Дело №2-6798/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Григоренко К.А.,
с участием помощника прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Пархоменко Э.С., представителя ответчика МУП «Метроэлектотранс» г. Волгограда - ФИО1, действующего на основании доверенности, представителей третьего лица РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда»- президента общества ФИО2, действующей на основании приказа, ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2017 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Метроэлектротранс» г. Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Метроэлектротранс» г. Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда по обращению президента РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ФИО2, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в здания станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная».
Проверкой установлено, что в отношении здания «ТЮЗ» с пешеходным переходом право хозяйственного ведения закреплено 13.05.2015 за МУП «Метроэлектротранс».
Пешеходный переход станции «Профсоюзная» является самостоятельным объектом недвижимости «Сооружение-строение пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции «Профсоюзная», право хозяйственного ведения закреплено 04.05.2007 за МУП «Метроэлектротранс».
Обследованием пешеходного перехода (входы со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у домов №№39, 41) установлено, что:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 «ГОСТ Р 52875-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (ГОСТ Р 52875-2007, п. 4.1.10 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605, далее- СП 59.13330.2012);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СГ1 59.13330.2012);
-покрытие пандуса (аппарелей) не обеспечено шероховатой поверхностью (п. 4.1.11 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандусов (аппарелей) превышает 10% (5.2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012);
-в туннеле подземного пешеходного перехода отсутствуют тактильные Нксьные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления йвгения. а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути Сосания (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007);
Обследованием пешеходного перехода (входы со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у здания № 42) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие гные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (4.1.12 СП 59.13330.2012);
-пандус при входе в пешеходный переход (ТЮЗ слева) отсутствует (4.1.6. СП 59.13330.2012);
-покрытие пандуса (аппарели) не обеспечено шероховатой жеерхностью (п. 4.1.11 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% 5-2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для эс 2-изации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
Обследованием пешеходного перехода (вход со стороны ул.Рабоче-Крестьянская у здания №9 б) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-завершение поручня не имеет нетравмирующее окончание (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% п.5.2.13 СП 59.13330.2012);
-в туннеле подземного пешеходного перехода отсутствуют тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для нрввезёшш перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
Обследованием пешеходного перехода (вход со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у здания №12 б) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-завершение поручня не имеет нетравмирующее окончание (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
Считает, что указанные факты ограничивают доступность инвалидов в здание станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная», в связи с чем, прокурор просил возложить на ответчика обязанность организовать доступ инвалидов в здание станции «ТЮЗ» в пешеходным переходом, а именно:
-перед входами с лестничным сходом разместить предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-строение пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции Профсоюзная» оборудовать завершение поручней нетравмирующим окончанием (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-установить подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения (п. 4.1.6. СП 59.13330.2012).
-в туннеле подземного пешеходного перехода разместить тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007).
Кроме того, просит возложить на МУП «Метроэлектротранс» обязанность организовать доступ инвалидов в сооружение «Пешеходный переход станции «Профсоюзная», а именно:
-перед входами с лестничным сходом разместить предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, поздемный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-строение пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции «Профсоюзная» оборудовать завершение поручней нетравмирующим окончанием (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-установить подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
-в туннеле подземного пешеходного перехода разместить тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007).
В судебном заседании помощник прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Пархоменко Э.С. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика МУ «Метроэлектротрас» по доверенности ФИО1 возражал против исковых требований, просил оставить их без удовлетворения. Пояснил, что обеспечение доступа инвалидов в здание станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная» относится к ведению органов местного самоуправления.
Представители третьего лица РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда»- президент общества ФИО2, действующая на основании приказа, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель третьих лиц администрации г. Волгограда, Департамента муниципального имущества в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда по обращению президента РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ФИО2, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в здания станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная», что подтверждается актом проверки от 23.08.2017 года, фототаблицей к акту проверки от 23.08.2017 года.
Обследованием пешеходного перехода (входы со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у домов №№39, 41) установлено, что:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 «ГОСТ Р 52875-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (ГОСТ Р 52875-2007, п. 4.1.10 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605, далее- СП 59.13330.2012);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СГ1 59.13330.2012);
-покрытие пандуса (аппарелей) не обеспечено шероховатой поверхностью (п. 4.1.11 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандусов (аппарелей) превышает 10% (5.2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012);
-в туннеле подземного пешеходного перехода отсутствуют тактильные Нксьные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления йвгения. а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути Сосания (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007);
Обследованием пешеходного перехода (входы со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у здания № 42) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие гные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (4.1.12 СП 59.13330.2012);
-пандус при входе в пешеходный переход (ТЮЗ слева) отсутствует (4.1.6. СП 59.13330.2012);
-покрытие пандуса (аппарели) не обеспечено шероховатой жеерхностью (п. 4.1.11 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% 5-2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для эс 2-изации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
Обследованием пешеходного перехода (вход со стороны ул.Рабоче-Крестьянская у здания №9 б) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-завершение поручня не имеет нетравмирующее окончание (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% п.5.2.13 СП 59.13330.2012);
-в туннеле подземного пешеходного перехода отсутствуют тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для нрввезёшш перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
Обследованием пешеходного перехода (вход со стороны ул.Рабоче- Крестьянская у здания №12 б) установлено:
-перед входами с лестничным сходом отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-завершение поручня не имеет нетравмирующее окончание (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-максимальная высота подъема пандуса (аппарели) превышает 10% (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012);
-подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения отсутствует (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере становленных полномочий), организации независимо от их организационно- равовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены Физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организацмм), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической нформации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Статья 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» относит к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и дгугих маломобильных групп населения: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и: организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные чреждения.
В соответствии со ст. 3.1. Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» предусматривает, что органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовыхформ обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода с них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Как следует из материалов дела и установлено прокурорской проверкой в отношении здания «ТЮЗ» с пешеходным переходом право хозяйственного ведения закреплено 13.05.2015 за МУП «Метроэлектротранс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.... Указанный пешеходный переход обеспечивает доступ граждан к театру, заведениям общественного питания, детской поликлинике, которые относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Пешеходный переход станции «Профсоюзная» является самостоятельным объектом недвижимости «Сооружение-строение входного перехода линии скоростного трамвая станции «Профсоюзная», право хозяйственного ведения закреплено 04.05.2007 за МУП «Метроэлектротранс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.... Указанный пешеходный переход обеспечивает доступ граждан к торговому центру «Ворошиловский», заведениям общественного питания, которые относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Бездействие МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда, в части неисполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов способствует ограничению доступности инвалидов в здание станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная», что является недопустимым.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела.
Таким образом, суд полагает, что МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором Ворошиловского района г. Волгограда требованиям, поскольку за ним закреплено право хозяйственного ведения в отношении вышеназванных объектов, в связи с чем, на ответчика подлежит возложению обязанность устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в здание станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом и в сооружение пешеходный переход станции «Профсоюзная».
С учетом изложенного суд полагает исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Метроэлектротранс» г. Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Метроэлектротранс» г. Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» г.Волгограда организовать доступ инвалидов в здание станции «ТЮЗ» с пешеходным переходом, а именно:
-перед входами с лестничным сходом разместить предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, подземный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-строение пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции Профсоюзная» оборудовать завершение поручней нетравмирующим окончанием (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-установить подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения (п. 4.1.6. СП 59.13330.2012).
-в туннеле подземного пешеходного перехода разместить тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007).
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» г. Волгограда организовать доступ инвалидов в сооружение «Пешеходный переход станции «Профсоюзная», а именно:
-перед входами с лестничным сходом разместить предупреждающие тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению «Внимание, поздемный переход» (п.4.1.6, 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2007);
-краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012);
-строение пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции «Профсоюзная» оборудовать завершение поручней нетравмирующим окончанием (5.2.15 СП 59.13330.2012);
-установить подъемное устройство в подземном пешеходном переходе для организации перехода маломобильных групп населения (п.4.1.6 СП 59.13330.2012).
-в туннеле подземного пешеходного перехода разместить тактильные напольные указатели для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования (п.4.3, 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007).
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 31.10.2017 года.
Судья: ... Е.А. Мягкова