Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2016г. п.Залари
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А. единолично,
при секретаре Дечковой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к казенному учреждению «Администрация Заларинского муниципального образования», ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действия казенного учреждения «Администрация Заларинского муниципального образования» по образованию земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, признании результатов аукциона от 23.11.2015г. по продаже земельного участка по лоту № 5 недействительными и отмене протокола № 2 заседания комиссии об определении победителя аукциона по продаже земельного участка, признании недействительными договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409
у с т а н о в и л:
В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением главы администрации Заларинского муниципального образования от 21.10.2015г. № 691 «О продаже земельных участков путем проведения аукциона» Заларинское муниципальное образование объявило аукцион по продаже земельных участков, собственность на которые не разграничена. В соответствии с данным объявлением на аукцион был выставлен земельный участок с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенный по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...> (извещение на сайте http://torgi.gov.ru №231015/0144284/02 лот №5).
Окончание приема заявок 18.11.2015г., аукцион назначен на 23.11.2015г.
23.11.2015г. данный аукцион по продаже земельных участков, в том числе по лоту № 5 был продан земельный участок с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенный по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>. Победителем аукциона была признана ФИО2.
Полагает, что проведение данного аукциона является незаконным и нарушает его права, свободы и реализацию законных интересов по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409 на кадастровом плане территории указанный земельный участок расположен в двух зонах ПЗ-2 (промышленные земли) и СХЗ-1 (земли сельскохозяйственного назначения), установленных Правилами землепользования и застройки Заларинского муниципального образования и генеральным планом Заларинского городского поселения, утвержденным решением Думы Заларинского МО №54 от 30.09.2013 года. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 38:04:010101:409 образован с нарушениями земельного законодательства Российской Федерации и с нарушениями Правил землепользования и застройки Заларинского муниципального образования и противоречит генеральному плану Заларинского МО, утвержденному решением Думы Заларинского МО № 54 от 30.09.2013г.
Он планировал приобрести земельный участок с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенный по адресу Иркутская область, <...> и принимал участие в указанном аукционе, кроме того был готов предложить за него более выгодную цену, чем победитель. Однако, данный земельный участок расположен вдоль границ земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) и доступ к данному участку будет ограничен, так как с трех сторон этот участок уже окружен другими сформированными земельными участками, с кадастровыми номерами № (<адрес>); № (<адрес>); № (<адрес>).
Кроме того, на данном земельном участке располагаются незаконные строения, что было установлено Заларинским районным судом при рассмотрении гражданского дела № при вынесении решения от 15.09.2015г., а на момент проведения данного аукциона строения так и не были снесены.
Учитывая данные риски (необходимость сноса строений, оформление и регистрация сервитута, риск признания аукциона незаконным) более высокую цену за земельный участок он не предложил так, как могли возникнуть дополнительные финансовые затраты для него как возможного собственника.
Первоначально просил признать незаконными действия казенного учреждения «Администрация Заларинского муниципального образования» по образованию земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская к область, Заларинский район, <...>; признать частично незаконным объявление казенного учреждения «Администрация Заларинского муниципального образования» по проведению открытого аукциона по продаже земельных участков, назначенного на 23.11.2015г., по лоту № 5 по продаже земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>; признать незаконным проведение и результаты аукциона от 23.11.2015г., проведенного казенным учреждением «Администрация Заларинского муниципального образования» по лоту № 5 по продаже земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>.
В последующем истец увеличил требования и дополнил их требованием о признании незаконным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>, заключенный между казенным учреждением «Администрация Заларинского муниципального образования» и ФИО2.
В дальнейшем в ходе рассмотрения дела истец предъявил иск с увеличением требований дополнив и указав, что 04.12.2015г. между казенным учреждением «Администрация Заларинского МО» и ФИО2 был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного адресу Иркутская область, <...>, который был зарегистрирован 16.12.2015г. в Управлении Росреестра по Иркутской области и 25.01.2016г. ФИО2 с целью избежать возможной передачи земельного участка в КУ «Администрация Заларинского МО» (в случае удовлетворения судом исковых требований по делу гражданскому №) продала земельный участок, расположенный по адресу Иркутская область, <...> гражданину ФИО3. Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем была сделана запись регистрации №.
Просит признать незаконными действия казенного учреждения «Администрация Заларинского муниципального образования» по образованию земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу: Иркутская область, Заларинский район, <...>; признать результаты аукциона от 23.11.2015г. проведенного казенным учреждением «Администрация Заларинского муниципального образования» по лоту № 5 по продаже земельного участка с кадастровым номером 38:04:0101011 расположенного по адресу <...> недействительными и отменить протокол № 2 заседания комиссии об определении победителя аукциона по продаже земельного участка от 23.11.2015г. по лоту № 5 по продаже земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларина район, <...>; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>, заключенного 04.12.2015г. между казенным учреждением «Администрация Заларинского муниципального образования» и ФИО2; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенного по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>, заключенного 25.01.2016г. между ФИО2 и ФИО3; прекратить право собственности гражданина ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 38:04:010101:409, расположенный по адресу Иркутская область, Заларинский район, <...>.
В судебное заседание истец ФИО1, ответчики ФИО2, ФИО3 не явились представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения участвующих в деле лиц, определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца, действующий в соответствии с положениями ч.6 ст.53 ГПК РФ на основании заявления ФИО4 просил удовлетворить требования ФИО1 по доводам изложенным в тексте иска.
Представитель ответчика казенного учреждения «Администрации Заларинского муниципального образования» действующая на основании доверенности ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что земельный участок по спорному адресу был не разграничен, право собственности на него ни за кем не было оформлено, при регистрации земельного участка о каких либо нарушениях, наложениях границ не указывалось, в противном случае орган кадастрового учета приостановил бы регистрацию, участники аукциона при опубликовании аукционной документации не высказали претензий и возражений, участвовало два лица ФИО2 и ФИО1, выиграла торги ФИО2, именно это видно и не устроило ФИО1.
Представитель ответчиков ФИО2, ФИО3 по доверенностям ФИО6 исковые требования не признал и пояснил, что он принимал непосредственное участие в аукционе от имени ФИО2 действуя на основании доверенности, каких либо нарушений по порядку проведения торгов со стороны администрации допущено не было. ФИО1 принимал также участие в торгах и был согласен со всем до того, пока не проиграл торги. ФИО2 приобрела земельный участок и не оспорила площадь и порядок его формирования, ФИО3 не возражает возвратить часть земельного участка администрации, если с их стороны имеются какие либо претензии. Считаю, что ФИО1 только проиграв торги решил их оспорить, до этого же с его стороны никаких жалоб по формированию земельного участка не поступало.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решении исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9,10,11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным земельным законодательством, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
С учетом названных норм администрация Заларинского муниципального образования является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, в связи с чем оснований для признания незаконным действия администрации по образованию земельного участка не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Установлено, что постановлением главы администрации Заларинского муниципального образования от 21.10.2015г. № 691 было принято решение о продаже земельных участков путем проведения аукциона, среди которых находится и спорный земельный участок, под номером лота 5, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:04:010101:409, находящийся по адресу: Иркутская область, Заларинский район, р.п.Залари, промзона, общей площадью 45097кв.м., для использования в целях: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности, объекты транспорта IV-V (производственная база, железнодорожный тупик).
Согласно отчета № по об оценке рыночной стоимости земельных участок стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409 определена в 1 939 200 рублей.
Обременения по использованию земельного участка в соответствии с его назначением на момент принятия главой муниципального образования решения о продаже отсутствовали, так как решением Заларинского районного суда от 15.09.2015г. был разрешен вопрос о сносе самовольных построек, на спорном по настоящему делу земельном участке и его освобождении лицом самовольно занявшим его, и довод истца, а также его представителя в части обременения участка строениями, не нашел своего подтверждения.
Фактическое же исполнение или неисполнение состоявшегося решения суда не является юридически значимым и не влияет на существо принятого органом муниципального образования решения о проведении аукциона.
Извещение о проведении аукциона, его предмете, аукционная документация были опубликованы в газете «<данные изъяты>» и на сайте Интернет, что не оспорено сторонами.
Заявку на участие в аукционе в отношении спорного земельного участка, под номером лота 5, подали ФИО2 и ФИО1
В аукционе принимали участие ФИО2 и ФИО1, и в соответствии с протоколом № 2 от 23.11.2015г. победителем торгов признана ФИО2
По результатам аукциона 04.12.2015г. между администрацией Заларинского муниципального образования и ФИО2 заключен договор купли-продажи указанного спорного земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, которая зарегистрировала право собственности на него в ЕГРП 16.12.2015г. и которая в дальнейшем по договору купли-продажи от 25.01.2016г. осуществила его отчуждение, продав земельный участок ФИО3, право собственности за которым зарегистрировано в ЕГРП 05.02.2016г. без ограничения прав.
Порядок проведения аукциона, его результаты сторонами не оспариваются, соответственно оснований для признания результатов аукциона недействительными и отмене протокола № 2 от 23.11.2015г. не имеется.
Истец ссылаясь на незаконность действий администрации и признание результатов аукциона по лоту № 5 недействительными ссылается на нарушение администрацией положений земельного законодательства по формированию земельного участка, указывая также на то, что он планировал приобрести земельный участок и был готов предложить более выгодную цену чем победитель, но поскольку данный земельный участок расположен вдоль границ земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:300 и доступ к нему будет ограничен, так как с трех сторон этот участок окружен другими сформированными земельными участками имеющими кадастровые номера, он не осуществил желаемого.
Сторонами не оспорено, что проведение аукциона по продаже земельного участка было публичным и открытым.
Каких либо замечаний от участников аукциона в отношении образования земельного участка в аукционную комиссию не поступило.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки местоположений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленным федеральным законом.
Регистрация спорного земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409 проведена и сведения в ЕГРП, согласно кадастрового плана внесены 25.09.2015г., каких либо замечаний при регистрации спорного земельного участка администрацией, указаний на наличие ошибки органом кадастрового учета не изложена, регистрации объекта не при останавливалась.
Торги в отношении спорного земельного участка признаны состоявшимися и не оспорены участниками, а также участником, выигравшим торги.
Статья 449 ГК РФ определяет основания, по которым торги могут быть признаны недействительными, и последствия признания этих торгов недействительными.
В части 1 статьи 449 ГК РФ указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (ч.2 ст.449ГК РФ).
Каких либо нарушений прав ФИО1, которые повлекли бы признание торгов недействительными допущено не было и на таковые не указано истцом, желание на участие в аукционе ФИО1 изъявил добровольно путем подачи заявления, при продаже земельного участка муниципальным образованием на торгах путем проведения аукциона ФИО2 выиграв торги не оспорила их результаты и не оспорила заключенный с ней договор купли-продажи земельного участка на условиях определенных аукционом.
Нарушений прав ФИО1 судом не установлено.
При изложенных выше доводах и обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 к казенному учреждению «Администрация Заларинского муниципального образования», ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действия казенного учреждения «Администрация Заларинского муниципального образования» по образованию земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409, признании результатов аукциона от 23.11.2015г. по продаже земельного участка по лоту № 5 недействительными и отмене протокола № 2 заседания комиссии об определении победителя аукциона по продаже земельного участка, признании недействительными договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:04:010101:409 ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Егорова