатурки местами до 1 м. кв. на площади до 5%. Для восстановления окрасочного слоя полов необходимо провести окраску.
Печи в доме имеют следующие дефекты: трещины в разделках, мелкие трещины в штукатурке, сдвиги и выпадение отдельных кирпичей в кладке, разрушение кирпичной кладки печей. Печи в доме нуждаются в полной перекладке с добавлением кирпича и ремонте основания, что является капитальным ремонтом
Система электрооборудования нуждается в ремонте, так как наблюдается потеря эластичности изоляции проводов, имеются следы коррозии на поверхности металлических шкафов. В процессе ремонта необходимо произвести замену отдельных участков сетей и приборов, что относится к текущему ремонту.
Наличие всех перечисленных дефектов подтверждается и заключением о техническом состоянии строительных конструкций дома № *** по ул.*** в
г.Архангельске от 13 мая 2011 г., утверждённым исполняющим обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Беловыми А.В.
На основании п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда.
Жилой дом №*** по ул.*** в г.Архангельске находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск». По состоянию на 6 июня 2012 г. и по настоящее время четыре квартиры из восьми указанного дома - №№ 2, 3, 5, 6 общей площадью 267,8 квадратных метров числятся в реестре имущества МО «Город Архангельск» (л.д.34).
Мэрия г.Архангельска, осуществляя от имени муниципального образования права собственника (ст.215 ГК РФ), в соответствии со ст.210 ГК РФ несёт бремя содержания принадлежащего ей имущества.
Обязанность проведения капитального ремонта лежит на собственнике дома, то есть на мэрии г.Архангельска.
При рассмотрении дела судом установлено, что обязательств по капитальному ремонту свайного основании, цокольного, чердачного, кровельного покрытия, крылец и печей дома №*** по ул.*** в г.Архангельске мэрия г.Архангельска не исполнила.
Поскольку мэрия г.Архангельска устранилась от выполнения своих обязательств по капитальному ремонту свайного основании, крыши, кровельного покрытия, цокольного и чердачного перекрытия, крылец и печей спорного дома, что влечёт нарушение прав истцов на достойное коммунально-бытовое обслуживание, суд считает необходимым обязать мэрию г.Архангельска выполнить вышеуказанные работы по капитальному ремонту дома.
Доводы мэрии г.Архангельска о том, что мэрия является собственником дома наряду с гражданами - собственниками жилых помещений и не должна единолично нести обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества дома являются необоснованными по следующим основаниям.
В силу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» обязанность по капитальному ремонту жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у ответчика, как у бывшего наймодателя, и не исполненная им на момент приватизации жильцами занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно заключению эксперта ООО"НЭ" №656 от 28 сентября 2012г. величина физического износа жилого дома №*** по ул.*** в г.Архангельске на 1 января 1996 г. составляла 64,08% (л.д.207-211).
Истица ФИО1 зарегистрирована по адресу: г.Архангельск, ул.***, кв.*** с 12 августа 1969 г., а приватизировала квартиру в 1998 году.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент приватизации квартиры перед истицей ФИО1 у наймодателя уже имелась обязанность по проведению капитального ремонта дома, а поэтому она сохраняется и до настоящего времени.
ФИО5 на праве собственности принадлежит *** доля в праве общей долевой собственности на квартиру № *** дома *** по ул.*** в г.Архангельске.
Свою обязанность по содержанию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в доме истица исполняет надлежащим образом путём внесения платы на счёт ТСЖ, задолженности по оплате коммунальных услуг, содержания, капитального и текущего ремонта не имеет, и вправе как собственник предъявлять требование о проведении капитального и текущего ремонта дома.
При рассмотрении дела судом установлено, что обязательства по капитальному ремонту жилого дома № *** по ул.*** в г.Архангельске мэрия г.Архангельска не исполнила и обязанность по проведению капитального в соответствии с экспертным заключением по указанному адресу сохраняется до настоящего времени.
Кроме того, в соответствии ст.249 ГК РФ, ст.39 ст.158 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирных домах несут расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доказательств того, что истцы не производят оплату за предоставленные услуги и оплату жилья, а бывшим наймодателем выполнены условия вышеуказанных норм закона о проведении капитального ремонта жилого дома, ответчиком мэрией г.Архангельска суду не представлено.
Истцы ФИО2, ФИО4 и ФИО3 занимают квартиры в указанном доме на основании договоров социального найма, а поэтому мэрия г.Архангельска обязана выполнить капитальный ремонт дома в силу ст.65 ЖК РФ, поскольку обязанность осуществлять капитальный ремонт жилого помещения и общего имущества дома лежит на наймодателе.
Указанные обязанности наймодателя жилого помещения отражены в договорах социального найма, заключённых между МО «Город Архангельск» и истцами.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.161 ЖК собственниками жилых помещений, мэрией г.Архангельска в данном случае, выбран способ управления домом - управление ТСЖ.
Документом, регламентирующим взаимоотношения между ТСЖ и членами ТСЖ является Устав ТСЖ.
Между истцами и ответчиком ТСЖ письменных договоров не заключалось.
Жильцы дома *** по ул.*** неоднократно обращались по поводу текущего и капитального ремонта дома в организации, обслуживающие дом, в администрацию Соломбальского округа г.Архангельска.
Необходимость проведения капитального и текущего ремонта дома представителями ответчиков не оспаривалась, однако они указали, что по поводу ремонта не было общего собрания собственников дома.
В соответствии с ч.2 ст.158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учётом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что общее собрание собственников жилых помещений дома № *** по ул.*** по вопросу капитального ремонта проводилось, но решение по данному вопросу принято не было из-за отсутствия кворума.
Так как вопрос по капитальному ремонту собственниками не решён, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г.Архангельска обязанность по проведению капитального ремонта по замене свайного основания, цокольного, чердачного перекрытия, кровельного покрытия, ремонту крыши и крылец в доме № *** по ул.*** в г.Архангельске.
Кроме того, из заключений эксперта ООО"НЭ" №152 от 23 марта 2012 г. и №601 от 20 сентября 2012г. следует, что печи в квартирах № 1, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 нуждаются в полной перекладке с добавлением кирпича и ремонте основания, что является капитальным ремонтом. К тому же согласно заключению дымоходы и фундаменты печей являются общим имуществом для квартир первого и второго этажа и, как следствие, относятся к общедомовой собственности, что ответчиками не оспаривается.
Конструкции печей находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе имеют место дефекты печей, а именно, глубокие трещины и сдвиг кирпичей в топливнике, глубокие трещины в наружной кладке, выпадение кирпичей в топливниках. Вышеуказанные дефекты являются следствием физического износа конструктивных элементов печей, их фундамента, кирпичной кладки и фундамента дома в целом. Из-за ненадлежащего состояния фундамента дома, его неравномерной осадки, происходит разрушение печей. Если фундамент печей не будет отремонтирован или заменен, то состояние печей в квартирах истцов будет ухудшаться.
Не принимается во внимание довод представителя мэрии г.Архангельска об отсутствии оснований для ремонта печей в связи с оборудованием спорного дома центральной системой отопления, которая обеспечивает требуемый температурный режим в помещениях.
Учитывая, что спорный дом согласно техническому паспорту является деревянным с печным отоплением, при этом отопительные печи, являющиеся общедомовым имуществом, не демонтированы и как следствие могут быть использованы жильцами в целях отопления, что может привести к высокой пожарной опасности по причине их непригодности и неисправности, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г.Архангельска, как на надлежащего ответчика, обязанность по проведению капитального ремонта печей в кв. №1- 3 шт., №3 - 3 шт., №4 - 3шт., №5 - 2 шт., №6 - 3 шт., №7 - 2шт., №8 - 3шт.
Довод мэрии г.Архангельска о нецелесообразности проведения капитального ремонта дома в целом в связи с его включением в адресную Программу развития застроенных территорий муниципального образования «Город Архангельск» на 2011 -2013 годы, согласно которой дом № 63 по ул.Советской подлежит сносу при строительстве многоэтажных жилых домов, суд считает несостоятельным.
Мероприятия программы предусматривают подготовку правоустанавливающих документов и координацию работ по развитию застроенных территорий, а именно: подготовку земельных участков для жилищного строительства, на которых расположен непригодный для проживания жилищный фонд. Участок в границах ул.Советская - ул.Кедрова, на котором расположен спорный дом, планируется выставить на аукцион в 2013 году, что в свою очередь не свидетельствует о том, что в ближайшее время жильцы дома будут расселены в жильё, соответствующее социальным стандартам, так как абсолютной гарантии, что аукцион состоится, нет.
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объёмах материальных и финансовых ресурсов.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций.
В соответствии с п.12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учётом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается различными способами в зависимости от способа управления многоквартирным домом.
Главой 13 ЖК РФ предусмотрены нормы, регламентирующие деятельность, права и обязанности товарищества собственников жилья. Исходя из смысла указанных норм, основной целью товарищества является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества дома, обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников.
Согласно материалам дела, жилой дом № 63 по ул.Советской в г.Архангельске передан в управление ТСЖ Это факт установлен также из показаний сторон и никем не оспаривается.
В силу ч.3 ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору.
Пунктом 11 Правил определено, что понятие содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава ТСЖ товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирных домах, для этого оно в соответствии с пунктом 3.1. Устава вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, а на основании п. 4.1 Устава обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, а также обязанность по производству
текущего ремонта дома № *** по ул.*** в г.Архангельске лежит на ТСЖ в силу законодательных норм, Устава ТСЖ
Жилищный кодекс Российской Федерации также не содержит запрета для ТСЖ самому инициировать проведение общего собрания собственников.
При этом начисление и сбор платежей за содержание и ремонт общего имущества производился МУ «ИРЦ» в пользу ТСЖ согласно агентскому договору от 17 июня 2008 г. Перечисление собранных средств с населения по указанной статье производился в адрес ТСЖ
Согласно заключению эксперта ООО"НЭ" № 152 от 23 марта 2012г.по дому требуется проведение работ текущего характера кровли крыши, пола, окон, дверей, электропроводки всего дома, косметический ремонт подъездов.
Учитывая изложенное и то, что ни один из собственников не проявил инициативу о созыве общего собрания для решения вопроса о производстве ремонтных работ, а текущий ремонт пола в квартирах № 6 и 8, оконных блоков в квартирах № 3, 6, 7, 8 и двух окон в подъездах, входных дверных блоков в квартирах № 3, 6, 8 и восьми дверей в подъездах, электропроводки всего дома, косметический ремонт подъездов необходим, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ТСЖ как на надлежащего ответчика по данным требованиям, обязанность проведения указанных работ. А также обязать его произвести ремонт тротуаров вокруг дома.
В тоже время требования о текущем ремонте пола, окон и входной двери в квартире №4 не подлежит удовлетворению, так как согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ, пп. «д» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, находящиеся в квартирах окна, входные двери и полы, не включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, а являются собственностью владельца помещения, распоряжение которыми, в том числе обращение в суд о понуждении проведения текущего ремонта, происходит по волеизъявлению последнего. Собственник квартиры №4 *** не является истцом по данному делу.
Также требование по восстановлению дренажно-ливневой системы вокруг дома для предотвращения затопления территории дома не может быть отнесено к ремонтным работам, поскольку вокруг дома дренажной системы не было, и она не была предусмотрена при строительстве дома, т.е. дом был сдан в эксплуатацию не канализованный. В частности, установка дренажной системы влечёт модернизацию дома, потребует дополнительных проектно-изыскательских работ, составления проектно-сметной документации, заключения договоров на новое строительство, что подтверждается сообщением МУП (л.д.160), и что никем из сторон не оспаривается. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требования по восстановлению дренажно-ливневой системы для предотвращения затопления территории дома следует отказать.
Истцы просят установить сроки по проведению капитального и текущего ремонта.
Анализируя данное требование истцов с учётом положений ст.204 ГПК РФ, суд находит разумным установить сроки выполнения указанных работ до 31 декабря 2013 г.
Установлено, что истцом по делу ФИО5 были понесены судебные расходы по составлению экспертных заключений № 152, 656, 601 в сумме *** руб., расходы по направлению телеграмм ответчикам об извещении о проведении экспертизы в сумме *** руб. *** коп., по получению выкопировки в сумме *** руб. *** коп., всего на сумму ****** руб. *** коп. Данные расходы подтверждены документально (л.д.186, 187, том 2 л.д.161, 231).
Все понесенные расходы суд считает необходимыми для предъявления иска в суд и рассмотрения дела, поэтому они в силу ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчиков в равных долях по *** руб. *** коп. с каждого в пользу истицы ФИО5
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Таким образом, с ТСЖ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере *** руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ТСЖ мэрии г.Архангельска об обязании провести ремонтные работы по дому удовлетворить частично.
Обязать мэрию г.Архангельска в срок до 31 декабря 2013 г. выполнить ремонтные работы капитального характера, а именно: ремонт свайного основания, крыши, кровельного покрытия, цокольного и чердачного перекрытия, четырёх крылец, ремонт печей в квартирах № 1- 3 шт., № 3 - 3 шт., № 4 - 3шт., № 5 - 2 шт., № 6 - 3 шт., № 7 - 2шт., № 8 - 3шт.в доме *** по ул.*** в г.Архангельске.
Обязать ТСЖ в срок до 31 декабря 2013 г. провести ремонтные работы текущего характера, а именно: произвести косметический ремонт подъездов, окраску обшивки здания по всему периметру, заменить общедомовую электропроводку по всему дому, выполнить переборку полов в квартирах № 6 и 8 с заменой полового покрытия на 25%, произвести ремонт оконных блоков в квартирах № 3, 6, 7, 8 и двух окон в подъездах, произвести ремонт входных дверных блоков в квартирах № 3, 6, 8 и восьми дверей в двух подъездах в доме *** по ул.*** в г.Архангельске, произвести ремонт тротуаров вокруг указанного дома.
Взыскать с мэрии г.Архангельска в пользу ФИО5 судебные расходы в размере *** руб. *** коп.
Взыскать с ТСЖ в пользу ФИО5 судебные расходы в размере *** руб. ***.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ТСЖ в доход бюджета государственную пошлину в сумме *** руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 9 ноября 2012 г.
Судья А.Н. Фролов