ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-679/20 от 19.05.2020 Саткинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-679/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2020 года г. Сатка

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Шовкун Н.А.

при секретаре Лукахиной И.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сатка Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению закона,

ус т а н о в и л:

Прокурор г. Сатка Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » обязанность разработать и принять в установленном законом порядке локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.

В обоснование требования указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании и противодействии коррупции в деятельности образовательных учреждений Саткинского муниципального района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, касающегося вопросов противодействия коррупции общеобразовательным учреждением не разработаны и не утверждены локальные акты, регламентирующие порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. Вместе с тем, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Таким образом, отсутствие локального акта в общеобразовательном учреждении противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции.

Помощник Саткинской городской прокуратуры Пономарева Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении, просит обязать ответчика исполнить заявленное требование о разработке и принятии указанного локального акта.

Представитель ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, срок исполнения решения суда установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закона) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой основным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения борьбы с коррупцией (раздел 2 пункт 38).

В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» Министерство просвещения Российской Федерации осуществляя функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования разработало Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее по тексту Методические рекомендации) во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента РФ от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

В соответствии с главой 2 Методических рекомендаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм одним из антикоррупционных мероприятий является разработка и принятие правил, регламентирующих вопрос обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности образовательных организаций, в ходе которой установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » не разработан и не утвержден локальный акт, регламентирующий порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участи в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации не принят.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований законодательства об образовании и противодействии коррупции в деятельности образовательных организаций Саткинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, составленным прокуратурой при участии МКУ «Управления образования» и не оспариваются ответчиком, что следует из заявления ответчика.

Учитывая тот факт, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » относится к кругу субъектов на которых распространяется Указ Президента РФ № 297 от 13.03.2012 года «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 года, Методические рекомендации по разработке и принятия организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты от 08 ноября 2013 года, Приказ Министерства Просвещения РФ от 29.08.2018 г. № 8 «Об утверждении плана противодействия коррупции Министерства просвещения Российской Федерации на 2018-2020 годы», а также в соответствии с п. 12.1 Устава учреждение принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении обязанности на ответчика разработать и принять локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка.

Согласно ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается дарение, за исключением обычных подарков стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

Таким образом, анализируя выше изложенные нормы, предусматривающие запрет на получение подарков, суд приходит к выводу о том, что отсутствие локального акта, регламентирующего порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции.

В связи с чем, суд считает исковое заявление прокурора о возложении обязанности на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » разработать и принять в установленном законом порядке локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации подлежит удовлетворению.

Суд соглашается со сроком устранения нарушения закона, предложенным ответчиком и прокурором в судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он является разумным и достаточным для разработки и принятия ответчиком локального акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » обязанность разработать и принять в установленном законом порядке локальный акт, регламентирующий порядок сообщения о получении подарка, в том числе в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.

Председательствующий Шовкун Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2020 года.