Дело № 2-678/2023
УИД 61RS0040-01-2023-000735-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Большаковой И.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием: помощника прокурора <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мартыновского района Ростовской области, о понуждении к совершению действий по передаче объектов водоснабжения и водоотведения путем заключения концессионного соглашения, третье лицо: МУП ЖКХ «Мартыновское»,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора обратился в суд с иском к администрации Мартыновского района Ростовской области о понуждении к совершению действий по передаче объектов водоснабжения и водоотведения путем заключения концессионного соглашения, указав, что прокуратурой района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. ст. 21-22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения администрацией Мартыновского района требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой установлено администрацией Мартыновского района переданы на баланс МУП ЖКХ «Мартыновское» Мартыновского района на праве хозяйственного ведения централизованные объекты холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Мартыновский район». Конкурс на право заключения договора аренды либо на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водопроводного хозяйства администрации Мартыновского района в 2022 году проведен в связи с внесением представления прокурором района, однако по его итогам договоры аренды, концессии не заключены. При этом в истекшем периоде 2023 года новый конкурс на право заключения концессионного соглашения не подготовлен и не проведен. Кроме того, план долгосрочной передачи коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям также не разработан и не утвержден. Администрацией района передача водопроводных объектов в обход публичных процедур свидетельствует о предоставлении преимущества МУП ЖКХ «Мартыновское» Мартыновского района. Передача МУП ЖКХ «Мартыновское» спорных объектов водопроводного хозяйства без проведения торгов с нарушением ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ противоречит нормам ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Просит обязать администрацию Мартыновского района Ростовской области обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения согласно перечню, утвержденному постановлением администрации Мартыновского района Ростовской области от 17.01.2023 № 55 «Об утверждении перечня муниципальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений», путем заключения концессионного соглашения, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представить истца – помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поступил отзыв на иск в части увеличения срока передачи права пользования объектами водоотведения и водоснабжения до 30 месяцев.
Представитель третьего лица - МУП ЖКХ «Мартыновское» в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещены, возражений относительно иска не имеют.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных данным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного федерального закона.
Согласно части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5-ть (пять) лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством РФ указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 11.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями указанного Закона являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Из приведенных правовых норм следует, что в отношении государственных и муниципальных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.
Предоставление таких объектов во владение и пользование на условиях аренды допускалось в исключительных случаях и лишь для обеспечения эксплуатации и обслуживания сетей в период до фактической передачи концессионеру объекта концессионного соглашения, если условия подлежащего заключению соглашения предусматривали передачу объекта соглашения по истечении определенного времени после проведения конкурса.
В настоящее время заключение договора на временное владение соответствующим имуществом без проведения конкурса на заключение концессионного соглашения законом не допускается.
Из письменных материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Мартыновский район» является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления. Администрация от имени муниципального образования осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом.
Суд установил, что прокуратурой Мартыновского района Ростовской области проведена проверка исполнения администрацией Мартыновского района требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.
В ходе проведенной проверки установлено, что имущественный комплекс холодного водоснабжения и водоотведения находится в собственности муниципального образования «Мартыновский район», установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры администрацией Мартыновского района не соблюден, указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся в эксплуатации (фактическом пользовании) на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Мартыновское» Мартыновского района на основании постановлений администрации Мартыновского района от 28.04.2020 № 556, от 10.07.2017 № 853, от 28.02.2017 № 247, от 16.06.2017 № 705), бездействие по своевременному проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения привели к созданию для пользования МУП ЖКХ «Мартыновское» Мартыновского района, преимущественные условия в получении возможности эксплуатации муниципального имущества жилищно-коммунальной сферы, к ограничению конкуренции между претендентами на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.
Постановлением администрации Мартыновского района Ростовской области от 17.01.2023 № 55 утвержден перечень муниципальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»:
Сооружения протяженностью 72 м, кадастровый №
Сооружения протяженностью 500 м, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 6234 м, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 589 м, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 1580 м, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 1583 м, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина,кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Ливневая канализационная сеть
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Водозаборная скважина, кадастровый №
Водопроводные сети, кадастровый №
Водопроводные сети, кадастровый №
Водопровод, кадастровый №
Колодец кадастровый №
Колодец кадастровый №
Колодец кадастровый №
(водопроводные сети) протяженностью 4940 м, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 11842 м, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Сети водопроводные протяженностью 10965м, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 3574 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 12812 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 7850 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 8000 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 9970 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 6925 м, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 9840 м, кадастровый №
Здание насосной станции, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Водопроводные сети, кадастровый №, протяженностью 9600 м
Водопроводные сети, кадастровый №, протяженностью 6400 м
Водопроводные сети, кадастровый №, протяженностью 4300 м
Водопроводные сети, кадастровый №, протяженностью 2245 м
Скважина, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 4000 м, кадастровый №
Скважина инвентарный №, кадастровый №
Централизованная система холодного водоснабжения, кадастровый №
Централизованная система холодного водоснабжения, кадастровый №
Централизованная система холодного водоснабжения, кадастровый №
Централизованная система холодного водоснабжения, кадастровый №
Колодец, кадастровый №
Скважина, <адрес>
Скважина, <адрес>
Водопроводные сети <адрес>, Заречная, Новоселов, ФИО1, Юбилейная, Ленина, Школьная, пер. Советский, Мира, Октябрьский, Пионерский, Студенческий, Речной, Степной
Водопроводные сети, <адрес>, Степная, Школьная, ГородокВодопроводные сети, <адрес>, Школьная, Широкая, Новая
Башня водонапорная №, кадастровый №
Водонапорная башня №, кадастровый №
Артезианская скважина №, кадастровый №
Артезианская скважина №, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1000 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1000 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 2340 м, кадастровый №
Водопровод (лит В9) протяженностью 1240 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1630 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 920 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1000 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1750 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1190 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 2400 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1920 м, кадастровый №
Водопровод протяженностью 1610 м, кадастровый №
Сооружение протяженностью 8886 м, кадастровый № (водопровод)
Сооружения протяженностью 8178 м, кадастровый № (водопровод)
Сооружения протяженностью 2763 м, кадастровый № (водопровод)
Сооружения протяженностью 6629 м, кадастровый № (водопровод
Сооружение, кадастровый № (скважина)
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Башня водонапорная, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 12700 м, кадастровый №
Сооружение протяженностью 2370 м, кадастровый № (водопровод)
Сооружение протяженностью 19681 м, кадастровый № (водопровод)
Сооружение протяженностью 4737 м, кадастровый № (водопровод)
Скважина, кадастровый №
канализационная насосная станция, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Скважина, кадастровый №
Водопроводные сети протяженностью 5900 м, кадастровый №
Очистные сооружения канализационных стоков, кадастровый №
Здание насосной станции, кадастровый №
Сооружение (башня водонапорная) КН 61:20:0060101:5214
Установка по доочистке и обеззараживанию питьевой воды
Артезианская скважина, КН 61:20:0600015:414
Скважина, КН 61:20:0010101:10693
Скважина, КН 61:20:0010101:10698
Скважина, КН 61:20:0030101:2712
Скважина, КН 61:20:0090401:1021
Скважина, КН 61:20:0600012:412
Скважина, КН 61:20:0600014:1430
Пожарный колодец <адрес> 4. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 11. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 1. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 2. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 3. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 1. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 2. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 3. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 4. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 1. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 2. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 3. Инвентарный №а
Пожарный гидрант <адрес> 4. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 5. Инвентарный №
Пожарный гидрант <адрес> 6. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 1. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 10. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 12. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 2. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 3. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 5. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 6. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 7. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 8. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 9. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 1. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 10. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 11. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 2. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 3. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 4. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 5. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 6. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 7. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 8. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 9. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 1. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 10. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 11. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 2. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 3. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 4. Инвентарный №
Пожарный колодец <адрес> 5. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 6. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 7. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 8. Инвентарный №а
Пожарный колодец <адрес> 9. Инвентарный №а
Станция управления СУЗ-40. Инвентарный номер ВА0000000204
Станция СУЗ-40. Инвентарный номер ВА0000000294
Станция СУЗ-40. Инвентарный номер ВА0000000366
Станция СУЗ-40. Инвентарный номер ВА0000000370
Станция СУЗ-40. Инвентарный номер ВА0000000369
Передвижная электростанция ЭД-50-Т400-РПМ19
Передвижная электростанция ЭД-50-Т400
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка, пер. Мирный
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка, <адрес> (терапия)
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка, <адрес> ( музей)
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка, ул. К-Балкарская (МСО)
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка,<адрес>
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка,<адрес>
Башня, инв.№, сл. Большая Мартыновка,Лесхоз
Башня, инв.№, <адрес>
Башня, инв.№, <адрес>
Башня, инв.№, <адрес>
Башня, инв.№<адрес>, пер. Спортивный, 9а
Башня, инв.№<адрес>, пер. Спортивный
Башня, инв.№<адрес>, Новая
Водонапорная башня Рожновского, объемом 25 куб.м.
Водонапорная башня Рожновского, объемом 15 куб.м.
Водонапорная башня Рожновского, объемом 15 куб.м.
Водонапорная башня Рожновского, объемом 15 куб.м.
Водонапорная башня Рожновского, объемом 15 куб.м.
Гидрант пожарный подземный Ру-1,0 МпаН-1,25
Гидрант пожарный подземный ГП-Н=750 мм
Гидрант пожарный подземный ГП-Н=750 мм
Башня водонапорная, инв. №
Станция СУЗ-10№
Станция СУЗ-10№
Башня водонапорная, инв. №
Башня водонапорная, инв. №
Башня водонапорная, инв. №
Башня водонапорная, инв.№
Башня водонапорная, инв.№
Станция СУиЗ "Лоцман"+ -20 (20А) (11.13)
Станция СУиЗ "Лоцман"+ -40 (40А (11.13)
Станция СУиЗ "лоцман+" -40 (40А) (2012)
Станция СУЗ-25 (2012)
Станция СУиЗ "Лоцман+" -40 (40А) (10.15)
Станция СУиЗ "Лоцман+" -40 (40А) 1 (10.15)
Станция УиЗ "Лоцман+" L2-25-IP54-Y2 2016 06
Передвижная электростанция АД-12С-Т400-1РПМ10, инвентарный номер ВА0000000284
Станция управления СУЗ-10
Станция управления СУЗ-10
Насос ЭЦВ 6-10-80
Башня водонапорная
Башня водонапорная
Башня водонапорная
Башня водонапорная
Водонапорная башня Рожновского 25 куб.м
Водонапорная башня (системы Рожновского), инв. №
Водонапорная башня, объем 15 куб.м,
Водонапорная башня, объем 15 куб.м,
Водонапорная башня, объем 15 куб.м,
Водонапорная башня, объем 15 куб.м,
Водонапорная башня, объем 15 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Водонапорная башня, объем 50 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Водонапорная башня, объем 25 куб.м
Передвижная электрическая станция ДГУ ЭД-50-Т400-1РПМ19
Передвижная электрическая станция ДГУ ЭД-50-Т400-1РПМ19
Башня БР-15, инв. №
Башня БР-15, инв. №
Башня БР-15, инв. №
Башня водонапорная, инв. №
Башня водонапорная, инв. №
Многоступенчатый вертикальный насос
Насос центробежный СМ 100 65-250-4
Насос 6-10-140
Насос 6-10-80
Насос погружной Aikon
Насос погружной Aikon
Насос погружной Vodotok БЦПЭ 100-1,2-100
Насос погружной Vodotok БЦПЭ 100-1,2-60
Насос погружной Vodotok БЦПЭ 100-1,2-60
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-120
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-60
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-60
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-60
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-60
Насос погружной ЭЦВ 5-6,5-80
Насос погружной ЭЦВ 6-10-110
Насос погружной ЭЦВ 6-10-110
Насос погружной ЭЦВ 6-10-110
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
Насос погружной ЭЦВ 6-10-140
В адрес главы администрации Мартыновского района внесено представление об устранении нарушений законодательства, так как администрацией района меры к надлежащему исполнению требований ст. 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в полном объеме не приняты, при наличии имущества, подлежащего передаче хозяйствующим субъектам по концессионным соглашениям, требующего расходов на их содержание, обслуживание и ремонт, в нарушение ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» оно в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на 2023 год не включено, сведения о нем либо информация об отсутствии таких объектов на официальном сайте администрации района не размещены, проведение конкурсных процедур по передаче объектов водопровода на 2023 год не запланировано (л.д. 103-106).
Представление рассмотрено, меры к устранению выявленных нарушений фактически не приняты. В сообщении от 05.05.2023, адресованного на имя прокурора района, глава администрации сообщает о неоднократном проведении конкурсных процедур по передаче в концессию централизованных систем холодного водоснабжения, в которых не было подано ни одной заявки, работа по разработке и утверждения плана долгосрочной передачи инфраструктуры по концессионным соглашениям, а также подготовка конкурсной документации и объявление конкурса при необходимости проведения дополнительных обследований планируется завершению до 15.08.2023 (л.д. 107-108).
Согласно пунктам 4 части 1 статьи 14 и 4 части 1 статьи 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
При этом с учетом требований действующего законодательства передача объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Мартыновского района должна быть произведена администрацией только по концессионным соглашениям.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача права пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности МО «Мартыновский район» по концессионным соглашениям администрацией до настоящего времени не осуществлена, что не оспаривается ответчиком.
Не передача муниципального имущества - объектов водоснабжения, объектов водоотведения по концессионным соглашениям противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному использованию находящегося в муниципальной собственности имущества и бюджетных средств, созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление инвестиционной деятельности, а также влечет бремя финансовой нагрузки органа местного самоуправления на содержание объектов водопровода.
Принимая во внимание, что законодательство обязывает передавать имущество по концессионным соглашениям с 01.01.2015 (с учетом переходного периода) указанные ответчиком в отзыве доводы о неоднократном объявлении конкурсов на заключение договора концессии объектов водоснабжения и водоотведения, а также признание конкурсов несостоявшимися в виду отсутствия поданных заявок, не могут свидетельствовать о принятии ответчиком достаточных и эффективных мер (действий) к заключению концессионного соглашения.
Таким образом, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц основаны на нормах действующего законодательства, являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению
Суд, принимая во внимание, объем и характер работ, которые необходимо выполнить ответчику, учитывая доводы возражения ответчика, установленные законом сроки и порядок организации и проведения концессионного конкурса (осуществление ряда последовательных мероприятий для изготовления конкурсной документации, объявление и проведение конкурса), с учетом того, что решение суда должно быть реально исполнимым, считает, что указанный и.о. прокурором срок является недостаточным для устранения ответчиком выявленных нарушений и полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной обязанности в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск и.о. прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мартыновского района Ростовской области, о понуждении к совершению действий по передаче объектов водоснабжения и водоотведения путем заключения концессионного соглашения, третье лицо: МУП ЖКХ «Мартыновское» – удовлетворить.
Обязать администрацию Мартыновского района Ростовской области обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения согласно перечню, утвержденному постановлением администрации Мартыновского района Ростовской области от 17.01.2023 № 55 «Об утверждении перечня муниципальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений», путем заключения концессионного соглашения, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 23.10.2023.
Председательствующий И.А. Большакова