ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-67/2012 от 22.02.2012 Тимского районного суда (Курская область)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием прокурора <адрес>ФИО5,

главы Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в порядке ст. 225 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратилась в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в порядке ст. 225 ГПК РФ. В обоснование заявления прокурор указала, что указанное бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на реке Оскол у села <адрес> не имеет собственника и являются бесхозяйным. До настоящего времени администрация «Погоженский сельсовет» не обращалась с заявлением о постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, что свидетельствует о невыполнении администрацией «Погоженский сельсовет» полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подобное бездействие администрации «Погоженский сельсовет» нарушает права неопределенного круга лиц (населения сельсовета), использующих плотины в том числе для проезда и прохода, поскольку обязанности по их надлежащему содержанию и безопасной эксплуатации никем не выполняются.

В судебном заседании прокурора <адрес>ФИО5 заявление прокурора поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что какая-либо техническая документация на указанную плотину отсутствует.

Глава Администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес>ФИО6 в судебном заседании заявление прокурора полагал законным и подлежащим удовлетворению, пояснив, что действительно на реке Оскол у села <адрес> имеются гидротехнические сооружения, администрация муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес> не обращалась в Тимский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии на учет безхозяйного гидротехнического сооружения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора <адрес>ФИО5, главы Администрации МО «Погоженский сельсовет» <адрес>ФИО6, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» плотины на водных объектах относятся к числу гидротехнических сооружений, на которые распространяется действие указанного закона.

В силу п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из объяснений главы Администрации МО «Погоженский сельсовет» <адрес>ФИО6 а также сообщений Тимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прав на гидротехническое сооружение, расположенное на реке Оскол у села <адрес>, в качестве бесхозяйной вещи не производилась

Суд учитывает, что сами по себе нормы ст. 225 ГК РФ предусматривают право органа местного самоуправления обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Вместе с тем положения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят, в частности: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; (п.п. 8, 23, 26).

Ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагает обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на собственника либо эксплуатирующую организацию. Таким образом, при отсутствии собственника гидротехнических сооружений невозможно выполнение требований ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ об обеспечении соблюдения норм и правил безопасности при их эксплуатации.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес> на реке Оскол у села Погожее расположено гидротехническое сооружение, при этом документы, устанавливающие право собственности какого-либо юридического или физического лица на указанное гидротехническое сооружение отсутствуют, право муниципальной собственности муниципального образования « Погоженский сельсовет» <адрес> на гидротехническое сооружение не зарегистрировано.

В подобной ситуации обращение администрации «Погоженский сельсовет» с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнических сооружений является обязательным элементом реализации своих полномочий, предусмотренных п.п. 8, 23, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Оспариваемое прокурором бездействие администрации муниципального образование «Погоженский сельсовет» <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц (населения сельсовета) на жизнь, здоровье и безопасность, поскольку может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах заявление прокурора <адрес>ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в порядке ст. 225 ГПК РФ необходимо удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 246, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес>ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на реке Оскол у села <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Тимский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на реке Оскол у села <адрес>.

Обязать администрации муниципального образования «Погоженский сельсовет» <адрес> сообщить в Тимский районный суд <адрес> и прокуратуру <адрес> об исполнении настоящего решения не позднее чем в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения настоящего решения.

От уплаты государственной пошлины муниципальное образование «Погоженский сельсовет» <адрес> освободить.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующая судья: