ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-67/14 от 09.04.2014 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

 Дело № 2-67/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 09 апреля 2014 года                          с.Сарыг-Сеп

 Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего Ак-кыс А.В., при секретаре судебного заседания Монгуш А.С., с участием представителя истца помощника прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Ооржак М.М., представителя ответчика Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по доверенности Санчат-оола А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о возложении обязанности подготовить проект схемы территориального планирования муниципального района для утверждения в Хурале представителей Каа-Хемского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Каа-Хемского района М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что по результатам проверки соблюдения градостроительного законодательства, установлено, что Администрацией Каа-Хемского района не выполнены, меры по принятию схемы территориального планирования района не принимаются, схема территориального планирования не утверждена. Отсутствие документов территориального планирования в Вилу требований ст.9 Градостроительного кодекса РФ влечет недопустимость принятия органами местного самоуправления решений о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую. Не допускается также подготовка документов по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования. Отсутствие схемы территориального планирования может провести к невозможности создания нормальных условий для планирования и устойчивого развития территории Каа-Хемского района, тем самым, нарушаются права физических и юридических лиц, находящихся на территории района на благоприятные условия жизнедеятельности, в том, числе права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Просит возложить обязанности на Администрацию Каа-Хемского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить проект схемы территориального планирования муниципального района для утверждения в Хурале представителей Каа-Хемского района.

 В судебном заседании помощник прокурора Ооржак М.М. уточнила исковые требования в части сроков и просила возложить на Администрацию Каа-Хемского района РТ подготовить проект схемы территориального планирования муниципального района для утверждения в Хурале представителей Каа-Хемского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель ответчика Санчат-оол А.А. в судебном заседании признал требования прокурора.

 Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

 Согласно п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.

 В силу п.1 ч.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.

 Согласно ч.ч.1,2,3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Документы территориального планирования подразделяются на:

 1) документы территориального планирования Российской Федерации;

 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

 3) документы территориального планирования муниципальных образований.

 Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

 Согласно ч.ч.1,4 ст.18 Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются:

 1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

 2) генеральные планы поселений;

 3) генеральные планы городских округов.

 Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

 Схема территориального планирования муниципального района согласно ч.1 ст.19 Градостроительного кодекса РФ, содержит:

 1) положение о территориальном планировании;

 2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

 Согласно ч.1 ст.20 Градостроительного кодекса РФ, схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

 В соответствии с Уставом муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва», принятым решением Хурала представителей Каа-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №, представительным органом Администрации Каа-Хемского района является Хурал представителей Каа-Хемского кожууна, в связи с чем, схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, должно быть утверждено Хуралом представителей Каа-Хемского кожууна.

     В соответствии со сведениями заместителя председателя Администрации Каа-Хемского района С. от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время идет завершение разработки генеральных планов по сельским поселениям района, на основании утвержденных и разработанных генеральных планов будет составлена и утверждена схема территориального планирования Каа-Хемского района.

     Постановлением председателя Администрации Каа-Хемского района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено задание на разработку схемы территориального планирования муниципального района «Каа-Хемский кожуун» Республики Тыва. Функции заказчика на разработку схемы территориального планирования муниципального района «Каа-Хемский кожуун» Республики Тыва возложены на администрацию Каа-Хемского кожууна Республики Тыва.

 Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва не исполняет свои обязанности в области градостроительной деятельности. Схема территориального планирования Каа-Хемского района на момент рассмотрения дела не утверждена.

 Отсутствие документов территориального планирования в силу требований п.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ влечет недопустимость принятия органами местного самоуправления решений о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую. Не допускается также подготовка документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования.

 Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

 Таким образом, отсутствие схемы территориального планирования может привести к невозможности создания нормальных условий для планирования и устойчивого развития территории Каа-Хемского района, тем самым нарушаются права физических и юридических лиц, находящихся на территории района на благоприятные условия жизнедеятельности, в том числе права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

     Из ответа Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальным образованиям республики необходимо разработать и утвердить 17 схем территориального планирования районов). Схема территориального планирования муниципального района администрацией Каа-Хемского кожууна не разрабатывалась. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено задание на разработку схемы территориального планирования района. Администрациями районов готовятся материалы для объявления конкурса на разработку схем территориального планирования районов. Планируемый срок разработки схем – 2014 года, согласование и утверждение разработанных схем – 2015 год.

 Схема территориального планирования Республики Тыва утверждена Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.

     Финансирование подготовки документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется за счет средств Регионального фонда софинансирования расходов и за счет средств местного бюджета. В бюджете Республики Тыва на 2014 года предусмотрены финансовые средства на разработку схем территориального планирования муниципальных районов республики, в том числе по Каа-Хемскошму кожууну – <данные изъяты> рублей.

 При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

 Срок для подготовки проекта схемы территориального планирования Администрацией Каа-Хемского района может быть установлен в соответствии с уточненными требованиями прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, на основании ч.4 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела возмещаются за счет средств федерального бюджета.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.

 Возложить обязанности на Администрацию муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить проект схемы территориального планирования муниципального района для утверждения в Хурале представителей Каа-Хемского района.

 Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение 01 месяца со дня его вынесения.

 Председательствующий                      А.В. Ак-кыс