ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6792/18 от 21.11.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-6792/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2018 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Даниловой О.И.,

при секретаре Габовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жукова Михаила Евгеньевича к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконными начисления взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома, аннулирования начисленной задолженности, взыскании судебных расходов

установил:

Истец обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании начисления платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, указывая, что постановлением администрации Липецкой области многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы. Однако в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона Липецкой области от 08 октября 2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта. В связи с изложенным и так как дом является единым целым, то срок с которого у всех собственников возникает обязанность по оплате взносов на капительный ремонта должен быть единым, то истец просит признать незаконным начисление ответчиком платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и возложить на ответчика обязанность аннулировать начисление платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Замятина, д. 1, взыскав с ответчика государственную пошлину в сумме 300 руб.

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, по заявленным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области Королькова Ю.В. исковые требования не признала, указав в своих возражениях, что в силу Закона, обязанность по уплате взносов возникла у истца спустя 8 месяцев. Дом был сдан в эксплуатацию 2 очередями, квартира истца расположена в секции, которая была сдана в перовой очереди. Дом включен в областную программу в соответствии с Постановлением Администрации Липецкой области от 28.11.2013г. № 528 при ее актуализации постановлением Липецкой области от 29.05.2015г. № 275. Постановление Администрации Липецкой области не отменено и не оспорено. Следовательно, обязанность по уплате взносов всех собственников помещений 1-ой очереди строительства возникла с марта 2016г.

Выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Таким образом, действующим Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, по несению расходов на капитальный ремонт.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент актуализации программы, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствие с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 6 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах " обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Судом установлено подтверждается материалами дела, что истец является собственником кв. 345 д. 1 по ул. Замятина г. Липецка.

Многоквартирный дом <адрес> состоит из нескольких секций, введенных в эксплуатацию поэтапно: 22 августа 2014 года – первая очередь и 30 октября 2015 года – вторая очередь.

Секция 6, где располагается квартира истца, введена в эксплуатацию 22.08.2014г. (первая очередь) на основании разрешения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка № RU 48320000-132.

Судом также установлено, что Постановлением Администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы.

Постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2015 года № 275 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года № 528: адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области и включенных в Областную программу капитального ремонта, дополнен позицией 2605: многоквартирный дом № <адрес> 2014 года постройки, общей площадью 9 249,8 кв. м, этажностью 12 этажей, состоящий из 112 квартир с количеством проживающих – 55. Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 04 июня 2015 года.

Постановлением администрации г. Липецка от 31 декабря 2015 года, опубликованном в Липецкой газете 03 февраля 2016 года, в постановление администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года № 528 вновь внесены изменения: в доме 1 по ул. Замятина г. Липецка наряду с первой очередью постройки 2014 г. с общей площадью 9 249,8 кв. м указана вторая очередь площадью 11740,5 кв. м 2015 года постройки, этажностью 15-17-19 с количеством подъездов – 2 и количеством квартир 236.

Вышеуказанные постановления приняты в пределах полномочий и компетенции органа субъекта Российской Федерации, введены в действие и опубликованы в установленном законом порядке.

Сведений об отмене данных постановлений либо об оспаривании их истцом в судебном порядке в материалы дела также не представлено.

Региональным оператором на территории Липецкой области является Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, созданный на основании постановления администрации Липецкой области от 22.10.2013 года № 476 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области».

Таким образом, фонд капитального ремонта общего имущества дома <адрес>, в соответствии с нормативными актами Липецкой области, формируется на счете областного оператора. Следовательно, Фонд капитального ремонта в Липецкой области наделен полномочиями выставлять счета на оплату капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете областного оператора уплата взносов производится собственниками на основании платежных документов, представленных областным оператором (пункт 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.169 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на сентябрь 2014 года), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 ст. 170 и и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч.1).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3).

На момент включения секции в которой расположена квартира истца (первая очередь) многоквартирного дома в программу, действовали положения ст.5 Закона Липецкой области от 08.10.2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в соответствии с которым обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов (ч.6).

При этом, в действующей в настоящее время редакции, с учетом изменений, вступивших в силу 30.12.2015 года, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально утверждена областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Часть 7 приведенного Закона вступила в законную силу 15.12.2015 года, указанной статьей предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Однако, вопреки мнению истца, указанная редакция Закона по отношению к ним применена быть не может, поскольку в соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1).

Коль скоро, часть 7 ст. 5 Закона Липецкой области от 08.10.2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» была введена в действие после сентября 2014 года, когда дом <адрес> был включен в областную программу капитального ремонта, то применительно к обязанности собственников помещений в указанном доме по внесению платы в Фонд, она не применяется.

Ссылка истца на то, что в период 8 месячного срока вступила в силу ч. 7 ст. 5 Закона Липецкой области от 08.10.2013г., а поэтому по истечении 8 месячного срока срок продляется еще на 5 лет, основан на не верном толковании норм действующего законодательства.

Довод истца о том, что дом является единым, не может явиться основанием для удовлетворения иска, так как срок наступления обязанности по уплате взносов завис от даты сдачи дома в эксплуатацию и внесения дома в программу, а указанные действия в отношении данного дома были произведены 2 очередями.

Довод истца о том, что капитальный ремонт дома будет осуществляться одномоментно, а не очередями, не может явиться основанием для удовлетворения требований истца, поскольку не основан на Законе, основан на предположении.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в данном многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включен спорный многоквартирный дом (части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). То есть, истца обязанность уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома <адрес> возникла с марта 2016г.

Коль скоро обязанность по уплате капитальных взносов на капитальный ремонт возникла у истца на основании утвержденной областной программы капитального ремонта, оформленной соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые на настоящий момент являются действующими, никем не оспорены, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о законности начисления истцу ответчиком платы за капитальный ремонт, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Жукову Михаилу Евгеньевичу к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконными начисления взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома, аннулирования начисленной задолженности, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.И. Данилова

Мотивированное решение

изготовлено 26.11.2018г.