Копия Дело №2-6787/2021 УИД 63RS0045-01-2021-009183-98 Решение Именем Российской Федерации 17 декабря 2021г. Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Левиной М.В., при секретаре Волкове Д.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-6787/2021 по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, <данные изъяты> об обязании обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), Установил: Заместитель прокурора Промышленного района г. Самара обратился в суд с иском об обязании обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к ответчикам Департаменту образования Администрации г.о. Самара, <данные изъяты>, в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Промышленного района г. Самары во исполнение указания прокуратуры Самарской области от 29.06.2011 № 69-орг/21 «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района антитеррористического законодательства, в том числе <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что <данные изъяты>, по результатам категорирования присвоена третья категория опасности, однако <данные изъяты> не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В силу действующего законодательства данные нарушения недопустимы. По данному факту прокуратурой вынесено представление от <данные изъяты> об устранении указанных нарушений. Согласно ответу на данное представление директор образовательного учреждения сообщил, что неоднократно обращался в Департамент образования Администрации г.о. Самара по вопросу выделения денежных средств, для устранения указанных нарушений, однако, финансирование не обеспечено. По мнению истца, приведенные обстоятельства свидетельствуют о неприятии мер к устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства. На основании изложенного, заместитель прокурора Промышленного района г. Самары просил суд обязать <данные изъяты> в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно - заключить контракт на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование <данные изъяты> для заключения контракта на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Старший помощник прокурора Промышленного района г. Самара Мосталыгина А. В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика ФИО5. в судебном заседании исковые требования не оспаривала, дала пояснения аналогичные отзыву на исковое заявление, просила обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить субсидию для реализации муниципальной программы городского округа Самара «Совершенствование организации предоставления образования в городском округе Самара» на 2020-2025 годы на обеспечение физической охраны. Представитель ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения. В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" следует, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). Согласно ст. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 закреплено, что террористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. В соответствии со ст. 18 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта. Согласно п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях), своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории), организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них. Согласно п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями. В соответствии с п. 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обучения работников объекта (территории) действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта, проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Согласно п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Промышленного района г.о. Самара во исполнение указания Прокуратуры Самарской области «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения <данные изъяты> требований антитеррористического законодательства. Из материалов дела следует, что <данные изъяты> допущены нарушения антитеррористической защищенности, заключающиеся в том, что в <данные изъяты>» г.о. Самара не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Данные обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались. Прокуратурой Промышленного районного г.о. Самара в адрес руководства <данные изъяты> выдано предписание об устранении указанных нарушений требований антитеррористического законодательства. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом образования Администрации городского округа Самара был издал приказ <данные изъяты> «О внесении изменений в объемы субсидий», однако в указанном приказе <данные изъяты> средства на оплату услуг охраны из средств муниципального бюджета выделены не были. Услуги по охране были оплачены Школой только в период с ДД.ММ.ГГГГ года за счет добровольных пожертвований граждан и привлечения средств от оказания платных образовательных услуг (образовательная программа «Предшкола»). Фактически с ДД.ММ.ГГГГ года Школа, не имея бюджетного финансирования и иных источников для оплаты услуг сотрудников <данные изъяты>», вынуждена была расторгнуть контракт с частной охранной организацией и организовывать охрану объекта силами вахтеров и ночных сторожей в рамках выделенных бюджетных средств. Согласно ответу <данные изъяты>, по вопросу выделения финансирования на физическую охрану Учреждения директор общеобразовательной организации неоднократно обращался в Департамент образования Администрации г.о. Самара, но денежные средства до настоящего времени не выделены. В материалы дела представлены письменные обращения от ДД.ММ.ГГГГ представителя Департамента образования Администрации г. о. Самара на имя Главы г.о. Самара, согласно которым Департаментом образования Администрации г.о. Самара, с учетом категорирования муниципальных образовательных учреждений, с последующей разработкой паспортов безопасности объектов, выявлены нарушения Постановления Правительства РФ №1006 от 02.08.2019 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ…», в связи с чем, возникла необходимость в выделении дополнительных финансовых средств для приведения муниципальных образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования. Согласно информации Департамента финансов Администрации г.о. Самара по вопросу необходимости обеспечения антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Департаменту образования Администрации г.о. Самара сообщено, что проект бюджета г.о. Самара на 2021 и плановый период 2022-2023г. формируется в условиях экономической ситуации, сложившейся в связи с короновирусной инфекцией, параметры бюджета прогнозируются ниже уровня текущего года, соответственно, планирование и распределение бюджетных средств должно осуществляться исходя из социальной значимости и приоритетности задач, связанных с обеспечением обязательных социальных гарантий, следовательно, вопросы, требующие выделения дополнительного выделения бюджетных ассигнований, целесообразно рассмотреть в процессе исполнения бюджета на соответствующий финансовый год при наличии дополнительных источников дохода. Учитывая представленные в материалы дела доказательства, следует вывод, что до настоящего времени выявленные прокуратурой Промышленного района г.о. Самара нарушения требований антитеррористической защищенности здания <данные изъяты>, выражающиеся в отсутствии охраны здания сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не устранены. Вместе с тем, в силу требований ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на территории данного образовательного учреждения является обязательным, т.к. направленно на уменьшение риска, связанного с возникновением террористической угрозы на территории образовательного учреждения, соответственно на пресечение преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. Учитывая, что Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, осуществляющим управление в сфере образования города Самара, в компетенцию которого входит организация финансирования образовательного учреждения, по мнению суда, ответчика Департамент образования Администрации г.о. Самара необходимо обязать предоставить финансирование <данные изъяты> для заключения контракта на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом само образовательное учреждение <данные изъяты> следует обязать обеспечить в здании безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, выражающиеся в обязании заключить контракт на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При таких обстоятельствах, следует вывод, что исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, <данные изъяты> о возложении обязанностей законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Решил: Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары удовлетворить. Обязать <данные изъяты> в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно - заключить контракт на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование <данные изъяты> для заключения контракта на предоставление охранных услуг сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 24 декабря 2021 года. Председательствующий: подпись М.В.Левина Копия верна: Судья: Секретарь: Подлинный документ подшит в материалах дела №2-6787/2021 (УИД 63RS0045-01-2021-009183-98) Промышленного районного суда г. Самары |