ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-67/20 от 16.01.2020 Кормиловского районного суда (Омская область)

Уникальный идентификатор дела 55RS0016-01-2020-000047-30

Дело № 2-67/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

при секретаре Споденейко О.В., помощнике судьи Чепилко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

03 марта 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> к ФИО1 о проведении рекультивации земель сельскохозяйственного назначения,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (Управление Россельхознадзора по <адрес>) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о проведении рекультивации земель сельскохозяйственного назначения. В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с прокуратурой <адрес> (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ), проведена внеплановая выездная проверка в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО3 КФХ ФИО2. В ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований земельного законодательства, в отношении ответчика, осуществляющей свою деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенном в границах <адрес><адрес> было установлено, что ФИО1 является ФИО3 КФХ, состоит на налоговом учете, в МИФНС по <адрес>, основным видом деятельности является овощеводство. На земельном участке с кадастровым номером Ответчик осуществляет деятельность как хозяйствующий субъект. В собственности ИП ФИО3 КФХ ФИО1, на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, № регистрации: находится земельный участок категории сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 16,7 га, расположен по адресу <адрес> Данный земельный участок был выделен из ранее учтенного кадастрового номера , площадью 18,7 га. На земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с целью осуществления хозяйственной деятельности проведены земельные работы по сооружению временных теплиц. Вырыто 8 траншей длиной около 130 м, шириной около 1 м. - каждая. Оставлены насыпи земельно-глиняной массы площадью более 2,5 га, рекультивация которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (а также по настоящее время) не произведена. Таким образом, в результате проведения ИП ФИО1 земельных работ земли сельскохозяйственного назначения причинен вред в виде негативного изменения состояния окружающей среды, деградации и разрушении естественных экологических систем, повреждения объектов растительного мира и иных неблагоприятных последствий на площади 2.5 га. Местонахождение участка установлено при помощи публичной кадастровой карты Кадастр.ру с использованием GPS навигатора, а также естественных объектов находящихся на местности. Осмотр земельного участка с кадастровым номером проводился в присутствии ИП ФИО3 КФХ ФИО1, а также двух понятых. Результаты данного осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблиц и схем, а также в акте административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями. Результаты административного обследования в соответствии с п.п.2 п.2 Федерально закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) послужили поводом для проведения внеплановой выездной проверки в отношении Ответчика. В ходе внеплановой выездной проверки ИП ФИО3 КФХ ФИО1 в отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> представлен проект рекультивации земель «Строительство 8 теплиц на земельном участке на площади 1 га с местоположением: <адрес><адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. В данном проекте рекультивации, в нарушение требований п.6 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минприроды , Роскомзема (далее - Положение 525/67); Постановление Правительства РФ "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя"&apos; от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует заключение о прохождении государственной экологической экспертизы, отсутствуют сроки начала и окончания работ по рекультивации. Документы, разрешающие снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почв, предусмотренные Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>, утвержденным приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ФИО1 не представлены. По результатам внеплановой выездной проверки государственным инспектором отдела земельного надзора Управления ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки , в котором зафиксированы выявленные нарушения земельного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, ИП ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязывался провести рекультивацию нарушенного почвенного покрова на земельном участке с кадастровым номером категории сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства на площади 2,5 га, в соответствии с проектом рекультивации, получившем положительное заключение государственной экологической экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 КФХ ФИО1 привлечена к ответственности с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей. После обжалования Постановления от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке оно вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 было установлено, что нарушения требований земельного законодательства не устранены. Факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и материалах проверки. С целью устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей судебного участка в Кормиловском судебном районе <адрес> ФИО3 КФХ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 было установлено, что нарушения требований земельного законодательства не устранены. Факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и материалах проверки. С целью устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного мировым судьей судебного участка в Кормиловском судебном районе <адрес> ФИО3 КФХ ФИО1 в связи с тем, что совершенное деяние судом признано малозначительным она освобождена от административной ответственности по ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ с объявлением ей устного замечания. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ
ФИО1 было установлено, что нарушения требований земельного
законодательства не устранены. Факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и материалах проверки. С целью устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, предпринимателю выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Управлением в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направленно Претензионное письмо , которое получено последней ДД.ММ.ГГГГ. Данным письмом ИП ФИО1 предлагалось в добровольном порядке в течение 20 дней с момента получения настоящего
письма разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . В ответ на претензионное письмо ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ИП ФИО1 направлены: ответ на претензионное письмо; договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ по проведению рекультивации нарушенной части земельном участке с кадастровым номером со сроком исполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ; рабочий проект рекультивации земельном участке с кадастровым номером , который предусматривает, что технический этап рекультивации должен завершиться до ДД.ММ.ГГГГ, срок начала проведения биологического этапа рекультивации ДД.ММ.ГГГГ. На основании Приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых
(рейдовых) осмотров, обследований», ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером общей площадью 29000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра (обследования) земельного участка в границах GPS координат: точка <адрес>, установлено, что на данном земельном участке имеются следы проведения земельных работ по сооружению временных теплиц. Вырыто 8 траншей длиной 130 м, шириной около 1 м. каждая. По бокам каждой траншеи оставлены насыпи земельно-глиняной массы высотой около 2 метров, а также яма размером 90 м. на 6 м. Визуально установлено, что данные виды работ проводились более 3 лет назад, т.к. все траншеи, насыпи и яма заросли сухой сорной растительностью различного видового состава, а также мелколесьем в виде берез высотой до 3 метров. Поверхность участка не ровная, не спланированная. Рекультивация земельного участка с кадастровым номером границах GPS координат на площади более 2,5 га не проведена. На месте заброшенных и разобранных теплиц остались строительные материалы (полиэтиленовая пленка, резиновые шланги, шифер, деревянные каркасы, металлические трубы, проволока и др.). Результаты осмотра земельного участка с кадастровым номером зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериалов. В рамках предварительной проверки, проводимой Управлением по обращению гр. ФИО8 поступившей из <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения требований при использовании земель сельскохозяйственного назначения, административный орган затребовал информацию у ИП ФИО9 по оказанию услуг по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ б/н заключенного с ИП ФИО1 о проведении рекультивации земельного участка с кадастровым номером . ИП ФИО9 на запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ направила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ б/н с КФХ ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, услуги по договору не оказывались. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ФИО4 проведена внеплановая документарная проверка. В ходе документарной проверки в отношении ФИО4 по контролю за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 29000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес> факты (нарушения) выявленные должностным лицом Управления при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка нашли свое подтверждение. Рекультивация нарушенной площади земельного участка с кадастровым номером (ранее входил в земельный участок с кадастровым номером ) в границах GPS координат ИП ФИО3 КФХ ФИО1 не проведена. Также, проверкой было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был выделен из ранее учтенного кадастрового номера , общей площадью 167737 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Собственником земельного участка с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась гражданка ФИО1, она же имела статус ИП ФИО3 КФХ, что подтверждается материалами проверок Управления Россельхознадзора по <адрес> ( от 2016; от 2016; № от 2017г; № от 2018). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.10.2019 за № КУВИ-001 - собственником данного земельного участка является ФИО4 (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №ИЭ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ утратила статус индивидуального предпринимателя. Как следует из справки о входящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ акт о завершении работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером номера ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления от Ответчика не поступал. Таким образом, на момент предъявления исковых требований Ответчик рекультивацию нарушенных земель не провел, документов подтверждающих заключения договора с организацией на проведение работ по рекультивации нарушенного земельного участка площадью 2.5 га не предоставлен, как не представлено и сведений о подготовке к проведению соответствующих работ. Отсутствуют данные о том, что ФИО1 собственными силами в добровольном порядке в разумный срок предприняла необходимые меры по ликвидации нарушенного состояния окружающей среды. Таким образом, в силу прямого указания закона (подзаконных актов) на ФИО1 возлагается и обязанность нести расходы по приведению земельного участка с кадастровым номером ) на нарушенной площади 2.5 га. в соответствии с нормами земельного законодательства. На основании вышеизложенного, обязанность по приведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером на нарушенной площади 2.5 га. в соответствии нормами земельного законодательства лежит на ФИО1 не смотря на то, что она утратила статус ИП ФИО3 КФХ, а также то, что нарушенная часть земельного участка передана в собственность иному лицу. Просили обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, провести рекультивацию 8 траншей длиной 130 м, шириной 1 м, на части нарушенного земельного участка площадью 2.5 га сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении рекультивации и консервации земель" и другими нормами земельного законодательства в срок не превышающий 7 (семь) месяцев с момента вынесения и вступления в законную силу принятого судебного акта.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> по доверенности ФИО10 требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно с ДД.ММ.ГГГГ года являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором проводились работы по сооружению временных теплиц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в отношении нее Управлением Россельхознадзора по <адрес> выносились предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства и понуждении произвести рекультивацию указанного земельного участка. Данные предписания, как и постановления об административных правонарушениях о привлечении ее к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, она обжаловала. С ДД.ММ.ГГГГ года деятельность на земельном участке не проводилась, все остатки теплиц и оборудования она вывезла. Произвести рекультивацию в ДД.ММ.ГГГГ году не было возможности. В настоящее время не является собственником спорного земельного участка и не может произвести его рекультивацию. Полагала, что истец обратился с данным исковым заявлением за пределами срока исковой давности. Кроме того, истец не представил доказательств ухудшения качества земельного участка, вследствие которого необходима его рекультивация.

Третье лицо ФИО4 надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимал, своего представителя не направил.

На основании ч.ч. 3,4 и 5 ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица – ФИО4

Суд, выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Нормами статьи 42 ЗК РФ на лиц, являющихся собственниками земельных участков, а также не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч.5, ч.6 ст. 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 4, 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно ч. 6, ч. 8 Постановления Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с п. а ч. 24 Постановления Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель», один экземпляр утвержденного проекта рекультивации направляется в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> - в случае проведения рекультивации, в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из ч. 30 и ч. 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель», завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются: копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с прокуратурой <адрес> (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ), была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО2, осуществляющей свою деятельность на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенном в границах <адрес><адрес>, в ходе которой было установлено, что ФИО1 является ФИО3 КФХ, состоит на налоговом учете в МИФНС по <адрес>, основным видом деятельности является овощеводство на указанном земельном участке. Ответчик осуществляет деятельность как хозяйствующий субъект. На земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с целью осуществления хозяйственной деятельности проведены земельные работы по сооружению временных теплиц. Вырыто 8 траншей длиной около 130 м, шириной около 1 м. - каждая. Оставлены насыпи земельно-глиняной массы площадью более 2,5 га, рекультивация которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (а также по настоящее время) не произведена. Таким образом, в результате проведения ИП ФИО1 земельных работ земли сельскохозяйственного назначения причинен вред в виде негативного изменения состояния окружающей среды, деградации и разрушении естественных экологических систем, повреждения объектов растительного мира и иных неблагоприятных последствий на площади 2.5 га.

В представленном Управлению Россельхознадзора по <адрес> проекте рекультивации земель «Строительство 8 теплиц на земельном участке на площади 1 га с местоположением: <адрес><адрес>» утверждённым ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует заключение о прохождении государственной экологической экспертизы, отсутствуют сроки начала и окончания работ по рекультивации. Отсутствуют документы, разрешающие снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почв, предусмотренные Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>, утвержденным приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> нарушает требования Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утратившего юридическую силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"), которые обязывают субъектов проводить работы по снятию, перемещению (иные работы) плодородного слоя почвы, только после разработки и утверждения проекта рекультивации.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: , кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , актом административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 КФХ ФИО1 привлечена к ответственности с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 установлен факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Что подтверждает акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными материалами. ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка в Кормиловском судебном районе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 КФХ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как следует из результатов проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными материалами. ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным мировым судьей судебного участка в Кормиловском судебном районе <адрес> ФИО3 КФХ ФИО1 освобождена от административной ответственности по ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

Как следует из результатов проведения внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 выявлен факт не исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными материалами. ФИО3 КФХ ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом направленно ответчику Претензионное письмо , которое получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчику предлагалось в добровольном порядке в течение 20 дней с момента получения указанного письма разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ИП ФИО1 направлены ответ на претензионное письмо с приложением договора возмездного оказания услуг, заключенного между КФХ ФИО1 и ИП ФИО11ДД.ММ.ГГГГ по проведению рекультивации нарушенной части земельном участке с кадастровым номером со сроком исполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ; рабочего проекта рекультивации земельном участке с кадастровым номером , который предусматривает, что технический этап рекультивации должен завершиться до ДД.ММ.ГГГГ, срок начала проведения биологического этапа рекультивации ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, истцом проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером общей площадью 29000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра (обследования) земельного участка в границах GPS координат: точка <адрес> установлено, что на данном земельном участке имеются следы проведения земельных работ по сооружению временных теплиц. Вырыто 8 траншей длиной 130 м, шириной около 1 м. каждая. По бокам каждой траншеи оставлены насыпи земельно-глиняной массы высотой около 2 метров, а также яма размером 90 м. на 6 м. Визуально установлено, что данные виды работ проводились более 3 лет назад, т.к. все траншеи, насыпи и яма заросли сухой сорной растительностью различного видового состава, а также мелколесьем в виде берез высотой до 3 метров. Поверхность участка не ровная, не спланированная. Рекультивация земельного участка с кадастровым номером границах GPS координат на площади более 2,5 га не проведена. На месте заброшенных и разобранных теплиц остались строительные материалы (полиэтиленовая пленка, резиновые шланги, шифер, деревянные каркасы, металлические трубы, проволока и др.). Результаты осмотра земельного участка с кадастровым номером указаны

В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО9 на запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ, договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ б/н с КФХ ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, услуги по договору не оказывались.

Как следует из внеплановой документарной проверки в отношении собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ФИО4 по контролю за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации, на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 29000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> факты (нарушения) выявленные должностным лицом Управления при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка нашли свое подтверждение. Рекультивация нарушенной площади земельного участка с кадастровым номером (ранее входил в земельный участок с кадастровым номером ) в границах GPS координат ИП ФИО3 КФХ ФИО1 не проведена. Также, проверкой было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был выделен из ранее учтенного кадастрового номера , общей площадью 167737 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 720 м. по направлению на юго-восток от автомобильного моста через <адрес>. Собственником земельного участка с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО1, она же имела статус ИП ФИО3 КФХ, что подтверждается материалами проверок Управления Россельхознадзора по <адрес> ( от 2016; от 2016; от 2017г; от 2018). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за № - собственником данного земельного участка является ФИО4 (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №ИЭ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ утратила статус индивидуального предпринимателя.

Как следует из справки о входящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ акт о завершении работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером номера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца от ответчика не поступал.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Таким образом, на момент предъявления исковых требований ответчик рекультивацию нарушенных земель не провел, документов подтверждающих заключения договора с организацией на проведение работ по рекультивации нарушенного земельного участка площадью 2.5 га не предоставлен, как не представлено и сведений о подготовке к проведению соответствующих работ. В материалах дела отсутствуют данные о том, что ФИО1 собственными силами в добровольном порядке в разумный срок предприняла необходимые меры по ликвидации нарушенного состояния окружающей среды. Тогда как истец, являющийся в соответствии с приведенными нормами уполномоченным органом по осуществлению контроля за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель, представил соответствующие доказательства, подтверждающие, что по результатам проведения контрольных мероприятий установлен факт неисполнения ответчиком обязанности по рекультивации спорного земельного участка.

В судебном заседании ответчик указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ФИО1 не является собственником спорного земельного участка на момент подачи рассматриваемого иска.

С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно статьи 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В соответствии со статьей 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

При этом в силу п. 1 ст. 77 указанного Федерального закона, закрепляющей обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В п. 2 данной статьи закреплено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно п. 35 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

Таким образом, суд считает требования истца о возложении на ФИО1 обязанности нести расходы по приведению земельного участка с кадастровым номером на нарушенной площади 2.5 га. в соответствии с нормами земельного законодательства, обязанности по приведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером на нарушенной площади 2.5 га. в соответствии нормами земельного законодательства законными и обоснованными, не смотря на то, что она утратила статус ИП ФИО3 КФХ, а также то, что нарушенная часть земельного участка передана в собственность иному лицу.

Требования ответчика о применении последствий срока исковой давности суд также не находит подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Учитывая, что рекультивация проводится в целях восстановления свойств земли, нарушенных в результате осуществления хозяйственной деятельности, возложение обязанности по рекультивации, не исполненной в добровольном порядке, является, по сути, способом компенсации вреда, причиненного окружающей среде.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на рассматриваемые требования распространяется специальный срок исковой давности, предусмотренный Федеральным законом "Об охране окружающей среды", который, как было указано, составляет двадцать лет.

Таким образом, с учетом специфики рассматриваемого спора срок исковой давности в соответствии с приведенными положениями законодательства в настоящем случае не является пропущенным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> к ФИО1 о проведении рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, удовлетворить.

Возложить на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность провести рекультивацию 8 траншей длиной 130 м, шириной 1 м, на части нарушенного земельного участка площадью 2.5 га сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного <адрес>, <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении рекультивации и консервации земель" и другими нормами земельного законодательства в срок не превышающий 7 (семь) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кормиловский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.

Судья У.В. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья У.В. Бочарова