РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-67/2020
УИД: 19RS0006-01-2020-000030-56
11 июня 2020 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Трофимчук М.В.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия о признании акта недействующим в части, признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия об обязании предоставить средства социальной выплаты, с участием:
истца - ФИО1,
представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3,
от ответчика администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 - отсутствует,
от ответчиков администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Бейского района Республики Хакасия представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5,
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№-К ФИО6 - отсутствует,
третьего лица - ФИО2,
прокурор Бейского района Республики Хакасия - отсутствует.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия о признании акта недействующим в части, признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить средства социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 устроилась на работу в МБОУ «Бейская СОШИ» на должность учителя начальных классов. Постановлением администрации Бейского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО8 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и период до 2020 года». ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бейского сельсовета вынесено постановление № о включении в список участников, изъявивших улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилого помещения ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 заключила брак с ФИО2, в браке рождены двое детей ФИО9, ФИО10ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 заключили договор купли-продажи на покупку жилого дома общей площадью 73,8 кв.м и земельного участка, для покупки жилого дома и земельного участка был заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Бейского сельсовета Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, нуждающимися признаны сыновья ФИО9 и ФИО10, при этом супруг истицы ФИО2 не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» прекратила свое действие с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Реализация мероприятий данной программы теперь осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Согласно данной программе среди основных мероприятий значится поддержка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Просит суд признать недействующим со дня принятия Постановление администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 в улучшении жилищных условий» в части не признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать предоставить ФИО1 средства социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу).
Определением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, администрация Бейского района Республики Хакасия.
Определением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены прокурор Бейского района Республики Хакасия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО2
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, на удовлетворении настаивала, поскольку она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как «молодой специалист», ее дети также признаны нуждающимися, однако супруг обжалуемым постановлением не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ими было приобретено жилое помещение с использованием ипотечного кредитования и средств материнского капитала, считает, что они являются участниками государственной программы и имеют право на средства социальной выплаты.
Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании уточнила исковые требования в части обязания предоставления средств социальной выплаты, просит суд обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия предоставить ФИО1 средства социальной выплаты в размере 70 % от стоимости дома и земли, определенной договором купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 994000 рублей. В остальной части исковые требования остались прежними. На удовлетворении настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
От ответчика администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности ФИО4 для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
От ответчиков администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенностям ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала ранее представленные от администрации Бейского района возражения на иск, также представила дополнительные возражения, согласно которым право на получение социальных выплат имеют молодые семьи и молодые специалисты, в случае признания молодой семьи и молодого специалиста (и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий). Постановлением администрации Бейского района республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО11 включена в список участников, изъявивших улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилого помещения, как молодой специалист. Поскольку включение в списки о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов формируется с учетом заявительного порядка обращений граждан и с учетом лимитов бюджетных средств. При личном приеме истца стало известно о том, что с 2016 г. у ФИО8 изменилось семейное положение, она вышла замуж, изменила фамилию на «Вайс», у истицы родилось двое детей, о чем были представлены соответствующие документы. Наличие данных обстоятельств не повлекло изменение ее статуса «молодой специалист» как участника программы. Также истцом были предоставлены документы, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 приобрели в собственность жилой дом по адресу: <адрес><адрес>. В связи с тем, что п. 33 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам в числе обязательных условий предусматривал, признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4 Типового положения, а истцом была представлена справка о составе семьи и выписка из лицевого счета <***> г. о том, что истица имеет состав семьи: муж ФИО2, сын ФИО9, сын ФИО10 для участия в программе обязательным условием было также признание членов семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако супруг истицы ФИО2 с момента заключения брака в 2016 г. не обращался в Бейский сельсовет с заявлением, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны дети ФИО9 и ФИО10, также изменена фамилия истицы с «Дорохиной» на «Вайс». Пакет документов в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия направлялся администрацией Бейского района, как на молодого специалиста, поскольку изменение семейного положения истицы не повлекло изменение ее статуса для участия в программе. На настоящий момент действует Порядок предоставления социальных выплат, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.<***> г. № 696.
От ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представитель по доверенности ФИО6 для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ранее представил письменные пояснения на иск, согласно которым, семья ФИО1 представлена в списке администрации Бейского района Республики Хакасия как молодая семья. В соответствии с п. 32 и 33 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 14.07.2017 г. № 717 право на получение социальных выплат имеют молодая семья и молодой специалист в случае признания молодой семьи и молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимися в улучшении жилищных условий. Установлено, что после признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, у ФИО1 изменилось семейное положение, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совместно с супругом ФИО2 заключили договор ипотечного кредитования на приобретение жилья, однако на момент заключения данного договора члены семьи ФИО1 (супруг и двое детей) в установленном порядке не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Министерство ДД.ММ.ГГГГ правомерно приняло решение об отказе во включении ФИО1 в список участников программы и предоставления социальной выплаты. Согласно телефонограмме представитель ответчика по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Прокурор Бейского района Республик Хакасия для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле уведомленных надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 ЖК РФ).
Одной из категорий граждан, которые наделены правом на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет бюджетных средств, являются граждане, проживающие в сельской местности.
Из положений п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения принимается во внимание состав всей семьи собственника либо нанимателя.
Согласно приведенной норме права граждане для признания их нуждающимися в жилых помещениях должны либо не быть членами семьи собственника жилого помещения, либо быть членами семьи собственника помещения, в котором они обеспечены общей площадью на одного человека менее учетной нормы.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
В силу ч.ч.1 и 2 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 г. № 68-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
Органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст. 5 данного Закона).
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Частью первой ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 6 ст. 1), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 ст. 1).
Из материалов дела судом установлено следующее.
Согласно трудовой книжке ТК - №№ на имя ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работает по настоящее время в < > в должности < >.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в Бейский сельсовет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязалась своевременно сообщать об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - 213.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в администрацию Бейского района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «Молодой специалист», указав, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства жилого дома в с. Бея Бейского района.
Постановлением администрации Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении в список участников, изъявивших улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилого помещения ФИО8» ФИО8 включена в список участников изъявивших улучшить жилищные условия путем приобретения жилья по пп. «ж» п. 36 категории «молодая семья, молодые специалисты» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Из свидетельства о заключении брака серии I-ПВ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 и ФИО8 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Вайс.
Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает по адресу: <адрес> имеет следующий состав семьи: сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж ФИО2, справка выдана на основании похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ п-ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет №.
Аналогичные сведения отображены в выписке из лицевого счета.
Сведения о рождении детей также содержат паспортные данные ФИО1, ФИО2
Постановлением администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 нуждающейся в улучшении жилищных условий»: п. 1 дополнен новым абзацем следующего содержания: сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В тексте постановления изменены данные заявителя «с «Дорохина Екатерина Александровна» на ФИО1».
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО12 продала, а ФИО2, ФИО1 купили за счет денежных средств, предоставленных в кредит ПАО «Сбербанк России» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 73,8 кв.м, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2355 кв.м категории земель земли населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Стороны оценили жилой дом в 1350000 рублей, земельный участок в 70000 рублей, общая сумма договора 1420000 рублей, 213000 рублей покупатель выплатил продавцу за счет собственных средств, 1207000 рублей в соответствии с кредитным договором.
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ созаемщиками по которому являются ФИО2, ФИО1, цель кредитования - приобретение готового жилья по программе «молодая семья», сумма кредитования 1207000 рублей.
ФИО1, ФИО2 на покупку жилого помещения были также использованы денежные средства материнского (семейного) капитала, ими даны нотариальные обязательства от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении принадлежащего им по праву совместной собственности жилого помещения в установленном законом порядке в общую собственность родителей, детей с определением долей по соглашению в течение 6 месяцев.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ правообладателям ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое здание, общей площадью 73.8 кв.м и земельный участок по адресу: <адрес>. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеется ипотечное обременение в силу закона.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ№-У в адрес администрации Бейского района направлен ответ, согласно которому комиссия по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов рассмотрев пакет документов на ФИО13 сообщает, что семья ФИО1 представлена в списке как молодая семья, согласно справке в состав семьи входят сын ФИО9, сын ФИО10, муж ФИО2 Постановлением администрации Бейского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, таким образом, в соответствии с п. 32 Постановления Правительства РФ семья ФИО1 не относится к понятию «молодая семья» и включить ее в список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Республике Хакасия на <***> г. не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ ответ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия направлен истице.
По факту отказа во включении ФИО1 в список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Республике Хакасия на <***> г. истица обращалась к прокурору Бейского района Республики Хакасия. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ обращение рассмотрено, установлено что на момент заключения договора ипотечного кредитования члены семьи (супруг и двое детей) не были признаны в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия правомерно принято решение об отказе во включении в список участников программных мероприятий.
Также ФИО1 обращалась в прокуратуру Республики Хакасия. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что прокуратурой Бейского района обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, оснований для изменения этого вывода не имеется. Ответ прокурора района является законным и обоснованным.
Судом установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим в период обращения ФИО8 (Вайс), утверждена федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Условия участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» определены самой программой в зависимости от категории ее участников.
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ч. 2 ст. 1). Данный Федеральный закон относит обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, к основным целям государственной аграрной политики (п. 2 ч. 2 ст. 5). Эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства (статьи 8 и 9).
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», исходя из направленности государственной политики в области развития сельских территорий на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, предусматривала в качестве основных целей создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и - посредством внедрения благоприятных инфраструктурных условий - стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, а равно содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизацию участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни. Достижение заявленных целей должно было обеспечиваться, кроме прочего, за счет удовлетворения потребностей сельского населения, включая молодые семьи и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (ст. 40), развитии человеческого потенциала (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 ), достоинстве личности (ч. 1ст. 21) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им. Имея в виду, что в силу ст. 72 (пункт «к» ч. 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая нормативные акты, также не вправе игнорировать данные цели и допускать применение положений нормативных актов субъектов Российской Федерации в противоречии с ними.
Мероприятия названной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагалось осуществлять путем, в частности, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности. При этом возможность таких мероприятий в конкретном субъекте Российской Федерации обусловливалась наличием региональной программы, их предусматривающей, которая вместе с тем должна была учитывать и в допустимых пределах конкретизировать соответствующие положения федеральной целевой программы (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», пункты 2 и 3 приложения № 3 к ней).
Согласно п.п. 32, 33 Приложения № 11 - «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» (далее Правила), Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 (в настоящий момент утратило силу), также согласно пп. «а», п. 5 Порядка предоставления социальных выплат, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.<***> г. № 696 (ред. от 17.10.<***> г.), право на получение социальной выплаты имеет: гражданин, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях действующего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. Право на получение социальных имеют молодые семьи и молодые специалисты, в случае признания молодой семьи и молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Так согласно пп. «б» п. 33 право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
- наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Типового положения.
Согласно п. 4 Порядка предоставления социальных выплат гражданам (утратил силу) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
- постоянное проживание в сельской местности;
- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее Программа);
- наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В настоящий момент действует Порядок предоставления социальных выплат, государственной программы Российской федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.<***> г. № 696. Из п. 8 которого следует, что в каждой из указанных в п. 7 Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с п. 21 настоящего положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат, в том числе п. «б» гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ обязалась своевременно сообщать об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Материалами дела подтверждается, что истец только в <***> г. предоставила в администрацию Бейского района сведения о заключении брака, рождении детей составе семьи, доказательств обратного суду не представлено, при этом изменение семейного положения истицы не влечет изменение ее правового статуса как «молодого специалиста», однако обязательным условие для участие в федеральной программе, необходимо, чтобы все члены семьи заявителя были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов гражданского дела и пояснений истца ФИО1, ее супруга третьего лица ФИО2 в ходе судебного разбирательства по делу они не обращались с соответствующим заявлением о признании ФИО2, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу пп. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В свою очередь, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Положение ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Изложенное дает основания полагать, что на момент вынесения оспариваемого Постановления администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 в улучшении жилищных условий» в части не признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, у ответчика отсутствовали правовые основания для признания ФИО2 нуждающимся, поскольку с советующим заявлением он не обращался, и на тот момент уже являлся сособственником жилого помещения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом доводы стороны истца о том, что жилое помещение обременено ипотекой, по мнению суда, не имеют в данном случае правового значения, поскольку указанное обстоятельство не меняет правовой статус жилья, предусмотренный ч. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 2 Решения Совета депутатов Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ учетная норма предоставления жилых помещений в Бейском районе составляет 11 кв.м на одного человека.
В свою очередь, суд не находит оснований для признания незаконности Постановления администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 в улучшении жилищных условий» в части не признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку ФИО1, ФИО2 с таким заявлением не обращались, оспариваемое постановление не содержит отказа в признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суд приходит к выводу, что не соблюден заявительный порядок обращения гражданина, и приходит к выводу, что у суда отсутствуют правовые основания признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом, на момент вынесения указанного постановления ФИО1 и ФИО2 с 2018 г. являлись сособственниками жилого помещения общей площадью 73,8 кв.м, что явно превышает учетную норму на 4-х человек (супругов и двоих детей).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ст.67 ГПК РФ, суд не может признать установленными и доказанными изложенные стороною истца доводы о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления в части.
Иных обстоятельств, влекущих основания для признания оспариваемого постановления недействительным в указанной части, суд также из материалов дела не усматривает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО1 к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия о признании акта недействующим Постановления администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 в улучшении жилищных условий» в части не признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия правомерно отказано ФИО1 в предоставлении средств социальной выплаты отказано правомерно, поскольку истицей не соблюдены обязательные условия участия в данной программе, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить ФИО1 средства социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) в связи с приобретением жилого помещения надлежит оказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия о признании акта недействующим Постановления администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании гражданки ФИО8 в улучшении жилищных условий» в части не признания ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия об обязании предоставить ФИО1 средства социальной выплаты отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Трофимчук
Резолютивная часть решения объявлена 11.06.2020 г.
Мотивированное решение составлено 15.06.2020 г.