ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6796/2021 от 20.10.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

2-6796/2021

10RS0011-01-2021-016775-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Гарлоевой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» об обязании присвоить звание ветерана труда,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что на ДД.ММ.ГГГГ общий трудовой стаж истца составляет <данные изъяты>, стаж службы в таможенных органах - <данные изъяты>. Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в отделение по работе с гражданами в <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы (копия трудовой книжки и справка) и копию удостоверения к награде Федеральной таможенной службы России. Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» отделением по работе с гражданами в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении статуса «Ветеран труда» истцу было отказано по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги (стаж для назначения пенсии по выслуге лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты> и награды <данные изъяты> не относятся к ведомственным знакам отличия в труде). ДД.ММ.ГГГГ истцом была отправлена в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» жалоба на решение, принятое в ходе предоставления государственной услуги отделением по работе с гражданами в <адрес>. Истец просил признать решение по отказу в присвоении статуса «Ветеран труда» неправомерным и отменить его. ДД.ММ.ГГГГ истец по почте получил ответ на жалобу, в котором сказано, что правовые основания для отмены решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» отсутствуют. Истец считает отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным, просит признать решение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» № от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в присвоении звания «Ветеран труда» неправомерным и отменить его, обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» присвоить истцу звание «Ветеран труда», взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную за подачу искового заявления.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указано, что согласно представленным документам, приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награжден медалью «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени, его стаж на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ), учитываемый для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составил <данные изъяты>. Положение к медали «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени утверждено приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, награждение медалью является мерой поощрения должностных лиц и работников <данные изъяты>, при этом, в силу действующего законодательства данная награда <данные изъяты> не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Поскольку истцом не соблюдено условие действующего законодательства о наличии награды, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», основания для применения переходных положений, установленных п. 3 ст. 8 Закона № 388-Ф3 отсутствуют. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «<данные изъяты><данные изъяты> степени.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Стаж службы ФИО1 в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, общий трудовой стаж истца составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в отделение по работе с гражданами в <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие необходимого стажа работы (копии трудовой книжки и справки) и копии удостоверения к награде <данные изъяты>

Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» отделением по работе с гражданами в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении статуса «Ветеран труда» истцу было отказано по причине отсутствия у истца права на получение государственной услуги в связи с тем, что стаж для назначения пенсии по выслуге лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты> и награды <данные изъяты> не относятся к ведомственным знакам отличия в труде.

ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» жалоба на данное решение. Истец просил признать решение по отказу в присвоении статуса «Ветеран труда» неправомерным и отменить его.

Ответом ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» № от ДД.ММ.ГГГГ указало, что решение об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда» принято Центром в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, правовые основания для отмены указанного решения отсутствуют.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» (вместе с «Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия»).

В соответствии с п. 1 Положения № 578, Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.

Согласно п. 2 Положения № 578 знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3 Положения № 578).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе (ФТС России), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В п. 9.2.6. Положения указано, что руководитель Федеральной таможенной службы представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения: 1) объявление благодарности; 2) премирование; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; 5) награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы; 6) досрочное присвоение очередного специального звания; 7) награждение именным оружием; 8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; 9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания (п. 1). Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (п. 4).

В целях совершенствования системы поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации Приказом ФТС РФ от 01.10.2004 № 97 утверждены Положения о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы и Положения о нагрудных знаках и медалях ФТС России, решение о награждении принимает руководитель ФТС России, что оформляется Приказом ФТС России.

Таким образом, действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

При этом согласно указанного Положения только три ведомственных знака поименованы как ведомственные награды: нагрудный знак «Почетный таможенник России», нагрудный знак ФТС России «За развитие таможенной службы России», нагрудный знак ФТС России «Отличник таможенной службы».

Переходные положения, установленные п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» применяются при совокупности двух условий: помимо факта награждения ведомственным знаком отличия в труде лицо должно иметь по состоянию на 30.06.2016 трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно представленным документам, приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награжден медалью «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени, его стаж на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ), учитываемый для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составил <данные изъяты>.

Положение к медали «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени утверждено приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, награждение медалью является мерой поощрения должностных лиц и работников <данные изъяты>, при этом, в силу приведенных правовых норм данная награда <данные изъяты> не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

С учетом изложенного, поскольку медаль «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени, которой истец награжден, не является ведомственным знаком отличия в труде и не относится к почетным званиям, наградам Российской Федерации, то правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 29.10.2021.